Духовные размышления. «Иисусе предивный, мучеников крепосте…»

1 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Приветствую вас, дорогие друзья! Мы с вами вновь беседуем о самых важных и насущных делах и обращаем наш мысленный взор в полюбившийся не только нам и вам, но многим и многим поколениям христиан, начиная от раннего Средневековья, акафист Иисусу Сладчайшему, где находим такое обращение к Спасителю: «Иисусе предивный, мучеников крепосте…» Вновь превосходная степень прилагательного. Предивный – Тот, Кто вызывает не просто удивление, а изумление, Тот, Кто свершает непостижимые, не вмещающиеся в человеческий ум чудеса. Слово «предивный» дышит какой-то радостью. «Дивен еси Бог творяй чудеса, Чуден Советник, Великого Совета Ангел» – слова из пророка Исаии, о котором мы совсем недавно с вами говорили.

Итак, Спаситель – предмет нашего удивления. Мы, предстоя ему вместе с бесплотными ангелами, трепетно славословим величие и вездесущие Создателя: «Иисусе предивный, мучеников крепосте». Да, совершенно точно сказано. Источником нравственной силы для исповедников веры был и остается Господь Иисус Христос, претерпевший за нас мучительнейший вид казни – распятие, вкусивший горькую смерть на Голгофском кресте и победивший смерть воскресением. Господь взял на Себя наш грех. Господь заступил то место, которое заслужили мы собственными беззакониями. Но, оправдывая всех верующих в Него и животворя наши сердца Божественной благодатью, Спаситель призывает нас к мужественному противостоянию: «Мужайтесь, ибо Я победил мир. Тот лишь может быть Моим учеником, – свидетельствует Слово воплощенное Господь Иисус Христос, – кто, отвергнувши себя, возьмет крест и вслед за Мною пойдет».

Среди таких крестоносцев на первом месте по справедливости стоят мученики за Христа. Именно им, не побоявшимся пролить свою кровь за Господа, не отрекшимся от имени Спасителя перед лицом свирепых и бесчеловечных мучителей, Господь дает высшую награду: еще прежде Страшного Суда, прежде всеобщего воскресения мученики уже воскресли душою. Они уже предстоят Спасителю лицом к лицу, наслаждаясь лицезрением Славы Божией, становятся орудиями Его Промысла, действующего в этом грешном подлунном мире. Мученикам Господь Бог дает дерзновение участвовать в ткани мирового исторического процесса. Они отзываются на мольбы, на прошения земного колена Церкви, христиан, которые еще во плоти, и помогают им, зачастую являясь в видениях, откровениях, а то и видимо для окружающих и вовсе чуждых христианских убеждений людей.

Иисусе предивный, мучеников крепосте! Сегодня находятся такие люди, которые дерзают учить, намекают современным христианам, что вечные муки на самом деле не вечные, и еще бабушка надвое сказала, продлятся ли после Страшного Суда вечные муки в бесконечные миллионы лет или Бог, дескать, по милосердию Своему прекратит эти мучения и всех достойных посрамления, может быть, включая и Иуду и самого сатану, переведет каким-то образом в место светлое, беспечальное, где праведники созерцают Лице Божие. Одним из доводов против этих небылиц и умственных, рационалистических заблуждений является повествование о страданиях древних мучеников – великомученицы Варвары, прекрасной невесты Христовой, великомученицы Екатерины, великомученика Георгия Победоносца. А какие же там свидетельства находятся?

Если вы сами раскроете жития Димитрия Ростовского, вы увидите, что большинство мучеников были искушаемы своими палачами. Царские сатрапы и слуги, желая устрашить безбоязненных свидетелей веры, раскладывали перед ними самые орудия пыток: раскаленные пики; булавы, утыканные гвоздями; решетки, добела накаленные на огне; кипящую смолу. И, подведя оголенных мучеников к этим орудиям казни, говорили: посмотри внимательно, неужели ты хочешь загубить свою юную и прекрасную жизнь, веря в какого-то распятого? Вот, смотри, стол, заставленный яствами, винами, фруктами, хорошо поджаренным мясом, вот прекрасные женщины, которые ждут и будут услаждать твою плоть. Выбирай: вот эти орудия пыток, смерть – или прекрасная земная жизнь во всем ее великолепии? И что же мученики? Они говорили себе: лучше сейчас я претерплю эти земные страдания, но войду в вечный покой, буду царствовать со Христом Искупителем, чем, отрекшись Христа, потеряв благодать Святого Духа, оскорбив Господа своего, я проведу в тлении краткую земную жизнь и наследую ад. Что же они говорили, о чем мыслили? Они говорили о том, что памятование о вечных муках и страх перед вечной казнью, уготованной диаволу и ангелам его, а также всем отрекшимся от Христа, всем любителям тьмы и греха, памятование о вечных муках влагало в них бесстрашие перед земными мучениями, потому что земное пламя по сравнению с огненной геенной – это как картинка, на которой изображен костер, по сравнению с реальным огнем.

Иисусе предивный, мучеников крепосте! Одним из таких мучеников был Георгий Победоносец, комит (то есть он был командиром, командармом в войске римского императора). И когда стало известно о христианских убеждениях Георгия, ему было предложено отречься от Христа и продолжать воинскую службу. Но тот сам снял с себя знаки воинского отличия, расстегнул пояс и сказал: «Я христианин и готов доказать тебе, что мы, рабы Всевышнего Бога, сильнее ваших прещений и устроений; мы, рабы Небесного Бога, сильнее ваших прещений и угроз». Тяжело читать повествование о том, как мучили святого Георгия. Между прочим, у Грузинской Поместной Церкви есть даже особый день, когда вспоминается колесование великомученика Георгия Победоносца. Но он не издал ни единого стона, не просил пощады, он только молился: «Иисусе Христе, укрепи меня!» И получил просимое, как будто бы страдал, находясь вне собственного тела. Тело это осталось нетленным. До сих пор частицы цельбоносных мощей великомученика Георгия можно обретать в православных храмах вселенной.

Но и по смерти он явился живым и крепким, о чем свидетельствует чудо Георгия о змии. Да, там, в Малой Азии, и поныне водятся вараны – плотоядные ящеры, которые могут сожрать ребенка, если схватят его ненароком. И святой великомученик Георгий явился с небес на белом коне, спасая некую дочь языческого правителя, которую по фанатизму, языческому помрачению, приговорили в жертву их скверному божеству – такому варану, условно названному драконом. Святой Георгий ударом копья попирает гадину, умерщвляет ее и входит в город, притом изумленные жители видят, что к луке коня притачан, привязан этот наводивший на них ужас дракон.

Ну а мы до сих пор не расстаемся с мучеником Георгием, изображение которого красуется на гербе Москвы, на автотранспортных средствах государственной автоинспекции. Святой Георгий – символ победы сил света над тьмою, и мы знаем о многих мучениках, кровью которых утвердилась наша вера, более того, распространилась в страшные, темные языческие времена третьего–четвертого–пятого столетий в таких странах, как Персия или Африка, где даже допускались человеческие жертвоприношения. И благодаря вере мучеников в Иисуса предивного, Иисуса, Который с нами во все дни до скончания века, Который утраивает и удесятеряет силы простых и немощных своих последователей, учеников, эта вера торжествует. Она распространена на всех континентах, и поныне не оскудело число тех последователей Господа, которые готовы заплатить самой жизнью, но, укрепляемые Божьей благодатью, становятся крепкими супротив железа, стали и огня, прославляя и жизнью, и смертью своею Христово Воскресение.

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать