Чувство меры

17 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Бачинин председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Передача из Екатеринбурга.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители православного телеканала «Союз». В эфире программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Лев Бохолдин. Сегодня мы беседуем с протоиереем Игорем Бачининым, председателем Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Прошу Вас по традиции благословить перед программой нас и наших зрителей.

- Бог благословит всех, кто собрались вместе с нами, чтобы разделить радость нашего православного общения.

 

- Сегодняшняя тема программы «Чувство меры». В Священном Писании есть строки: «Какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет». Человек всегда ищет это чувство. Врачи говорят, что любое лекарство в определенной мере ― яд, а любой яд в определенной мере - лекарство. Что значит чувство меры?

- Думаю, что чувство меры - индивидуальное восприятие человеком обстоятельств жизни, близких, друзей, Промысла Божия. Как говорил о некоторых Христос «смотрите и не видите,  слушаете и не слышите». Наверное, это касается и того, что мы по-разному воспринимаем действительность. Это определяется нашим христианским мировосприятием, духовными традициями и опытом, в которых укоренился человек.

 

- В чем прежде всего надо знать меру?

- Если мы христиане, то помним, что Господь учил нас прежде всего искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Восхождение в Царство Небесное является основополагающим в нашей земной жизни. Мы должны знать меру наших возможностей, тех усилий, которые мы можем приложить в той или иной деятельности.
Мы живем во времени, и часто многие люди говорят, что им не хватает времени на какие-то дела. В этом случае можно сказать, что человеком утеряно это чувство меры. Потому что количество времени у каждого человека, независимо от его убеждений, одинаково - 24 часа в сутки. Какие приоритеты расставит в своей жизни человек, и какой мерой он будет их расставлять, определит плоды его земной жизни.

 

- То есть времени не хватает на то, что нам необходимо, потому что мы неправильно определили меру вещей?

- В современной науке есть специальное направление - тайм-менеджмент. Проблема правильного распределения времени существует не только у православного христианина, но и в том социуме, в котором мы живем. Христианам проще, потому что у нас есть мерило нашей земной жизни - поиск Царства Небесного, остальное же, как говорит Господь «приложится вам».

 

- К сожалению, в современном мире целая индустрия по убийству времени, то есть различные занятия, с помощью которых можно избавиться от времени. И на первом месте среди них, пожалуй, уже не алкоголь.
Сейчас идет Рождественский пост, и многие люди ждут его с нетерпением, потому что это время четких рамок, когда знаешь, что можно и что нельзя. Но заканчивается пост, и человек начинает возвращаться к прежнему образу жизни. Как установить здесь правильную меру?

- Действительно, в  настоящее время большинство людей, даже ходящих в церковь, упрощенно воспринимают пост. Кто-то видит в нем только гастрономическую часть. Большинство понимает, что это время, когда не надо делать плохих поступков, но надо ограничивать себя в алкоголе, следить за своим языком и за своими мыслями, но это уже следующий этап духовной жизни. Однако если человек ограничивается только этим, утрачивается суть. Ведь Христос говорил нам такие слова: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». К сожалению, мы забыли, что чувство радости, та полнота, которая наполняет человеческие душу и сердце, является мерой нашей духовной жизни, тем ориентиром, по которому мы можем сравнивать нашу духовную жизнь. Если человек не имеет этого чувства, он должен понимать, что делает в своей жизни что-то не так. Это главный ориентир, чтобы не сбиться в пути. Например, я могу ограничить себя в пище, но, глядя, как другие на новогоднем корпоративе едят все, он испытывает внутренний ропот. То есть формально человек соблюдает все требования, но внутренне не испытывает от этого никакой радости.
Человек может взять на себя труд больше молиться, но, вычитывая определенное количество, при этом считать, сколько же еще осталось до конца. Никакой радости от такого духовного подвига нет. Богу не нужны ни вычитанные тексты, ни та пища, которую мы не съели в пост, но начинаем наверстывать после Рождества, Ему нужна внутренняя радость сопричастности Христу. Пост как раз и является периодом времени, когда Церковь очень мудро, как любящая мать, напоминает нам о том, что главное - это испытывать радость жизни со Христом.

 

- Получается, что мера должна быть и в соблюдении аскетических подвигов, здесь тоже важно не переборщить?

- Конечно. Ведь есть такое понятие как «радение не по разумению». Это нередко бывает с неофитами, которые только что пришли в Церковь, начитались об аскетах и пустынниках и решили, например, взять на себя подвиг безмолвия. Любящая супруга спрашивает: «Дорогой, как мы проведем ближайшие выходные?» Но тот безмолвствует, и жена из любящей супруги становится негодницей, которая лишает его душевного мира. От такого подвига вряд ли он сам, его семья и супруга приобретут какую-то пользу.

 

- Вопрос телезрителя: В Евангелии есть слова «Как хочешь, чтобы поступали с тобой люди, так и ты поступай с ними». Если я хочу, чтобы меня прославляли, угождали, закрывали глаза на то, что я приворовываю, и, соответственно, сам я буду закрывать глаза на то, что они страдают этими страстями. Получается круговая порука.

- В Евангелии, действительно, есть слова «Как ты хочешь, чтобы поступали и относились к тебе, так и ты относись к другим людям». Но я не услышал от телезрителя собственно вопроса.

 

- Попробую переформулировать вопрос: Если мы будем много прощать своим ближним, то не будем ли создавать порочный круг, когда все друг другу будут все прощать и покрывать незаконные вещи. Существует ли какая-то мера, когда надо переставать прощать и начинать требовать?

- Действительно, если взять за основу высказанную мысль, то, я бы сказал, что в ней нет Промысла Божия. В той единственной молитве, которую нам дал Сам Господь, мы просим об оставлении нам наших грехов, как и мы оставляем грехи другим людям. В Евангелии ученики спросили, сколько раз надо прощать, и Господь ответил, сколько раз просят, столько и нужно прощать.  Подобного вопроса не возникает, когда человек понимает тяжесть собственных прегрешений перед Богом. Если Господь готов простить тебе даже те грехи, которые ты еще не совершил, и ставит прощение в зависимость от того, как ты сам прощаешь грехи других людей, то, конечно же, прощать надо всегда и прощать надо все. Вспоминаю слова митрополита Иоанна Снычева, который говорил, что он всегда всем все прощал, но никогда ничего не забывал.

 

- По Вашим наблюдениям, люди больше прощают себе или другим? За кем человек следит более пристально?

- Конечно, чаще всего человек оправдывает свои поступки, извиняет себя самого, находит объяснения. Если тот же поступок совершает другой человек, его он как раз простить не может. Это наносит ему сердечную рану, и он долго думает об этом. И если говорить о понятии меры, то ты хочешь, чтобы Господь простил тебе твои безмерные грехи, а сам начинаешь мерой мерить грехи другого человека. Поэтому приводится пример, что сколько раз человек согрешил, столько раз ему и нужно простить, а лучше сказать: не держи ни на кого зла. Фраза «всегда радуйтесь и непрестанно молитесь», даже если по отношению к тебе совершаются несправедливые поступки, и является мерой. Мерило радости и будет правильным в этой ситуации.

 

- Значит, нам никогда нельзя быть жестко требовательными?

- Мы не хотим, чтобы «жестко требовательными» были по отношению к нам, но чтобы нас похвалили, отметили, уделили нам внимание. Если ты хочешь, чтобы к тебе так относились, то и сам так поступай. Если хочешь, чтобы люди были требовательными к себе, сам будь требователен по отношению к себе. Правильнее было бы спрашивать и требовать в первую очередь с себя, и своим примером вдохновлять тех людей, которые находятся рядом с тобой, чтобы и они могли последовать твоему примеру.

 

- Таким образом, ответом на вопрос телезрителя будет: если ему не нравится, что все вокруг подворовывают и прикрывают друг друга, то, прежде всего, надо потребовать с себя, и тогда ситуация изменится.

- По крайней мере, они увидят пример поведения, и тогда Господь через совесть вразумит человека и даст ему правильное направление для поступков.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Даже у невоцерковленных людей есть понятие, что Господь не посылает страданий и переживаний сверх меры, что каждый несет свой крест, который отмерен Самим Господом Богом. Получается, что человек должен нести его с терпением до конца, или должна быть грань, чтобы не возроптать и не бросить его?

- На мой взгляд, это зависит от того, как человек понимает смысл своей жизни. Есть замечательный образ: когда скульптор делает скульптуру, он просто умело убирает лишние части. Господь не заботится о нашем земном благополучии, но приуготовляет к Царству Небесному, и различными обстоятельствами жизни старается отсечь все лишнее. Попуская разные ситуации, Он показывает нам недостаток и говорит: «Я готов его убрать, но ты приложи усилия, потерпи немножко. У тебя есть вот такая проблема, ты знаешь  об этом? Давай решать ее вместе». И  в обстоятельствах жизни Он предлагает человеку изменения - то самое покаяние, но обязательно оставляя за человеком величайший дар свободы, право выбора.
Приуготовляя нас к вечной жизни, Господь говорит в Евангелии о том, чтобы мы не имели никакого недостатка.  Есть такое понятие - искушение. Существует простое объяснение, что слово «искушение» происходит от слов искусство, мастерство, совершенствование. И Господь совершенствует нас различными обстоятельствами жизни.
Если человек сохраняет ориентир радости и старается принимать с радостью все, что попускает Господь, понимая, что Он любит и промышляет о нем, тогда любые обстоятельства его жизни не будут тяжким, скорбным крестом, но призывом в Царство Небесное. Все зависит от того, как человек к этому относится.

 

- Продолжая аналогию, искушение - это и есть то зубило в руках скульптора, которое хотя и наносит боль, но отсекает от человека то лишнее, что ему мешает.

- Можно привести более простой пример. Например,  у человека заболел зуб, он идет к специалисту, который сначала причиняет ему боль, но он понимает, что, перетерпев это, избавится от зубной боли. Так и здесь: прояви терпение, стремись сохранить чувство радости, постарайся увидеть в них заботу о тебе Небесного Отца, тогда ты пройдешь эти искушения должным образом и приобретешь то, ради чего Господь и попустил их тебе.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: Поясните, пожалуйста, библейское выражение «а голодной душе все горькое сладко».

- В контексте нашего разговора речь идет о человеке, который чувствуя голод по Богу, жажду соединиться со Христом и веря, что Господь видит его  и заботится о нем, принимает любые горькие «таблетки», понимая, что они полезны для него - тем самым горькое становится для него сладким.

 

- Мы говорили о том, что прощение и совершенствование не имеют меры, то есть предела. В каких еще аспектах человеческой жизни мера не предусмотрена?

- Конечно, мы говорим об идеальных вещах: о том, как должно быть, как правильно поступать. Но в реальной жизни все происходит иначе. Часто человек не имеет духовного опыта, и ему трудно сориентироваться в условиях, в которых он оказался, увидеть работу «скульптора, отсекающего все лишнее». Тогда для него важно проявить терпение, постараться не реагировать сразу на происходящее, но попытаться посмотреть на ситуацию с духовной точки зрения. Приложи усилия, чтобы отсечь мирское понимание происходящего, и в ту меру, в какую ты сумеешь возвыситься над обстоятельствами, посмотреть на них с духовной точки зрения, тебе и откроется то, что хотел сказать тебе Господь. Тогда сможешь увидеть тот узкий путь, по которому Господь и ведет тебя в Царство Небесное.

 

- Вопрос телезрительницы из Новокузнецка: Мой сын выпивал, работал, был закодирован и умер, был отпет в церкви. Можно ли было его отпевать, и могу ли я поминать его в церкви?

- Очень важный момент, что его отпели в церкви. Видимо, священник разобрался в обстоятельствах дела, и они позволили ему совершить отпевание, потому что если строго исходить из церковных канонов, такого человека не отпевают. Но бывают такие обстоятельства жизни, когда мы делаем исключения, потому что важна не формальная буква закона, но дух любви. Если человек осознавал проблему, старался бороться с ней, выполнял евангельскую заповедь «кто не работает, тот не ест», хотя и страдал от греха пьянства, то, поскольку батюшка решил его отпеть, полагаю, что молиться за него в церкви можно.
Пьянство приравнивается к самоубийству. Если человек умирает в состоянии алкогольного опьянения, он совершает тяжкий грех, и, к сожалению, если строго встать на букву закона, молиться за такого человека мы не можем.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Нижневартовска: Батюшка, как Вы относитесь к программе «Двенадцать шагов».

- Считаю, что программа имеет право на существование, хотя совсем  недавно общался с людьми, родственники которых занимаются по этой программе. Говорится, что это не религиозная, а общественная программа, но на собраниях присутствует молитва,  зажигают свечу, формируется мировоззрение и прочие элементы, которые являются формальными признаками религиозной организации. Ни в коей мере не осуждаю женщин, которые обратились туда за помощью, поскольку им тяжело, и они ищут решения проблемы, но те, кто стоят во главе этой деятельности,  сказали им вещи, которые не вполне соответствуют действительности.
Если после этих занятий люди приходят в церковь, обретают Христа и потом вместе с Ним идут по жизни, то, наверное,  она имеет право на существование.
Знаю замечательный опыт игумена Ионы Займовского в Даниловском монастыре, где сумели преобразовать эту программу. Она получила новое  название «Метанойя», обрела христианские ценности, религиозные формы, которые совершенно не противоречат нашей христианской жизни, и эта программа имеет право на существование.
Недавно разговаривал с человеком, которому пришлось много общаться с руководителями различных сектантских религиозных организаций, с мусульманскими лидерами. Многие из тех людей, которые там состоят, в свое время, когда у них появлялась потребность истинной религиозной жизни, приходили в Православную Церковь, искали ответа. К сожалению, мы не смогли удовлетворить их религиозные требования, но они получили их, обратившись в другие религиозные объединения. Наверное, эти программы существуют именно потому, что мы не так активны и не можем предложить формы оказания помощи страждущим и созависимым. Хотя такая традиция существовала в нашей церкви, и одной из задач нашего Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» является ее возрождение.
25 июля этого года была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике зависимостей. Ее можно найти, почитать и найти ответы на интересующие Вас вопросы.

 

- Вопрос телезрителя: На нашем предприятии большой коллектив, нас, православных, только двое. Мы находимся в одном помещении, и постоянно приходится слушать нецензурную брань. Мне крайне неприятно все это слушать, но работа нравится, и менять ее не хочу. Делаю замечания ― люди, вроде, стараются, но потом забывают и начинают снова браниться. Как быть в такой ситуации?

- На мой взгляд, в этой ситуации правильнее было бы относиться, как к человеку, который сломал ногу и вынужден так жить. Он не может не прыгать на одной ноге, пока вторая не заживет. Надо относиться к этим людям, как к тем, которые нуждаются в помощи, заботе, нашем религиозном просвещении.
В Евангелии есть замечательные слова: «Вы - свет миру». И сказано: «Не то оскверняет человека, что входит в него, но что выходит из уст его, ибо от избытка сердца глаголют уста человека». Сквернословием человек показывает, что он погряз в трясине скверны, страдает от этого, не может избавиться, и надо относиться к нему, как к больному, показать, где источник исцеления, той помощи, благодаря которой он может решить свою внутреннюю проблему.
Если бы апостолы сторонились мира и людей, которые били их палками, камнями и в итоге лишали жизни, вряд ли они смогли выполнить порученное Господом. Так и мы, если будем сторониться людей, то как сможем выполнить замысел Божий о спасении мира?

 

- Вопрос телезрителя из г. Березовский: Стараюсь жить по евангельским заповедям, помогать людям, но они считают это слабостью и начинают требовать все больше, воспринимают как обязательное. Как быть в таком случае, продолжать ли помогать и дальше?

- Думаю, что пример показал нам Христос. Конечно, в каких-то ситуациях сил человека недостаточно, чтобы понести испытания и искушения, но для этого у нас и есть Спаситель.

 

- Однако Христос бывал и строг: изгонял из храма торгующих в нем.

- Мы должны сочетать и любовь и страх, или, как говорится в миру, кнут и пряник. Недавно в разговоре с одним батюшкой мы пришли к выводу, что без кнута сладость пряника не ощущается. Жалко, что уже невозможно задать вопросы телезрителю, чтобы конкретизировать ситуацию. Но мы должны соблюсти грань: не дать на поругание христианские ценности, тот образ Божий, который заложен в каждом из нас, и в то же время с терпением и миром в душе приобрести этих людей для Христа.
В «Прологе» есть замечательный пример: в одной монашеской обители был брат, страдавший от такого недуга, и никто не мог жить с ним. Тогда один из братии решил: «Ради спасения буду терпеть все, что он будет делать». Ему пришлось терпеть и оскорбления, (удалить) и побои в течение целых 18 лет. В конце же этого повествования говорится, что любовью и терпением он приобрел эту недугующую душу для Христа.
Мы должны понимать, что если человек ведет себя, как мы считаем, не по-христиански, то это в большей мере его слабость, его непонимание истины. Наше достоинство - вступить с ним в диалог и объяснить, как вести себя правильно. Показать ту меру духовного пути, которую мы можем пройти с ним, а затем сказать: «Дальше, дорогой, прости, не могу».

 

- То есть мы можем жертвовать своими временем, силами, но ни в коем случае не должны жертвовать принципами христианскими.  Вопрос телезрителя из Украины: Когда исповедуешься батюшке, надо ли повторять грехи, которые уже были исповеданы? Почему Пасха отмечается не в один день?

- Прежде всего, надо сказать, что мы исповедуемся не батюшке, а Богу, Который еще до нашей исповеди знает все, что мы совершили, и даже то, что еще не совершили. Истина в большей степени нужна человеку, чтобы получить свидетельство, что Господь готов простить ему грехи. Если человек уже называл какие-то грехи на исповеди, священник произносил над ним разрешительную молитву, и больше эти грехи не повторялись, то снова исповедовать их не надо. Если же человек исповедовал грехи, но продолжает их, тогда, конечно, надо снова и снова говорить о них на исповеди, до тех пор, пока человек не избавится от них.

 

- Если исповедался, не повторяет, но совесть не дает покоя, и человек постоянно вспоминает какие-то очень тяжелые прегрешения?

- Тогда разговор идет не о самих поступках, а о тех помыслах, которыми дьявол искушает человека. Правильнее говорить здесь не о грехах, но об их последствиях. Конечно, в таком случае надо говорить о помыслах. Поскольку единственное средство избавиться от помыслов - обнажить их на исповеди.

 

- И вопрос, хотя и не по теме, который задал телезритель: «Почему праздник Пасхи является переходящим?»

- Существует традиция, имеющая непосредственное отношение к Пасхе иудейской, связанной с лунным календарем, праздновать нашу Пасху после иудейской. Зависимость от лунного календаря и обусловливает переходящее празднование.

 

- Не так давно в информационном пространстве возник термин «умеренное православие». Возможно, он возник по аналогии с «умеренным мусульманством», который появился в связи с тем, что мусульманство стало восприниматься как аналог радикализма и терроризма. «Умеренное православие» же подразумевает, что, хотя человек имеет православное мировоззрение, он никак не проявляет его в социальной жизни, не миссионерствует. Второй вариант ― человек что-то из церковной жизни принимает, а что-то отвергает, говоря, что не понимает. Как Вы считаете, может ли православие быть умеренным?

- Мы не находим такого понятия у святых отцов. Есть еще одна современная фраза «я человек православный, но без фанатизма». Такую фразу обычно использует человек, который не имеет никакого духовного опыта.  Можно проявить к нему снисхождение: ведь он уже определился с мировоззрением, действительно считает себя православным, но пока в меру своего опыта и своих знаний не способен принять все сразу. Его мера пока заключается в том, что он себя ограничивает. Наверное, это неплохое качество, если при этом человек старается приобретать необходимый опыт и знания. Если же это становится для него лишь отговоркой,  для того чтобы не принимать какие-то христианские догматы, каноны, традиции нашей религиозной жизни, такая позиция не заслуживает одобрения и поддержки.

 

- Вопрос телезрительницы из Ульяновской области: Мой сын давно болен, психическая болезнь привела его к алкоголизму. Боремся всей семьей, сейчас переживаем трудные дни. Батюшка, укрепите нас и помолитесь о рабе Божием Иване и рабе Божией Александре. Он верует, но ему очень трудно. Прошу его поехать в какой-то реабилитационный центр, но он отказывается. Мне самой важно понять чувство меры, как ему не надоедать и как помочь?

- Для того чтобы отправиться лечиться в реабилитационный центр, надо пробудить осознание человеком своей проблемы. Когда он поймет, что не сможет решить проблему собственными силами, тогда будет нуждаться в помощи, и помощь будет принята им. К сожалению, бывают такие случаи, когда алкоголь или синтетические наркотики, спайсы, мази меняют человеческую психику, часто происходят даже необратимые органические изменения. Думаю, что в данном случае любовь и терпение - единственные средства, которыми можно попытаться уврачевать или хотя бы выработать правильное отношение к этому.
Когда Вы будете искать формы помощи ему, начните с церкви, проконсультируйтесь и благословитесь у батюшки, в какие центры можно обращаться за помощью, чтобы не нанести вреда. К  сожалению, нередко бывает, что помощь оказывается непрофессиональной.

 

- Отче, есть ли в Вашей практике случаи, когда люди справляются с подобной проблемой и возвращаются к полноценной жизни?

- Я бы рассматривал это не как проблему, но как духовную задачу, и нужно понимать, что Тот, Кто попускает это испытания, даст средства и помощь для ее решения. Если мы полагаемся только на себя и людскую помощь, как правило, ситуация заходит в тупик, и человек не находит выхода из нее. Если же он просит о помощи Бога, то милосердный и любящий Господь обязательно даст ее. Обретение помощи и сил для преодоления этого испытания и будет для человека утешением.
Не надо никогда забывать, что Господь никому и никогда не попускает испытаний выше его сил. В любых испытаниях нашей жизни Господь всегда рядом. Святитель Василий Великий говорит, что Господь ближе к каждому из нас, чем наше собственное дыхание. Он всегда рядом, всегда слышит, всегда готов прийти на помощь. Но чтобы эта помощь стала реальна, надо пойти навстречу Ему, открыть двери своего сердца.
На одной из древних фресок есть замечательный эпизод: разбитый горем и изнуренный жизненными испытаниями человек сидит в комнате, где все перековеркано. Посреди фрески стена, и с другой стороны стоит Господь и тихо стучит в эту дверь. На этой фреске есть замечательная деталь, возможно, не видимая для неискушенного взгляда, которая говорит о том, как надо поступать в такой ситуации. Ручка у двери есть только с внутренней стороны жилища. Если ты хочешь, чтобы Господь вошел в твою жизнь, открой дверь твоего сердца, и тогда Господь придет, даст тебе все необходимое. Вместе вы пройдете через любые испытания этой жизни, достойно преодолеете их, и ты вернешься к состоянию той радости, о которой Господь говорил: «Скорбь обратится в радость, и этой радости никто и никогда не отнимет у вас».

 

- Этими чудесными словами мы и завершим нашу программу. Большое спасибо, отец Игорь. Спасибо за ваши вопросы. Желаем всем разрешения духовных задач. Всего доброго.

- В заключение хотелось бы напомнить слова: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». Этой неиссякаемой радости и хотелось бы пожелать всем нашим зрителям и всем православным христианам. С Богом!

 

Ведущий: Лев Бохолдин.
Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать