Читаем Псалтирь. Псалом 6

7 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Шестой псалом начинается такими словами:

«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Во всех псалмах, как и вообще в Священном Писании, используется особый язык, доступный и понятный нам, живущим на земле. Поэтому не случайно псалмопевец Давид использует такой образный язык, чтобы не потерять близости к Богу. Он показывает, что некоторые наши поступки могут действительно удалить нас от Господа. Ярость и гнев, о которых говорит псалмопевец Давид, раскрывают нам особую глубину нашего падения, потому что порой мы доводим себя до такого состояния, когда очень удаляемся от Бога. И чем дальше мы от Него, тем доступнее для врага рода человеческого. То, что мы называем наказанием, есть следствие отхода от Господа. Так что ярость и гнев нужны человеку, чтобы он почувствовал именно это и, конечно же, приступил к исправлению. Каждый должен понимать, что чем он дальше от Бога, тем меньше соприкасается с великими дарами, которые Господь дает по Своему неизреченному милосердию. Здесь нужно понять, что мы приступаем к такому внутреннему переживанию, которое лишает нас мира и покоя. Что нужно делать, чтобы уйти от такого состояния, чтобы преобразить, изменить себя?

Псалмопевец Давид продолжает: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя» – немощен своим внутренним состоянием, немощен умом: и ум, и все тело захватили страсти. Именно страсти становятся причиной внутреннего расстройства человеческой жизни. Человек, который попускает этим страстям жительство внутри себя, находится в состоянии скорби и печали. А если он противостоит им, то его духовное состояние выравнивается.

Как уйти из состояния, когда страсти полностью захватили тебя, когда служишь только им? Чему тогда служим? Не высокому долгу, не заповедям милосердия, любви, которые Господь оставил, будь они ветхозаветные или новозаветные. Служим страстям, а нам надо уйти из этого состояния. Как? За счет молитвы, за счет обращения к Богу. «Помилуй мя, Господи»,– говорит псалмопевец Давид. Он показывает всем, что без Господа ты не можешь отойти от немощи. Как скажет в Новом Завете Господь, «без Мене не можете творити ничесоже». Без Бога невозможно подняться, без Его прощения грехов наших. Еще мы говорим: «Помилуй» – «яви милость ко мне, Господи!» А что такое милость? Милость есть как бы елей, а елей (в Ветхом Завете мы читаем) в древние времена использовался как лекарственное средство, а не только как продукт питания или для возжжения светильников. Помните, в Евангелии, когда один из людей впал в руки разбойников, как самарянин его лечил? Возливая вино, а затем масло. Вино – антисептик, а масло рану смягчает, она начинает заживать, и человек не испытывает сильной боли. Так что помилуй – не просто прости, но излечи меня, Господи! А откуда эти раны? От страстей. Страсти изранили души человеческие, поэтому просим, чтобы Господь помиловал человека, но за покаяние. А покаяние – это изменение ума, мысли человеческой, разворот в другую сторону. Не сразу можно найти силы для борьбы, но с помощью Божией все это можно достигнуть.

«И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?» Душа потеряла мир и покой – когда человек согрешает, в первую очередь он теряет мир и покой, становится немного странноватым. Значит, что-то с ним происходит. Если это духовная болезнь, страдает душа, если физическая – тело. Если человек заболел, он в своей болезни находится в некоем внутреннем духовном расстройстве, смущении, начинает испытывать какую-то оставленность – чувство, что он остается один на один с болью, и он начинает пребывать в неровном состоянии духа.

«Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея». Это прямое обращение псалмопевца Давида к Богу, потому что он понимает, что оставлен, что без Бога ему не выйти. А что он может предложить? За что его помиловать? Можно предположить, что это добрые дела. А мы чувствуем, что мы нагие и нищие в добрых делах... Мы можем сказать: «Господи, мы столько делаем, мы такие хорошие, верные чада, а Ты о нас забыл». Значит, есть причина такого нашего состояния греховного. Поэтому мы уже начинаем обращаться к Господу: не за то, что мы что-то доброе сделали на земле, а за то, что Ты являешь милость тем, кто любит Тебя.

«Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?» Действительно, после смерти нет покаяния – пока жив, я принесу покаяние, пока жив, я буду славить Тебя, я буду говорить о Твоем милосердии, о Твоей любви. А если я умру? В смерти, в аду нет покаяния, там нет обращения к Богу, в этой темнице зла все заканчивается. Поэтому псалмопевец очень хорошие слова говорит: «Дай мне, живущему на земле, возможность почувствовать Твою любовь, Твое милосердие и, пока я жив, принести покаяние и прославлять Тебя!»

– Очень часто телезрители спрашивают, можно ли каяться за своих родственников. И вообще, что означают наши молитвы об упокоении, могут ли они принести облегчение нашим близким? Мы не знаем, где они: в раю или в аду...

– Мы не можем принести покаяние за родственников своих, но можем явить к ним любовь за молитву и добрые дела. Потому что спасают человека почившего, да и живущего на земле, молитва и добрые дела. Молитва за кого-то (за маму почившую, за отца почившего) – это значит помолиться, исповедоваться и причаститься нужно так, что как бы не я это делал, а на свое место поставил своего почившего сродника. В этом глубина. Вот тогда эта молитва являет любовь к почившему сроднику – я поставил его вместо себя на покаяние, поставил его вместо себя на Святое Причастие, в храм на литургию...

Это очень хорошо показывает святая блаженная Ксения Петербургская: после смерти своего мужа она сменила свою одежду, по сути, похоронила себя, но воскресила молодость своего мужа. Она надела его мундир и стала называться Андреем Федоровичем. И все она делала ради покаяния своего ушедшего мужа, который умер без покаяния. Она всю жизнь каялась за него, всю жизнь делала добрые дела за него, носила кирпичи на строящуюся церковь ради него, за него... А результат какой? Она иже во святых, а он... Конечно же, Господь дал ему место ради такого великого подвига любви в вечных Своих обителях. Нужно помнить: когда мы за кого-то молимся, мы поставляем этого человека вместо себя. И спасаются уже два человека.

«Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу». Естественно, тут дословное понимание: человек, пребывающий в скорби, находится в постоянных воплях, воздыханиях, несет тяжесть греха, который дает ему огромнейшее переживание, огромнейшую боль и о ней невозможно забыть практически никогда. Он воздыхает днем, воздыхает ночью. Псалмопевец просит, чтобы Господь избавил его от всего этого. Он говорит, что даже ночью не имеет покоя. Готов принести очищение даже тогда, когда «буду на ложе своем» и «слезами моими постелю мою омочу». Не «омочил», а именно омочу, то есть я буду очень много рыдать, когда все покоятся: я буду в тишине, Господи, приносить Тебе слезное покаяние. День – для труда, день – это необходимая суета, чтобы жизнь жительствовала, чтобы мы имели возможность прокормить себя и своих близких. Днем я могу забыться о своем грехе, а ночью я не забуду его, я смогу принести Тебе слезное покаяние, так что и подушка будет свидетельствовать о моем покаянии, ведь она будет омочена моими слезами.

«Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих». Псалмопевец находится в сильном смущении. Что значит быть ветхим в глазах врагов? Ты уже стар, ты нищ, ты ходишь в лохмотьях, над тобой уже можно смеяться, и не видно в тебе никакой силы. Вот в таком состоянии псалмопевец, но он не теряет надежды. Если его так воспринимают близкие, если его душа в ветхом, истрепанном состоянии, – он все равно продолжает свое обращение к Богу.

«Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего». Он говорит: рано радуетесь, хотя я и изнемог от врагов своих. Псалмопевец Давид славен тем, что он никогда не терял надежды на Бога. Кто-то на колесницах, кто-то на конях, а я, говорит он, силу возьму у Господа Бога своего. У него не было никогда ропота на Бога. Он не мог хвалиться чем-то в своей жизни. А ведь даже апостол Павел говорил: чем я похвалюсь, только немощью своей. Даже таких слов нет у псалмопевца Давида. Он всегда уповал только на великое милосердие Божие и на то слезное покаяние, которое приносил Богу, и Господь всегда его слышал. И Давид чувствует, как Господь помогает ему, давая силу для победы над врагом, и смело заявляет: «Отступите от мене, вси делающии беззаконие». То есть вы творите неправду, вы в делах своих неправедны, творите мне зло, и тем самым встаете не против меня, а против Самого Господа – «яко услыша Господь глас плача моего», потому что он уже принес покаяние слезное, и Господь его услышал и простил.

«Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият». Всегда нужно помнить, что Господь никогда не оставляет человека, в каком бы состоянии тот ни находился, – неправды, клеветы, злобы человеческой, болезни, немощи. Никогда не нужно уповать на окружающих – ни на князи, ни на сыны человеческие, в них же несть спасения. Нельзя искать людей, которые тебе помогут сотворить какое-то хитросплетение, чтобы отомстить человеку или причинить ему зло. Это не спасет нас. Потому что над миром есть Промысл Божий, и Он управляет человеком. А всякий надеющийся на человека будет проклят Богом, говорит нам Священное Писание, потому что всяк человек – ложь. Никогда не подведет Господь. И когда мы находимся в таком состоянии, должны быть усиленные молитвы перед Господом, тогда Господь поможет.

Многие приходят в храм, говорят: у меня то не получается, у меня это не получается, с работой проблемы... Задаешь элементарный вопрос: «Вы когда причащались?» – «Наверное, полгода назад. И вот в последние три месяца такое началось...» Говорю: «Вы лишили себя полностью благодати Божией, поддержки от Господа. Возобновите утренние, вечерние молитвы. Предстаньте перед Богом, поклонитесь, поблагодарите Его, возьмите у Него благословение и творите уже дела, и они будут успешными, потому что вы их будете выполнять уже не сами по себе – Господь будет помогать».

– «Без Бога ни до порога», как русские люди говорили.

– А с Богом мы все можем. Когда человек находится в горестном состоянии, в печали, внутреннем переживании, у него есть горячая молитва, чистая, яркая. Господь не может не слышать такого человека. Конечно, Он молчит, ожидая большего духовного подъема, совершенства самого человека, но все равно слышит такую молитву и принимает ее, потому что эта молитва всегда исполнена еще и покаянием и стремлением исправить свою жизнь, изменить ее к лучшему и приблизиться к Господу.

– Есть такая поговорка: нет ничего тяжелее молитвы и родителей в старости кормить.

– Нет ничего тяжелее молитвы... И к молитве нужно всегда себя понуждать, заставлять. Когда у нас все хорошо в жизни, мы забываем про молитву, а вот когда тяжело и больно, мы молимся, и Господь становится нам очень близким. Христианская жизнь предполагает совершенствование в молитвенном делании; если человек совершенствуется, то он начинает любить молитву, как сладкий чай с медом. И он не может напиться такого напитка, ему постоянно хочется еще. Полюбите молиться! Я слышал такое выражение от монашествующих, старых людей советского времени, которые знали цену молитве: «Мы сегодня помолились всласть». Это не просто слова, ведь молитва дает внутренне удовлетворение, внутренний подъем, радость и благодать. И потом ты уже хочешь возвращаться к этому состоянию постоянно, тебе уже ничего не интересно – можешь забыть про сладкий чай с белым хлебом, лишь бы помолиться. Да и этот псалом называется Давидом «молитва»...

«Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Действительно, Господь услышал псалмопевца Давида, принял его молитву, дал ему силу, возвысил его и избавил от трудностей. Мы знаем, сколько было восстаний на псалмопевца самых близких людей, самых дорогих, и в каком бы он тяжелом состоянии ни находился, ему всегда Господь помогал, всегда его возвышал. Он не просто хотел, чтобы они были посрамлены – всегда у псалмопевца Давида было желание, как сказал Златоуст, чтобы они от зла своего перешли к добру. Когда человек нападает на другого в своей неправде, он творит зло, а когда мир воцарится, когда человек уходит от своего злого состояния, он творит добро всем, кто его окружает.

Это оптимистичный псалом, который учит нас покаянию и говорит, что нет такого состояния, от которого Господь не смог бы отойти и не дал бы любящим Его милость Свою.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать