Читаем Псалтирь. Псалом 97

22 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о 97-м псалме, который имеет преднаписание: псалом Давиду, 97 – и говорит нам о двух Пришествиях Христовых. Почему псалом Давиду? Пророк Давидом называет Христа, Который пришел в этот мир и спас род человеческий.

«Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь». Почему же песнь новую нужно воспевать Господу? Господь сотворил великое чудо, это чудо – Его Боговоплощение: Он пришел на эту землю, взял на Себя плоть человеческую, чтобы привести человека к спасению. Поэтому и повелевает псалмопевец воспеть Господу новую песнь: она будет раскрывать все чудные дела Господни, которые Он сотворил на земле, все Его чудеса и великую милость, явленную Господом всему роду человеческому. Мы знаем, что Господь без Своего внимания никого не оставлял во время Своего земного служения, и не только когда проповедовал – нет, Господь показал Свою сущность и сказал всем и каждому из нас, что всегда с любовью относится к человеку, и того, кто приходит к Нему с прошением, принимает и помогает ему. Он Сам сказал: «Просите, и дастся вам». Вот и подает Он великую милость всякому, кто просит Его. И псалмопевец призывает, чтобы мы не молчали, а говорили всем о дивных делах Господа, воспевали Ему благодарственную песнь за Его великую милость.

«Спасе Его десница Его и мышца святая Его». Если говорится: воспойте Господеви песнь нову, то, конечно же, указывается, Кто явил Свою мышцу – Господь явил Свою руку десную и мышцу Свою: рукою Господа называется Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий, Который пришел и спас нас всех от рабства врагу рода человеческого.

«Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Под словом «спасение» мы понимаем Боговоплощение, приход Господа на землю – с этого начинается спасение рода человеческого. И об этом говорит нам само Священное Писание Нового Завета словами святого Симеона Богоприимца: Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Спасением Священное Писание называет нашего Господа, Который ради этой цели и приходит на землю, жертвует Самим Собой, принимает не только поругание и поношение, но и крестные страдания, чтобы человек вместе с Господом мог приобщиться к смерти и воскресению, то есть к вечной жизни. «Пред языки откры правду Свою» – действительно, Господь открыл правду не только перед одним израильским народом, но изгнал врага рода человеческого и изъял из его рук весь род людской, и это открыл не одному народу, а всем народам земли: все знают о дивных и чудных делах, что Господь сотворил ради всех нас, недостойных.

«Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Здесь опять и подтверждение пророчества, и как бы указание, Кто же будет соделывать спасение – Тот, Кто Иакова назвал Израилем, Кто боролся с ним, Тот и совершил дело спасения, исполнение того, о чем было ранее сказано Господом: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Через что увидели люди спасение? Они увидели спасение Бога нашего через ту проповедь, которую понесли святые апостолы – они неутаенно проповедовали обо всех чудных делах Господа и, конечно, о Его страданиях, крестной смерти, воскресении и о том, как Господь являлся им и утверждал их в вере. Поэтому спасение в полной мере донесено даже до сего дня, до каждого из нас, и вся земля знает о чудных и славных делах Бога нашего.

«Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте». Псалмопевец призывает к прославлению Бога, призывает воскликнуть: кричать – это значит доносить ту великую радость, которую человек получил, до слуха многих и многих людей. Когда радость наполняет человека, он не может ее удержать и начинает кричать, проявляет массу эмоций, чтобы ее донести до всех окружающих. И, конечно, когда человек радуется, он поет, прославляет Господа и благодарит Его за то, что Господь такое чудо явил всему роду человеческому. Если мы до конца осознаем то великое, что Господь дал человеку, то не сможем пребывать в грусти: вся наша земная печаль ничто по сравнению с тем, что Господь сделал для нас. Мы должны печалиться лишь тогда, когда спасение уходит от нас, – а все земное преходяще: богатый не бывает постоянен в богатстве своем, и бедный не бывает без утешения в жизни земной. Господь заботится о каждом и дает, в меру восприятия этим человеком, благодать, которая необходима для полной и достаточной жизни того или иного человека. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» – Если Христос воскрес, если Он пострадал ради тебя, о чем ты печалишься? Перед тобой вечная жизнь. Жизнь не заканчивается, даже когда человек умирает, – наоборот, человек только начинает приобщаться к вечности; в любом случае радость должна быть на нашем лице.

Не случайно апостол Павел призывает каждого из нас: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите» – радоваться нужно всегда. О чем? О Христе Иисусе Господе нашем. Может быть, мало радостных эмоций бывает в нашей жизни, но лишь только потому, что, даже будучи людьми, ходящими в церковь и читающими Священное Писание, мы не в полноте приняли глубину духовной жизни, которая помогает еще здесь открыть Божественный мир, проникнуть в тайну Боговоплощения и связать себя с вечностью. Именно оттого и происходит печаль, что мы еще недостаточно достигли этого духовного состояния и духовного понимания, что все проблемы и заботы, с которыми мы сталкиваемся, – вовсе не наши проблемы и заботы: на них не нужно обращать сильного внимания и тратить свое драгоценное время, а нужно радоваться и веселиться, что Господь позаботился о нас, что Он дает нам столько сил и крепости в этой жизни и, самое главное, искупил нас от клятвы Закона и дал каждому из нас возможность войти в Его Небесное Царствие, для каждого верующего в Него уже уготовал обители у Отца Небесного. Наше стремление должно быть сопряжено с поиском того пути, который приведет нас в Царствие Небесное.

Сейчас мир специально завлекает в свои суетные сети человека, чтобы тот отошел от мыслей о Господе и думал о чем-то постороннем, что вовсе не касается его. Жизнь и судьбы чужих людей искусственно сочиняются и предлагаются нам через средства массовой информации. Поэтому самое главное – это стремление приобщиться к Господу, тогда радость действительно будет в тебе, ведь ты защищен Богом, ты любим и искуплен Им. И тебе нечего бояться, и ты действительно будешь радоваться, за все благодарить Господа и прославлять Его. И этой радости ты не сможешь скрыть внутри себя, ибо от избытка сердца начинают глаголать уста.

«Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте». Опять глубокие слова, как мы должны воспевать Господа и как можем достигнуть такого состояния. Когда есть гармония, гусли и «глас псаломсте» – это наша душа и тело: святые отцы говорят, что должна быть гармония между душой и телом, и тело должно жить согласно твоему духовному совершенству и совершенствоваться постоянно. Тогда у тебя не будет противоречий, и ты в чистоте и правде будешь прославлять Господа. Какое прославление? Если мы говорим в гуслех и гласе псаломсте, то, как отмечают святые отцы, это прославление должно быть и деятельным, и созерцательным. Деятельное – это когда мы веру свою будем закреплять и показывать через добрые дела. Созерцательное – нельзя, чтобы ум не пребывал в Боге, в молитве. Если ум в таком состоянии, то будет правильное славословие, и от этого ты будешь получать богатство духовного состояния.

«В трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем». Труба всегда громогласна, ее слышно, и звук ее призывает к каким-то определенным действиям. Здесь псалмопевец говорит, что мы должны быть настолько деятельны, что должны в трубах кованых прославлять Господа, говорить всем о Его милости. Очень важную мысль выражает псалмопевец, призывая каждого из нас посвящать свое определенное время для трубы, то есть трубить. Есть такое выражение в нашей жизни: «Что ты трубишь?» (то есть: «Что ты говоришь всем об этом?») Вот здесь как раз призыв всем говорить о своей вере, о своем уповании: о том, почему ты веришь, что тебе дает вера, – так, как говорили нам наши бабушки, наши родители, воспитывая нас, желая, чтобы мы были церковными, духовными людьми и жизнь свою связали с Христом, стремились жить по заповедям Божиим и познали богатство и глубину святого православия.

Здесь такой же призыв – вострубить: каждый из нас в какой-то степени должен быть апостолом или равным апостолам по миссионерскому служению, которое помогает и другим людям приобщиться к глубинам не только мудрости христианской, не только к познанию Бога, но и к результату, который имеет верующий человек. Мы говорили об этом: человек приобретает радость и успокоенность в этой жизни, обретает Самого Господа, – а Господь никогда Своих не оставляет. Так вели себя апостолы, так вели себя жены-мироносицы, которые после воскресения Господа пошли во все концы вселенной и проповедовали о Христе воскресшем. Мы порой говорим, что у нас нет времени, что есть трудности семейного непонимания: муж не хочет, дети не хотят воспринимать, бабушка (или дедушка) говорит: «Зачем вы это им сейчас говорите? Им это сейчас не надо, когда вырастут – поймут, примут». Но разве служение апостолов было легким? Оно было очень тяжелым, сопровождалось различными искушениями, испытаниями, их не раз заключали в темницу, их побивали камнями, их не воспринимали. Как святому апостолу Павлу в ареопаге сказали? «Послушаем тебя в другое время»... Они не могли понять его слов, не могли принять их до определенного времени, пока Господь им этого не открыл.

Эти же проблемы и в нашем служении Господу: когда мы будем трубить, говорить о Господе в семьях, порой будет и непонимание. Но все-таки труба призывает к определенным действиям, и наши слова тоже будут рождать определенные действия уже христианского характера: не отторжение веры, а некую внутреннюю расположенность к вере. А потом потихонечку человек будет осознавать, что он не может быть нехристианином.

Буквально сегодня, перед записью этой передачи, на улице ко мне подошли молодые люди – они верующие, они катались на велосипедах и, увидев священника, который идет в рясе, с крестом, стали шептаться. Я услышал их разговор: «Вот батюшка. Давай пойдем и возьмем у него благословение». То есть когда человек потихонечку воцерковляется, он уже не стесняется, хотя и много народу вокруг может гулять, он становится православным человеком и через свои действия является трубой и для многих примером, когда, не стесняясь, исповедует свою веру. Когда смотришь на лица таких людей, они светлые, чистые: видно, что Господь (и христианство) облагородил их не только внутренне, но и внешне. Так что каждый из нас должен быть трубой, свидетельствующей о воскресшем Господе, Который пришел на эту землю и принес спасение для всего рода человеческого.

«Да подвижится море и исполнение eго, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются». Псалмопевец говорит: «Пусть эта труба, этот глас народа верующего сотрясает эту землю». «Да подвижится море» – житейское море: это вся наша земля, вся наша жизнь. И мы подвижимся. Какое это движение, движение к кому? От своего неверия – к вере. Или, как было в древности, когда Господь пришел проповедовать, от идолопоклонства – к истинному богопознанию и богопочитанию. Стремление должно быть везде и всюду. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются – радуется от спасения, которое Господь принес, не только род человеческий, но земля, море, горы. Горы, конечно, не отделены от земли, но они показывают высоту стремления, а значит, открывают нам, что есть еще и горний мир, который тоже радуется не только замыслу Бога о человеке, но и о реальном действии Господа ради спасения рода человеческого: радуется вся Вселенная. Реки восплещут рукою вкупе – вместе они тоже могут радоваться, ведь с реками связано очень многое. Когда Господь вошел для Крещения Своего в реку Иордан, то радость произошла, наверное, во всех реках о величии и значимости этих водных источников, мимо которых Господь не прошел.

Господь сказал о каждом верующем человеке: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Рекою называется проповедь, которая возглашается человеком во всей вселенной, и от этого происходит внутреннее рукоплескание и радость за тех, кто обрел Христа в своей жизни. И мы видим: если в жизни человек обретает Христа, то сильно меняется, становится радостным. Он говорит: «Господи, а как я раньше без Тебя жил? Как я мучился, как мне было сложно и трудно. А теперь я пребываю в радости и в благости, ибо я познал, нашел Тебя. Ты даешь мне внутреннюю силу, такое укрепление, что все испытания, с которыми я встречаюсь, Твоею благодатью имею возможность преодолеть, и они не выводят меня из внутреннего благостного состояния». Это действительно так: на самом деле страшно потерять Господа, а еще страшнее прожить всю жизнь и не обрести Его. Поэтому человек имеет внутреннюю радость, успокоенность и полноту счастья, только когда обретает Господа на своем жизненном пути.

«От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию» – здесь говорится уже о Его Втором Пришествии, когда Господь придет судить всю вселенную. Первое Пришествие Господа было по милости – Он пришел не судить, а спасти род человеческий, пришел человеку явить полноту этой жизни, гармонию души. И это великая милость Божия. Мы сами знаем, повторюсь, когда человек обретает Бога, он говорит: «Какая милость Божия, что Господь сделал меня человеком верующим! Убрал меня от неправды, очистил меня от грехов и пороков, которые сопровождали мою жизнь до того момента, пока я не узнал Христа!»

Второе же Пришествие будет совершенно другим: Господь идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию – Он будет судить в правде всякого человека и каждому воздаст по делам его. Суд Господа будет милостивым к человеку, но все-таки правда Божия будет присутствовать на этом суде.

Вот такой удивительный и очень теплый псалом, который открывает нам Первое и Второе Пришествие Христово и наше участие в этом событии. Господь это делает не для Себя, а для каждого из нас, и от нас зависит, насколько мы с вами внутренне будем жить в этой жизни в радости и благодарности Богу. Ведь если мы не будем участвовать в прославлении Господа, то не будет у нас радости, не будет понимания, для чего Господь пришел, останется только одна суета земная. Но, приняв эту благодать, эту великую радость, мы не должны скрывать ее в себе, мы должны ее передать своим близким, должны вострубить о ней, как говорит псалмопевец Давид, в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем – обязательно надо трубить, прославлять Бога, нужно говорить о Его милости.

Эти слова должны быть не только богословского порядка, это могут быть и наши жизненные слова, обращения, рассказы – как и наши бабушки, родители рассказывали нам о милости, которую Господь им явил в жизни, на конкретных примерах. Они очень здорово помогают познать милость Божию: с одной стороны, есть некое теоретическое знание, а с другой – наше практическое познание Бога через милость, что Он явил в нашей жизни: сколько раз Он нас защищал, помогал, отводил от нас какие-то горести, проблемы, болезни, немощи. Об этом надо обязательно делиться со своими близкими, передавать им веру. Они будут понимать, что мы верим не просто так, а потому, что Господь участвовал в нашей жизни, помогал нам и всегда стремился облегчить нашу земную жизнь, чтобы мы не унывали, не запечалились, а везде чувствовали Его помощь и поддержку.

Но в то же время мы должны контролировать свою жизнь, потому что если первое Его явление было по милости Божией – Он пришел спасти род человеческий, то во Второе Пришествие Он будет судить вселенную по Своей Божественной правде.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать