Духовные размышления. «Иисусе, научи мя непотребнаго…»

2 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, как вы думаете, как вам кажется, какое качество, свойство отличает современного человека, ему присуще и прежде всего бросается в глаза, когда вы общаетесь с обывателем, современным пользователем, с обыкновенным мирским господином, не имеющим слишком великих духовных исканий, поисков, желания осмыслить свою жизнь под знаком вечности? Итак, чем прежде всего отличен, замечателен современный человек? На этот вопрос могут быть совсем разные ответы. Но мне кажется, я не ошибусь, с высоты прожитых лет сказав (а у батюшек, согласитесь, широкое поле для наблюдения), что современные люди часто довольны самими собою: самодовольны, самодостаточны. Они себя почитают хозяевами собственной жизни, верят в свой успех, особенно если речь идет о современной молодежи, и редко-редко когда испытывают чувство собственной ущербности, слабости, немощи. Хотя оборотная сторона самодовольства – это уныние, негатив, недовольство всем и вся вокруг себя. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Замечено: пока человек доволен самим собою, пока апломб и гонор тайно или явно питают его намерения, пронизывают его слова и действия, такая душа редко смотрит на небо и уж вовсе не испытывает потребности молиться, молить, просить Создателя о чем-либо нужном для себя. И это состояние нравственной коросты может продлиться сколь угодно долгое время, пока жизнь своими острыми углами не начнет выбивать из нас эту тайную гордыньку. И как часто бывает, что находясь первую половину жизни на гребне волны, приписывая себе успех и видя в самом себе истину в последней инстанции, человек, сильно упав и разбившись, почувствовав, что крылья за его спиной сломлены, желая летать, ползает по земле.

И начинается в душе какая-то иная работа – мысль поднимается к небу: «Господи, помилуй! Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест мой донести». И многие приходят к зрячей горячей вере в Господа нашего Иисуса Христа, столкнувшись со всесторонним внутренним кризисом; ощущая какую-то черную полосу в своей жизни, вдруг убеждаются, что человек очень слаб и не все находится в его власти. Без Бога, как говорится, не до порога. И человек, потирая ушибленные бока, наконец обретает точку опоры в Господе Боге – Всемогущем, Всеблагом и Вездесущем, Который и вкладывает в наше сердце импульс Божественной благодати, сообщает душе поступательное движение.

Сегодня, вновь раскрыв Акафист Иисусу Сладчайшему – а именно из этого замечательного древнего текста мы черпаем мысли для наших духовных размышлений, – я обращаю ваше внимание на такое прошение, на такую молитву, обращенную к Спасителю: Иисусе, научи мя непотребнаго. Вот уж какое неласковое в отношении к самому себе словечко: «непотребный» – это почти что ругательство. Нет, не ругательство, но то, что называется трезвой самооценкой, критическим взглядом на самого себя. С церковнославянского языка, равно как и с современного русского, переводя это слово, подыскивая соответствующие синонимы, мы найдем такие слова, как никуда не годный, никому не нужный, слабый, немощный, бесталанный.

Словом, применяя этот нравственный термин к себе самому, человек как будто бы расписывается в своей полной несостоятельности и немощи. Но при этом не замыкается в себе и не входит в депрессивное состояние, не забирается в какое-то подполье, где начинает строчить свои записки, полные иронии и сарказма. А человек, убедившись в том, что он слаб, как ребенок, не сдавший, проваливший экзамен, обращает свои глаза к небу, где видит лик Господа и Спасителя Иисуса Христа. «Господи, я слаб и немощен, я наделал кучу ошибок, вся моя жизнь – это какое-то судорожное искание, я запутался в трех соснах. Но Ты, Воплощенная Премудрость и Сила, научи меня, просвети, наставь непотребного и никому не нужного, как будто находящегося на обочине жизни, подыми, очисти и поставь на служение Тебе. Дай мне силы, Господи, к тому, чтобы выполнять веление совести своей; разумной, созидательной деятельностью прославлять Твое святое имя».

Итак, анализируя духовный смысл этого краткого прошения, взятого из Акафиста Иисусу Сладчайшему: Иисусе, научи мя непотребнаго, – мы дознаём и понимаем, какое значение в духовной жизни христианина имеет самоукорение. Самоукорение отличается от разъедающего душу самоанализа. Самоукорение не имеет своим результатом уныние и печаль, расслабление и отчаяние. Самоукорение я бы сравнил с выпалыванием сорняков из грядки. И, вооружившись самоукорением как некой тяпкой, мы призваны в течение дня изыскивать вину в себе, в различных неприятных ситуациях не сваливать с больной головы на здоровую, но, критически воспринимая самих себя, призваны в свете благодати Божией, разумея закон правды и любви, корректировать свою деятельность, исправлять ее, сочетая два делания, два весла, работая которыми мы обретем поступательное движение: это самоукорение – средство против самообольщения, самодовольства (а мы начали сегодняшнюю беседу с рассуждения о самодовольстве как о какой-то болезни, темной печати на лбу современного человека, оттиснутой лукавым) и молитва.

Итак, сочетая самоукорение и молитву, христианин, отрешаясь от самообольщения, самовлюбленности, нарциссизма, самоуверенности, гонора, всего того, что свойственно неопытной молодежи, взращенной в духе и в признании ложного чувства собственной исключительности, обретает в сердце приток Божественной благодати. Почему? Да потому, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

«Иисусе, научи мя непотребного. Я, Господи, слаб и немощен, мой ум часто запутывается в беспорядочных мыслях. Но Ты, Иисусе, есть Отчая Премудрость, осени меня Твоим Божественным разумом, разумением, чтобы моя мысль не путалась и не рвалась, а была ясной, последовательной, логичной; чтобы я нащупал тропу бескорыстной любви, не сбиваясь с нее, не уклоняясь ни ошуюю, ни одесную».

«Иисусе, научи мя непотребного. Сердце мое слабо и растленно, неприязненные чувства гордыни, гнева, похоти пометают мною, как волны челноком. Дай мне, Господи, мир и равновесие ума и сердца. Научи мя непотребного. Избави меня от вредных привычек, от дурных навыков; соделай мою волю целеустремленной, крепкой и сильной. Научи меня быть учеником Твоим – смиренным, кротким, терпеливым, мужественным, ответственным. Даруй мне смирение, разум. Научи меня, Господи, служить Тебе и прославлять Твое святое имя со Отцом и Святым Духом. Аминь».

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать