Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Так и сегодня, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, мы найдем в нем, в акафисте, обращение к Спасителю: «Иисусе пресладостный, преподобных радование!» Преподобных радование. Из этих слов нам открывается замечательная истина, что иноки, оставляющие мир и все, что в нем, обретающие покой в обителях, находят там не унылое, вялое, блеклое, невыразительное житие, в котором каждый день похож на предыдущий и последующий. Иноческая жизнь – это не тюремное заключение, как кажется иногда греховодникам, которые ежедневно топят свой ум в чаше с кипящей влагой, но инок обретает некую полноту. Хорошо о ней сказано в Священном Писании: «Христос есть полнота, все собою наполняющая». Он Сам, обращаясь к человеческой душе, изрекает в Апокалипсисе, книге Откровения: Аз есмь альфа и омега, начало и конец (Откр. 1, 8).
Для того-то мы все восприняли дар Духа Святого в таинстве Крещения, чтобы, пребывая в лоне семьи или выбирая иноческое призвание (каждому свое, каждому Господь предлагает путь, сообразный его собственному призванию), но занимаясь, по существу, одним и тем же, эту искру превращали в пламя. То есть, молясь Господу на всякий день и час, обращаясь к Нему со всякой нуждой, как малые дети к своим родителям, неся свой жизненный крест с терпением и благодарением, мужественно преодолевая все невзгоды, мы обретали бы сокровенную радость – ту самую, о которой говорил Спаситель, которую обещал Своим ученикам в беседе на Тайной Вечере незадолго до гефсиманских страданий и голгофского распятия. «Мир Мой даю вам, – вещал тогда Искупитель апостолам, – радость Мою даю вам такую, которую никто никогда не сможет у вас отнять».
Что это за радость? Это радость вечной жизни, ощущение которой преисполняет истинного христианина уже в земном бытии. Эта радость приходит к нам в таинстве Покаяния, исповеди, и о ней, опять-таки, свидетельствует слово Божие: «Радость о едином кающемся грешнике велика и на небе, и на земле». Это радость единения с Господом во Святом Причащении, так что мы начинаем, едва лишь только отойдем от Святой Чаши, разуметь соль и смысл слов, выбранных из псалмов Давидовых: «Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся».
«Иисусе пресладостный, преподобных радование!» В чем еще обретали подвижники сокровенное радование? Конечно, в уединении, которое означало для них встречу со Всемогущим, Всеблагим и Всепремудрым Богом. «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» – так словами Давидова псалма молится христианин, именуя Бога, страшного и неприступного в Его величии, радостью. Да, действительно, не ошибался преподобный Серафим Саровский, который говорил, что Дух Божий, едва лишь прикоснется к бессмертной человеческой душе, оживляет ее, радостотворит. Так на старинный манер выражался Саровский подвижник, говоря о взыгрании духа, ощущении удивительной внутренней полноты, осмысленности каждого мгновения, которое проживает христианин не один, но в единстве с Господом.
Радость преподобных – это еще особое, вышеестественное состояние ума, который у обычных, грешных людей заполонен мечтаниями, ненужными помыслами, домыслами. Иногда какой-то чехардой, ватагой вращаясь в нашем уме, они буквально приводят его в изнеможение. Речь идет о так называемых навязчивых мыслях, от которых человек, не привыкший молиться, не знающий, что Господа Бога можно попросить: «Избави меня, Господи, от дурных помыслов», мучается почти физической болью.
Радование преподобных – это ясный ум и чистое сердце, когда, выйдя на лоно природы, подвижник во всем созерцает невидимое присутствие своего Господа – и в шелесте листвы, и в сиянии ясного месяца, и во Млечном Пути, серебристым полотном пролегающем над его главою. Везде и всюду человек, чистый сердцем, видит присутствие Божие, знак, или печать, Его премудрости, силы и благости.
Конечно, наивно было бы считать, что иноки не имеют никаких печалей. На земле живем, и сами вы знаете, что годы часто прибавляют нам недугов и немощей. Везде люди, а значит, везде страсти, какие-то огорчения, смущения, но если человек живет со Христом в сердце, если он старается распространять вокруг себя свет и тепло любви, милосердия, терпения, то, поверьте, никакие человеческие коллизии и смущения надолго не задержатся в сердце. Очень важно поэтому вытеснять все отрицательное, негативное из души, призывая Иисуса Христа. Молитва Иисусова была и остается радованием благочестивого сердца. И когда мы, вооружившись крестным знамением, идем дорогой жизни с верой, терпением и любовью, освящая каждый час, может быть, каждую минуту, каждый миг нашего бытия призыванием имени Христова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – поверьте, какие бы скорби ни наваливались на нас, какие бы внезапные огорчения, беды ни сотрясали наше житие-бытие, Бог Своей вещей десницей всегда прикоснется к нашему челу, отведет уныние и печаль, а главное, даст нам крылья надежды и молитвы, укрепит нас в нашем делании. Человек, сильный духом, с Богом в душе, в состоянии преодолеть любые препоны, какие только не вырастают на пути нашем, препятствуя нам войти в Небесный Иерусалим.
«Иисусе пресладостный, преподобных радование!» Вы знаете, часто подвижник веры, сердце которого умягчено состраданием и любовью к людям, конечно, терпит скорбь. Нас огорчает, если наши близкие не идут дорогой веры, чести и добра, как мать не может не плакать, видя погибающего во грехах сына. Сердце болит за людей, но чем больше души мы вкладываем в нашу заботу о них, чем более печемся о них, ходатайствуем за них пред Божьим Престолом, тем больше сердце чувствует любовь Христову, и посреди скорбей и слез душа улыбается, потому что Господь необыкновенно близок ко всем, кто любит милость. И сбываются на настоящих христианах слова из Евангельских блаженств: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Записала Маргарита Попова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!