Читаем Псалтирь. Псалом 96

15 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири

Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 96-м псалме, который имеет преднаписание: «псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей, 96». Мы уже говорили, что некоторые псалмы не были надписаны у евреев, но 70 толковников их надписали, сделали им преднаписание, исходя из смысла псалма.

В этом псалме говорится о Первом и Втором Пришествии Христовом на землю, о воцарении Христа во всей Вселенной, о Его Боговоплощении и о спасении рода человеческого. Псалом считается пророческим, мессианским. Мы говорили, что и предыдущий псалом мессианский, он заканчивался словами, которые возвещали о Первом и Втором Пришествии Христовом. В 96-м псалме развивается та же мысль. Псалом очень глубокий и очень красивый.

«Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози». О радости возвещает нам Церковь Христова, начиная с момента пришествия Христова на землю, ангелы говорят о мире и радости, которые Христос приносит на эту землю. Что такое острови? Это храмы Божии – спасительные острова в житейском море места для многих. Островами святые отцы называют и души праведников, которые испытывают разные житейские бури, волнами наступающими на душу человеческую так, что человек находится в борьбе. Но Господь воцарися, и именем Его побеждается любое испытание: человек может преодолевать большие трудности, если будет обращаться к Господу, поэтому все, с чем бы он не столкнулся, дает ему повод радоваться, что у него есть Тот, Кто никогда его не оставит, но всегда будет ему помощником в несении жизненного креста.

«Облак и мрак окрест Eго: правда и судьба исправление престола Его» – очень глубокие слова говорит Псалмопевец. Что же за облак и мрак? За облаком и мраком мы ничего не видим, за ними скрывается тайна. Когда видишь облачное небо, думаешь: как же все темно и мрачно на земле! Но когда на самолете поднимаешься выше облаков, перед тобой открывается красивое небо, светящее солнце – там как будто другая, иная жизнь. Вот здесь очень глубокое сравнение дает Псалмопевец: что же скрывается перед нами в духовной жизни? Господь сокрыл Свое Божество через плоть человеческую – вот это облако и мрак, и мы не можем постигнуть до конца нашего Господа, мы не можем подняться ни на каком самолете, ни на каком космическом корабле туда, где бы открылась сущность Самого Бога: для нас это закрыто. Но что открыто для нас – об этом дальше говорит Псалмопевец: правда и судьба исправление престола Его. Утверждается Престол Самого Господа через правду и суд. В начале Псалмопевец говорит о воцарении, о Пришествии Христа на землю, но тут же говорит, что ждет человека после Пришествия: суд, ибо через него утверждается правда Божия и престол Его. На чем и держится основание – на правде и суде, который будет обязательно давать, говоря современным языком, оценку и праведнику, и тому, кто жил не по правде Божией.

«Огнь пред Ним предъидет и попалит окрест враги Его». Враги – это те, кто не приняли Господа, кто служат врагу рода человеческого и являются его последователями, они – враги Божии. Но «огнь пред Ним предъидет»: эти слова тоже очень глубоки, они сочетаются и со Священным Писанием Нового Завета. Мы знаем, что «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Об этом огне, об огненной реке говорится и в Ветхом Завете: он будет огнем очищения, и попалит окрест враги Его, то есть испепелит тех врагов, что вокруг Господа. А потом будет Суд, будет новая земля и будет новое небо. Но перед Судом будет явление Христово: Он придет судить, и придет совершенно видимым образом, так что никто не будет утаен, и Он не будет утаен с любого места нашей земли и Вселенной.

«Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля». Конечно, мы говорим уже о новой земле. Подвижеся – изменится земля уже в состояние святого и постоянного. «Осветиша молния Его вселенную» говорит о Пришествии Его: как молния, от востока до запада сверкающая, везде видна, так и Христос придет, осветив праведные, говорят нам святые отцы. Почему Господь явится в виде молнии? Солнце уже померкнет, светила небесные упадут – будет все изменено в природе и нечем будет осветить, и Господь как молния придет, Собой осветит и озарит лица праведных. И суд будет уже в полном озарении Божественного света.

«Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли». Горами здесь называются враги рода человеческого, они растают яко воск: на суде, который Господь будет производить, все поклонятся Ему. Мы говорили в одном из псалмов, что Господь будет судить не только человека, но и ангелов, и демонов: все будут подлежать суду. Очень хорошо поделили святые отцы, сказав, что Господь будет судить и христиан, и неверных, и ангелов, и демонов – каждый несет свое послушание перед Господом, и каждый за свое послушание будет (как свободное существо) отвечать. Человек – за то, как он проводил свою жизнь, ангелы – как они помогали и спасали человека, а демоны – за те тяжелейшие (как говорят святые отцы) искушения, которые они накладывали на человека, дабы увести его от правды Божией и от спасения. Поэтому их сравнивает Псалмопевец с горами по их высокомерию, надменности, по их бесплодию, как говорят святые отцы (на горах много не растет): «горы яко воск растаяша от лица Господня». «От лица Господа всея земли» – постоянно подчеркивается слава Божия, что Бог наш – Истинный Бог. Это очень важно понять, особенно в наше время, когда есть какие-то толерантные мысли: «и у одних Бог, и у других Бог, и это один Бог, только разные имена». Боги их суть бесове, предупреждает Псалмопевец, а наш Бог – истинный, Творец всея земли, Господь ее, и не надо истину смешивать с человеческими домыслами. Мы должны четко идти за нашим Богом: не один раз Псалмопевец возвращается к этой мысли – значит, это очень важная мысль, и мы должны запомнить, что наш Бог – это Истинный Бог, Творец всея земли, мы должны идти вслед за ним и исполнять то, что Он повелевает.

«Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его». Какие небеса возвестили правду Его? Конечно, мы будем говорить о небе, все познание, что пришло нам, пришло с Богом, – Богооткровение. Священное Писание – это Божественное Откровение, это слово Бога, Который обращается к нам, чтобы возвестить нам путь нашего спасения. А как земля узнала о Нем, ведь Господь проповедовал только в одном месте, а вся земля, вся Вселенная знает правду? А знает лишь только потому, что святые апостолы пошли и проповедовали по всей Вселенной о спасительном пути нашего Господа, о чудесах, что Он совершил, о Его Божественном служении, о Его страдании, смерти и воскресении. Святые отцы говорят, что небесами здесь называют святых апостолов, возвестивших правду о нашем Господе, и  все люди узнали о Господе и стали прославлять Его.

«Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему, вси Ангели Его». Псалмопевец говорит: «Постыдитесь вы, не верящие в Господа. Кому вы кланяетесь? Истуканам? Вы хвалитесь о идолах своих. Кто они такие? Они суть творение рук человеческих – они не несут в себе ничего, кроме страстей, которые вы им даете и с которыми они соглашаются. Поэтому нет никакой в этом пользы. Посмотрите на нашего Бога – поклонитеся Ему, вси Ангели Его». Ангелы и поклонились, и служили Ему, и служат по сей день – мы, читающие Священное Писание, знаем: и во время Рождества явление ангелов, и после 40 дней поста, когда враг рода человеческого искушал Его – и потом приступили к Нему ангелы и служили Ему: «Хотите удостоиться чести ангельской, – говорит Псалмопевец, – так и поклоняйтесь Истинному Богу нашему, поклонение возводит вас до служения ангельского». Вот такая высота предлагается человеку. Многие святые отцы говорят, что если ангелы кланяются Богу, то тем паче и мы должны служить Ему так же: не им мы должны кланяться, а Ему, ибо и ангелы тоже воссылают Богу свое славословие через поклонение.

«Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи». Сионом называется Вселенская Церковь. Дщери Иудейския – Церкви Поместные. Но некоторые святые отцы говорят, что если Сион – это Церковь, то возрадовашася дщери Иудейския – это души праведных людей, служащих Богу судеб ради Твоих, Господи. Псалмопевец говорит: слыша и возвеселися. Всегда верующего человека сопровождает великая радость – радость о духовном служении, радость о служении Богу. Верующий человек не унывает. Вот и апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите» – у верующего человека постоянная радость, веселие в душе, он благодарен Богу, ведь Господь так устроил, что оградил Своей особой заботой человека.

«Яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги». Опять Псалмопевец повторяет, что наш Бог – истинный, Он превознесся над всей Вселенной, стяжал ее Кровью Своею. Кроме этого, Он еще и потрудился, чтобы искупить весь род человеческий через Свою Кровь. Поэтому Он выше всех, «Он превознеслся еси над всеми боги» – не раз высказывает Псалмопевец эту мысль и призывает нас к верности Богу, с чего и начинается служение всякого человека. Неслучайно первая заповедь – «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене». Верность Богу подчеркивается в псалме не один раз.

«Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я». Действительно, тот, кто любит Бога до конца, не может творить зло: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду, поэтому тот, кто идет за Господом, всячески стремится делать добрые дела и никогда не прикасается ко злому. Особая забота и попечение Господа – о тех, кто живет праведной жизнью: если кто служит Господу, то Он защищает такого человека, избавляет его от врагов видимых и невидимых.

«Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие». Тоже очень глубокие слова: мы говорили, что Господь призывает человека к радости, а как радоваться тому, кто не приобщился духовному миру? У человека, живущего без Бога, постоянное уныние, отчаяние, не слезы покаяния, а слезы разочарования, слезы безысходности в этом мире. Только верующий по-настоящему может радоваться и за все благодарить Господа: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!» – это девиз каждого верующего человека. Этой внутренней радостью Господь наделяет человека, который бегает всего злого, как в предыдущем стихе сказано, который не творит зла и творит дела любви. Такой человек любит Бога, и такого человека Господь наделяет радостью, и не только радостью: «свет возсия праведнику» – Господь не только дает свет или освещает путь праведного человека, но праведный человек сам светится. Мы с вами говорили, что праведный человек озаряется светом, когда он исповедуется, очищает себя и делает добрые дела: лицо его светится, как лицо праведника. И в нашей современной жизни мы видим людей, живущих высокой духовной жизнью, – от их лиц невозможно оторваться: есть свечение, есть тепло, есть внутреннее духовное притяжение – эти люди озарены Божественным светом, несут этот свет в себе.

«Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его». Здесь опять Псалмопевец говорит, что нам необходимо исповедовать память святыни Его. Исповедовать – это прославлять святыню и святость, которые Господь принес в этот мир, через добрые дела, через исполнение заповедей Божиих. Исповедание – это и исповедь грехов своих: без нее невозможно человеку очиститься, осветиться и веселиться. «Веселитеся, праведнии, о Господе»: человек, который о Господе не может веселиться, или сетует, ропщет, – не праведный, только праведнии могут веселиться о Господе. Но, опять-таки, чтобы веселие это было полным, необходимо исповедовать память святыни Его – исповедоваться перед Господом, очищать себя.

Как и внутренняя легкость, радость в душе человека рождается тогда, когда он приступает к таинству Исповеди: приходит человек грешный, согбенный от тяжести греха, а когда исповедуется по-настоящему, со слезою, то священник читает над ним молитву, и после Исповеди человек отходит совершенно обновленным, с легкостью. Рассказывают, что даже не чувствуют под собою земли, как будто какая-то сила поднимает, и человек не чувствует своего веса, потому что Господь дает легкость. А легкость – это обновление: ты становишься совершенно другим человеком, у тебя радость, веселие и благодарность Богу, что снят с тебя груз греха, ты приобщаешься к совершенно другому состоянию. Это состояние называется праведностью, праведность дает тебе внутреннюю красоту и возможность чисто славословить Бога.

Удивительный и замечательный псалом, исполненный различных пророчеств о Пришествии Господа на землю, в то же время показывает нам, что если Он пришел на землю, то проявляет особую заботу, чтобы наша жизнь здесь, на земле, была наполнена и легкостью, и радостью, и веселием, и светом. Господь призывает нас к более благодатному служению, которое наполнит эту жизнь радостью, а не скорбью и печалью.

И, конечно, никогда не нужно забывать о Втором Пришествии Господа. Оно будет, и Господь (очень хорошо говорит Псалмопевец) во всей правде Своей будет судить человечество, ибо престол Его утверждается через правду и суд. Господь каждого будет судить по делам и поступкам: была проповедь апостольская, было открыто нам спасение, и не раз Псалмопевец призывал нас с вами поклоняться нашему истинному Богу, а не идолам, – ведь нашему Богу ангелы поклоняются. Хотите подняться до высот ангельских – стремитесь к поклонению ангельскому!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать