Духовные размышления. «Радуйся, Царствия нерушимая стена…»

4 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Дорогие друзья, мы вновь с вами встречаемся для того, чтобы потихонечку завершать наши беседы об Акафисте Пресвятой Богородице. И мне кажется, что некоторые настолько уже привыкли к этим беседам (а у нас их за плечами более пятидесяти), что ни морально, ни социально, ни поэтически, ни политически не готовы с ними расстаться. Конечно, есть выход: повторять эти беседы, извлекая из анналов телеканала «Союз» уже записанные передачи. Но думается, что мы найдем более остроумное решение. И когда мы исчерпаем материал Акафиста Богородице – возвышенный, поэтический, умиротворяющий сердца, мы обратимся к другому акафисту, равному которых, наверно, и нет.

Это Акафист Спасителю. Он составлен в раннем средневековье и по своей художественной образности, по высоте богословских прозрений, по своей содержательной и формальной красоте не имеет себе равных. Так что запас у нас большой – унывать не приходится. Дай Бог только мирного времени, и очень надеемся, что Америка нас поддержит. Хиллари Клинтон уже устала от политической борьбы и, как мы читаем в средствах массовой информации, уже подумывает о том, чтобы уступить свое место Трампу. Трамп (я сам далек от политики) немножко напоминает по своей экспрессии Жириновского: может и пошутить, может и сказать ироничные слова. Но самое главное, он глубоко симпатизирует Путину, в то время как Хиллари Клинтон, по-моему, затаила на него не слишком светлые чувства (дай Бог, чтобы я ошибался).

Итак, давайте возвратимся к непосредственному предмету нашей передачи. И хочу начать ее с вопроса: каких вы знаете знаменитых русских историков – ученых мужей, посвятивших себя исследованию тысячелетней русской истории? Пытаюсь услышать доходящие до меня ответы, но я ими не очень удовлетворен. Дело в том, что большинство наших телезрителей, кроме учебников советского времени, вообще историей не интересовались. Конечно, все знают Николая Михайловича Карамзина с его несравненным русским языком, творчески переработанным Александром Пушкиным и легшим в основу нашего московского говора, русского литературного языка.

Но у нас есть претензии к Карамзину: будучи масоном, к сожалению, он иные страницы истории, особенно относящиеся к XVI веку, писал недобросовестно, писал в основном с каких-то иностранных реляций, отчетов, воспоминаний. И в плену у карамзинского восприятия «московского царства» XVI столетия оказались едва ли не все последующие историки, некритично переписывавшие те фантазии, которые, к стыду Николая Михайловича Карамзина, оказались помещенными, как ложка дегтя в бочке меда, в его многотомном сочинении. Но хочется все-таки сказать, что Карамзиным наша историография не исчерпана. Есть у нас Сергей Соловьев – очень прилежный и добросовестный историк. Есть знаменитый Ключевский, который преподавал в стенах Московской духовной академии. Надеюсь, что кому-то из наших собеседников многое говорят имена Нечволодова, Платонова.

И в связи с этим я сегодня хотел бы задать вам вопрос номер два: отчего падают и сокрушаются царства и государства? На этот вопрос отвечал Гумилев – один из наших самых эрудированных и многострадальных историков XX столетия. Между прочим, он ввел термин пассионарности нации, то есть особой одаренности того или иного народа, брызжущего творческими силами. И по теории Гумилева, царство не может существовать более тысячи лет. Такова судьба красавицы Византии, такова судьба русского царства, которое рухнуло, к сожалению, в начале XX столетия. Впрочем, «дети зубров не хотят вымирать», как поется в известной песне «Беловежская пуща». Злосчастная пуща: три зубра там собрались, обманув народы Советского Союза и разделив то, что собирали предки, когда молодые республики, убежав друг от друга, мало-помалу потеряли свой суверенитет, который сегодня нужно с великими потами и трудами всем нам вместе восстанавливать.

Итак, по Гумилеву, государство живет примерно тысячу лет, а затем начинает медленно обрушаться. И великая катастрофа, когда стена падает, подточенная то ли артезианскими водами, то ли осадками и дождями, то ли падает под напором вихря и ураганного ветра. Я не имею в виду, конечно, Берлинскую стену (город Берлин некогда был разделен на зоны влияния союзными войсками). Меня интересует моя родина, которая пережила в XX столетии страшное фиаско, притом не единожды, а дважды: в начале и в конце XX столетия.

Как выстроить такое здание, которое выдержало бы любые сейсмические толчки? Как укрепить государственность настолько, чтобы майданов, выношенных по американскому, точнее англо-саксонскому сценарию, не было. Не будем все валить на простых американцев – это народ, беззаботно жующий хот-доги, смотрящий блокбастеры, ему некогда делать революции. А вот политическая элита занимается своим черным делом весьма успешно, и то не вся, а та, которая относится к сообществу неоконсерваторов. Как культурным народам Сирии, России, несчастной Югославии, которая сегодня напоминает «тришкин кафтан», безбожно разорванный и разодранный на кусочки, Ближнему Востоку восстановить государственность, насчитывающую многие столетия, если не тысячелетия? Где и в чем обрести точку опоры?

Ответ на этот вопрос мы с вами найдем в Акафисте Пресвятой Богородице, который, как мы видим, является своего рода нравственной энциклопедией, разрешающей или таящей разъяснения на самые сложные вопросы философии, истории, политики и прежде всего нравственности. Обращаясь к Богородице, мы именуем Ее ныне Нерушимой Стеной: «Радуйся, Царствия нерушимая стена». Если вы знаете, есть даже соответствующая икона, красующаяся, прежде всего, в Киевской Софии – древнейшем и самом благолепном храме матери русских городов, выстроенном Ярославом Мудрым. Там, под куполом, на золотом фоне красуется мозаика: Пречистая Богородица в полный рост стоит, воздевая руки к небу; это и есть знаменитая византийская древнерусская Оранта Нерушимая Стена Царствия.

Отчего же падали царства, сгибла Византия сначала под ударами лукавых рыцарей папистов латинян, которые сегодня так политесны и так хотят наладить отношения с русским миром, потом под напором турок, заполонивших вместе со своими конями Айя- Софию – великий константинопольский храм Святой Софии? Мне кажется, потому шатались царства, потому пьяные матросы сумели наводнить собою Зимний дворец, а прежде предатели, изменники, генералы, как ни пытались обелить их биографы, свезли царя на станцию «Дно» и там вырвали у него из рук скипетр и державу, по существу свершив подлейший государственный переворот (и история еще разберется, было отрешение государя от власти либо это наглый обман, которому до сих пор не разучился верить наш народ), что скудели сердца верой и любовью к Триипостасному Божеству, отвращались умы и сердца от Пречистой Девы Марии, Которая явилась орудием нашего спасения, подарив человечеству Христа. Тогда в обществе умножается неверие и разврат – это две подружки, которые сидят на карнизе государственности, весело болтают ногами и, обольщая людей, свершают адову работу, низвергая царства, устраивая геноцид собственному народу, оставляя вместо исторического национального самосознания черную дыру, которую залатать невозможно в течение нескольких десятилетий.

Вот и сегодня, дорогие друзья, важно утверждение нашей государственности, а заодно воцарение в умах и сердцах порядка, адекватных действительности суждений, возрождение творческой силы нашего народа, мужества и рыцарства – в мальчиках, женственности – в девочках, которые сегодня, читая гламурные журналы, издаваемые однополыми существами, не превращались бы в кикимор, теряя потенцию к материнству, заболевая анорексией и сдавая позиции делателям зла. Сегодня необходимо с детских лет нашим мамам, укладывая спать малышей, вместо или вместе с колыбельной петь молитву «Богородице Дево, радуйся», о которой сказал поэт:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

И если наши дети будут с малых лет, с первого класса (включая выпускной – одиннадцатый) благоговеть перед девством, чистотой, радостью материнства Богородицы и, находясь под Ее покровом, будут сознательно уклоняться от вызовов, соблазнов современности, верим, что враг не пройдет и все его немощные попытки поколебать среднерусскую возвышенность с треском провалятся в тартарары. А мы с вами, возрождая жизнь в наших городах и селах, взявшись за руки, еще поможем и бедняжке Европе, которая воздыхает сегодня очень тяжело, покрестить всех мигрантов и гастарбайтеров. И таким образом осуществится мечта нашего президента, который высказал мысль о едином экономическом пространстве от Владивостока до Лиссабона. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать