Духовные размышления. «Иисусе, души моея утешителю…»

3 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Вновь с вами, дорогие друзья, будем размышлять о смысле нашего земного бытия, прибегая к словам Акафиста Иисусу Сладчайшему. И прежде всего хочу напомнить себе и вам, как редко сегодня встретишь людей, которые были бы подлинно счастливы, наслаждались бы полнотой внутренней жизни, чувствовали и осознавали гармонию ума и сердца. Душа мало у кого остается хозяйкой, царицей над телом, и как часто уныние и печаль, недовольство и разочарование, постоянные жалобы на жизнь и окружающие обстоятельства, немирные отношения с людьми говорят, что человек не нашел себя самого, не нашел место в своей жизни, а главное – не обрел точку опоры в Боге, Господе нашем Иисусе Христе, Который есть полнота, все собою наполняющая, Который, по удостоверению Священного Писания, есть «камень краеугольный и многоценный». Так что, веруя в Него, никто из нас не постыдится.

Обратимся же к Акафисту Иисусу Сладчайшему и обретем в нем такое драгоценное обращение к Спасителю: «Иисусе, души моея утешителю». Кто из нас сегодня не ищет утешения, успокоения, умиротворения? Многие пытаются это делать, заполняя душу каким-то суррогатом: кто-то погружается в виртуальный компьютерный мир, кто-то требует хлеба и зрелищ, иные откровенно унижают и уничтожают свою душу грубыми чувственными удовольствиями и страстями. Но чем больше гоняются за виртуальными удовольствиями, тем больше их душа мрачнеет и никнет, как птица с переломанными крыльями, которой уже никогда не суждено взлететь и от земли подняться в небо. И как важно, увидев в себе этот раздрай – «тот разброд и те шатания», – вспомнить про блудного сына, который, потратив все имение на блудниц, придя в тягчайшее нравственное расстройство, вспомнил об отце и, разорвав отношения с жителем темной страны – диаволом, заставлявшим несчастного пасти свиней, обратил свои стопы к свету – к отчему дому, где его уже ждал Отец Небесный с распростертыми объятьями и неизреченно утешил Свое заблудшее чадо, простив ему согрешения по избытку великодушия и щедрот, сняв с него изветшавшее рубище и облачив его в чистую одежду оправдания, нанизав на его палец перстень оправдания, ввел в чертог праздничный, где уже был заколот телец, и стал веселиться, что сын сей был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся.

«Иисусе, души моея утешителю». Почему лишь Христос – Бог во плоти, распятая и воскресшая любовь – силен человеческую душу обновить и окрылить, возвратить ей подлинное бытие, принести ей ту радость, которой этот видимый мир со всеми его соблазнами и искушениями никогда не даст человеческому сердцу? Христос есть начало и конец, Альфа и Омега нашего бытия, Он сотворил нас, а не мы произвели себя сами на свет Божий. Он вложил в нас Свой бессмертный одушевленный образ. В устремлении ко Христу мы обретаем нравственный стержень бытия. Вступить в союз со Христом через веру, крещение, покаяние и жизнь по заповедям – значит обрести ощущение подлинной жизни, найти тот царский путь, шествуя по которому человек воскликнет: «Эврика! Я нашел абсолютный смысл своего бытия». Ибо только в устремлении творения к Творцу, человека к Богу, ученика к Учителю мы ощущаем, обретаем за спиной крылья здравого смысла и той радости бытия, которая именуется человеческим счастьем.

«Иисусе, души моея утешителю»… Чем утешает Христос Своих учеников? Своим Собственным присутствием, сопребыванием, таинственным обитанием в нашем сердце Его Божественной благодати. И тот, кто с искренним сердцем кается в согрешениях, с детской верой и упованием причащается Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, знает, о чем я говорю: причастник восклицает в глубинах своего духа: «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!», когда каждый миг становится для нас значительным – мы в Боге, а Бог в нас. И мир начинает сиять всеми первозданными красками так, что причастник чувствует себя тем самым Адамом, новосотворенным человеком, в которого вдохнул Творец дыхание жизни и ввел его в рай, в Эдем сладости, пребывая в котором человек общался с Богом лицом к лицу.

«Иисусе, души моея утешителю»… Свято место пусто не бывает, не правда ли? И если мы отдалились от Христа, перестав молиться Ему как живому Богу, если мы свою собственную совесть запачкали, запятнали нераскаянными грехами, давно не раскрывая их на исповеди, если мы попрали вечный неизменный нравственный закон, который начертан Богом в глубинах нашего духа, то о каком утешении можно говорить? Совесть обличает человека и осуждает, душа болит, так что невольно на память приходят слова поэта: «И скучно, и грустно, и некому руку подать». Но едва лишь только мы примиряемся с вечной правдой Божией, едва лишь только мы вспомним главнейшие заповеди закона о любви к Создателю, проявляемой в непрестанной молитве и любви к ближнему через искренние дела милосердия, служения и сострадания, как душа вновь обретает потерянный ею свет, вновь чувствует в себе присутствие жизни. И скажутся тем же поэтом, но уже совершенно другие слова, проникнутые мажорным чувством: «И верится, и плачется, и так легко, легко».

Как же встретить Господа Иисуса Христа в этой жизни, помимо участия в таинствах Покаяния, Причастия, о чем я только что сказал? Господь, как вы знаете, стоит за каждым из братий Его меньших – за каждым человеком, который встречается нам на пути. Вспомним, на Страшном Суде Спаситель спросит и с нас шесть дел заповедованного им в Евангелии милосердия: больного посетить, находящегося в заключении навестить, голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного ввести в дом и обогреть, нагого одеть. В этих добрых деяниях проявляется то сострадание к немощной человеческой природе, которое мы обычно испытываем в отношении собственных детей или родителей, но которое мы должны распространять на весь окружающий нас мир.

Итак, если мы хотим, чтобы Иисус утешил наше сердце неизреченным утешением, если мы хотим чувствовать вкус земной жизни так, чтобы хлеб был сладок и свет мил, – оглядимся вокруг и увидим тех, кто нуждается в нашей помощи, молит нас о сострадании. И даже если мы не в состоянии материально помочь человеку, никто и ничто не препятствует нам тому улыбнуться, этому сказать доброе слово, третьего поддержать, проявив сердечное участие. И мы увидим, как наше прежде холодное, черствое, эгоистическое, склонное к унынию и депрессии сердце начинает просветляться, умягчаться, окрыляться. И, войдя во вкус благого, доброго, участливого расположения к людям, мы незаметно для самих себя на стезях земной, обыкновенной будничной жизни обретем подлинное, непреходящее счастье, при том что оно будет не только временным, но и вечным, ведь лишь любовью питается, живет человеческая душа.

Деятельное милосердие – это то единственное сокровище, которое мы можем удержать и соделать своим вечным достоянием, это та драгоценность, которую мы возьмем из видимого мира в мир невидимый. Деятельное милосердие становится светлой одеждой души, отзывается ясностью наших мыслей, умиротворением сердечным. Милость Божия снисходит на милостивого человека, так что и демоны обращаются в бегство, и ангелы приближаются к нам, и совесть человека свидетельствует, что на Страшном Судище Господнем он не будет осужден милостивым Владыкою, Который всем нам дарует заповедь: «…будьте милосерды, как Отец ваш Небесный милосерд есть».

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 ноября: 15:15
  • Вторник, 28 ноября: 05:30
  • Четверг, 30 ноября: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы