Читаем Псалтирь. Псалом 87

13 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня поговорим о 87-м псалме. 87-й псалом имеет преднаписание: песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израилтянину, 87. Сей псалом пророчествует о страданиях, борениях и крестной смерти нашего Божественного Спасителя. Святые отцы говорят, что этот псалом приличен для чтения всем православным христианам, которые имеют внутреннее борение с грехами, страстями и испытаниями.

«Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему» – эти слова говорят о предсмертных борениях Господа нашего Иисуса Христа, Который обращается к Богу Отцу, чтобы Он помог Ему перенести страдания, которые Ему предстоит испытать ради спасения всего рода человеческого. Поэтому и говорится здесь, что Господь молится постоянно: «…во дни воззвах и в нощи пред Тобою». Мы знаем, что Господь удалялся для ночной молитвы в Гефсиманском саду, и во все дни Он поднимался на гору и уединялся, чтобы совершить молитву. Святые отцы еще говорят нам, что ежели говорится во дни и в нощи, это значит: всегда Господь Иисус Христос обращался к Богу Отцу, с постоянной молитвою.

И каждому живущему на земле, кто имеет внутреннее борение, прилично обращаться к Богу постоянно. «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть», – говорит Господь. Чтобы была внутренняя сила противостоять греху и всякому испытанию, встречающемуся на нашем жизненном пути, мы должны непрестанно молиться – и днем, и ночью, и во все времена, тогда Господь будем нам посылать силы противостоять испытаниям, которые будут выпадать на нашу долю.

«Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Святые отцы говорят: чтобы Господь услышал нас, наша молитва должна быть постоянной, внимательной и в то же время трепетной, с желанием. Именно так, как уже обессиленный, слабый больной обращается к врачу: он просит, чтобы доктор наклонился пред ним, и на ухо говорит ему о тех переживаниях, страданиях, которые испытывает его тело, и тогда врач назначает ему правильное лечение. Вот и мы просим Господа приклонить ухо: все, что мы говорим, для нас очень важно, мы хотим, чтобы Господь услышал и помог нам.

«Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи». Мы понимаем, почему именно так обращается Псалмопевец и вкладывает эти слова в уста нашего Спасителя: он пророчествует о последних днях Его земного служения. Понятно, что смерть была тождественна аду, и ад был тождествен смерти – ведь двери Царствия Небесного были закрыты, и человек праведный или грешный, умирая, все равно спускался в шеол, в ад. Потому не нужно было пояснять, что ад – это смерть. Но в нашем понимании Господь говорит, какие борения Он испытывал в последние дни земного Своего служения. Он говорит: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Вот такие внутренние страдания и переживания были у Господа. Те же переживания и страдания имеет человек на этой земле, когда треволнения, с которыми он сталкивается в своей жизни, настолько сильные, что он чувствует безвыходность какой-то ситуации. Он понимает, что жизнь его приближается к смерти, поэтому просит (и должен просить!) Господа, чтобы Господь помог ему, ведь невозможно справиться с искушениями, испытаниями, что выпадают на долю всякого христианина.

Здесь Псалмопевец своими словами пророчествует о Христе: какие Он будет испытывать страдания, какие чувства будет испытывать. Он продолжает: «Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи» – как человек, который не имеет никакой помощи: яко человек – но Он не исполнен греха; хотя Он взял на Себя плоть человеческую, Он безгрешен, но Он испытывает те же чувства, как человек, живущий на земле: яко человек без помощи. «Привменен бых с низходящими в ров». Ров – это гроб, могила, в которую Он нисходит. Он касается смерти, но это прикосновение совершенно иное, ибо происходит это страдание и переживание с Богочеловеком. Почему без помощи? Господь на Себя берет все грехи, Он страдает за человека, чтобы исцелить человека через Свое страдание, принять удар от Бога Отца за грехи всего человечества и все человечество привести к вечной жизни.

«В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». В мертвых свободь – очень интересное выражение: Он свободен от смерти, от тления. Если каждый, кто умирает, становится в забвении Богом за грехи... Так дальше и говорится: яко язвеннии спящии во гробе (то есть те, которые были изранены и забвенны даже от Господа), ихже не помянул еси ктому. Господь забывает их, ведь человек язвенный – израненный и грешный (израненный грехом) – предается тлению, у него нет жизни; Господь не поминает такого человека, для Бога уже не существует такой человек. А Господь, конечно же, свободен от этой смерти, и хотя Он израненный и во гробе, но «Воскрес Христос, жизнь жительствует» в Нем. «Тии от руки Твоея отриновени быша»: Псалмопевец говорит о простом человеке, что Господь забывает их, не поминает. А Господь в Своих страданиях не прикасается смерти, или Своей смертью, как мы говорим, попирает смерть.«Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Все же Господь прикасается смерти и находится в темных и сени смертней. В какой темноте Он находится? Конечно, Он полагается в гроб, как всякий человек, которого коснулась смерть. Крышка гроба, или камень гробный закрывает ту пещеру, в которую полагается Господь, и там наступает темнота. Темнота – это смерть, которой Господь прикасается. Но почему Господь прикасается смерти – мы уже только что сказали, и сейчас вновь повторим эту глубочайшую мысль уже словами Псалмопевца: «…на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя». Почему нисходит ярость на Божественного Спасителя? Именно за то, что Он берет грехи всего человечества: те удары, которые человек должен принять за свои грехи, Сын Божий Господь Иисус Христос берет на Себя, дабы удовлетворить правду Божию и избавить человека от проклятия и смерти – те страдания, которые должен был понести человек, несет Сам Господь. И за них мы и получаем Искупление.

Грех наш, а вину за него по сей день Господь берет на Себя: Он взял вину за людей, которые жили до Его времени, до Его Пришествия и служения на земле, до Его проповеди, в те времена, когда Он страдал за нас, за те поколения, что жили до нашего времени, живут сегодня и будут жить после нас. Господь взял на Себя страдания за все грехи, которые человечество тогда совершало и совершает поныне. Язвою Его, Его страданием, говорит Священное Писание, мы исцелились, то есть стали достойны войти в Царство Небесное. Но, опять-таки, не каждый, кто живет на земле, достоин, но тот, кто имеет глубочайшую веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто идет за Ним, борется со своими грехами, приносит покаяние и, как говорят святые отцы, приносит искупление через те добрые дела и милосердное служение, что совершает здесь, на земле.

«Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах». Опять Псалмопевец говорит о последних днях и страданиях Господа нашего Иисуса Христа, что будет вокруг происходить с Ним. Если святые отцы говорят, что этот псалом приличествует читать и нам, когда мы находимся в борении, и мы идем за Господом, отчасти Господь показывает, что может произойти и с нами в этой жизни. Когда ты подвергаешься не только страданию, а некому бесчестию, или когда тобою овладевает непонимание, или, лучше сказать, наказание сильного мира сего, то тогда с тобой происходит то, что произошло с Господом. Здесь нет ничего особенного, и ты не должен этому удивляться, а только молиться и просить Господа о помощи.

Что происходит? Происходит то, о чем говорит Псалмопевец: «…удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах» – во время страданий Его оставили все. Когда Его арестовали, разбежались от страха ученики, да и ближние все далече стояли, наблюдали за тем, как предают Господа на страдания, как поносят, мучают, распинают Его. Все стояли в стороне. Многие возгнушались Им: они ждали от Него, что пришел великий Царь Иудейский, сейчас Он спасет их от руки римского владычества, и они станут владыками этой земли, – а Тот, Кто обладал силой, повелевал стихиями этого мира, даже воскрешал умерших, вдруг предается страданию. Конечно же, Он становится не таким авторитетным, как бы мы сказали в жизни. А если Он не такой, о ком мы так хорошо и высоко думали, значит, Его можно предать. И предали Его иудеи, и оставили Его, и оставил народ и даже те, кому Он благодетельствовал.

«Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои». То есть очи опечалились от того состояния, в котором Господь находился. Он плакал о народе Своем, Он, конечно же, молился весь день - «воздех к Тебе руце мои». Он молился о всех и плакал. При этом, святые отцы говорят, Его плач был не только об Иерусалиме: Его плач был об учениках, Он просил, чтобы Господь сохранил их в вере, в верности, в единении. Он молился и плакал об Иуде-предателе, который совершал такое зло дело и совершенно умышленно. Конечно, от этих слез очи пришли в состояние изнеможения. Он понимал, насколько еще духовно слабы те, кого Господь вручил в Его руки.

«Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?» Тогда Господь в Своих борениях, уже изможденный от страданий, говорит: «Господи, кому нужны те чудеса, которые Ты творишь? Мертвым? Мертвым уже ничего не надо. Или кто может воскресить мертвого? Врач? Конечно же, никто». Так для кого те чудеса? А самое великое чудо и самая великая милость, что дается от Бога, – это, бесспорно, то, что Господь послал Сына Своего Единородного, Который пришел на эту землю, проповедовал, страдал и совершил дело спасения ради самого человека, чтобы человек не видел истления, не видел смерти, но имел вечную жизнь. Тогда ценность этого служения имеет определенную цель. И только Сын Единородный Своим страданием смог дать цену всему тому, что Господь совершил и совершает ради человека.

«Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя». Здесь опять Псалмопевец повторяется, как у него очень часто это бывает, – чтобы не напомнить, а сосредоточить наше внимание на самом главном. Он говорит замечательные слова: «Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?» – кому нужна милость Твоя во гробе и истина? «Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?». Никому этого ничего не надо: не нужны во тьме чудеса (тьма – мы уже говорили – это гроб; никому во гробе чудеса не нужны). Когда уходит от человека жизнь, все становится бессмысленным. Смысл есть, когда человек живет, временной жизнью или в вечности, – только тогда есть смысл и в чудесах Божиих, и в истине, которую Господь являет всему миру. А ежели все мертво и кругом гроб, то нет никакого смысла, нет смысла и в приходе, и в земном служении нашего Божественного Спасителя. Но и аз к Тебе, Господи, воззвах: тогда Господь Иисус Христос взывает к Богу Отцу, Сын взывает к Отцу, в молитве к Нему обращается - и утро молитва моя предварит Тя, и Господь дает Воскресение Сыну Своему, Который через это и дарует вечную жизнь.

Здесь святые отцы особое значение уделяют молитве: прежде, нежели наступит утро, человек обязательно должен принести Богу молитву - всегда начинать с молитвы день свой. Молитва – это огромнейшая сила, огромный потенциал, который нормализует жизнь человека, сохраняет его от лишних искушений и соблазнов. Без молитвы не может быть нормального дня, не может быть успешным любое дело – особое значение у нее... Мы начали со слов молитвы и продолжаем говорить о значении и силе молитвы. И Господь Воскрес посредством молитвы, которая предварила Его Воскресение. Без молитвы ничего не должно совершаться в этой жизни, и без молитвы ничего успешно не может совершиться в нашей жизни: любые борения, любые страдания, любые испытания преодолеваются только силою молитвы, и когда мы чувствуем, что что-то в жизни не получается, никогда не нужно отчаиваться, печалиться, роптать, но обязательно нужно обращаться к Богу в молитве. Опять-таки, какой должна быть молитва? Здесь указывается на утреннюю молитву: прежде чем начнется утро или день для тебя, обязательно должна быть молитва. Поэтому в нашем благочестивом правиле, в традиции нашего народа всегда утренняя молитва: человек, соделав после сна свой вид достойным обращения к Богу, то есть умыв себя, приведя себя в порядок, в первую очередь, молится, а потом только совершает все остальное. Это очень важно запомнить, ведь современный человек может говорить о чашечке кофе в постель, может допускать мысль сначала сделать все себе потребное, а потом, если останется время, он, может, помолится, к Богу обратится. Нет, наша традиция, взятая из Священного Писания, из тех слов, которые мы сегодня слышим, заключается именно в том, что мы, приведя себя в порядок, сначала молимся, а потом уже совершаем все остальное: завтрак и все необходимые утренние дела по дому. Молитва – это всё: это начало дня, это продолжение дня, это и окончание дня. Молитва заключает все наши земные дела и делает их совершенно успешными. Без молитвы не произошло и спасение рода человеческого: молитва и во время борения, эта же молитва и во время, когда Господь Воскрес. Без молитвы ничего не совершалось в деле спасения всего рода человеческого.

«Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох». Господь опять обращается к Богу Отцу, говорит, что нищ есмь аз – Он ничего не имел в Своей жизни (мы не раз говорили, что Господь нищим пришел в этот мир, для Него не нашлось ни дворцов, ни великих селений); Он показал, что Он вместе с теми, кто страждет, не имеет места достойного – не с богатыми и великими, которые превозносятся своим достоянием, а с теми, кто ничего не имеет в этой жизни, а пребывает в грусти и печали. Впоследствии Господь скажет, что лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову . Он действительно по праву говорит о Себе: нищ есмь аз – Он странник, Он ходил по весям и городам, проповедовал слово Божественной истины, и где Его принимали, там оставался. Поэтому Он обращается: «Почему, Господи, Ты отворачиваешься от Меня? Я и нищ, и в то же время в трудех от юности моея». Действительно, труд сопутствовал Господу в течение всего Его служения. И Он вознесжеся смирихся и изнемогох, то есть был вознесен на Крест и со смирением, в страдании совершил дело спасения рода человеческого.

«На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей». Здесь опять говорится о последних минутах и страданиях Господа нашего Иисуса Христа. «На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя». Какой гнев? Гнев за грехи человеческие. Мы уже с вами об этом говорили: Господь взял на Себя все грехи человека, а значит и весь гнев, который идет по правде Божией за грехи на человека, – Господь взял все на Себя. «Обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе» – обступили Меня иудеи, как вода, и вместе все обвиняли. Здесь Господь опять говорит: «…удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых Моих от страстей» – все оставили Меня: ученики отошли в малодушии, оставили Меня те, кто служил Мне, и были напуганы, оставили и иудеи, которые слушали Его слово. Вот в таких страданиях Господь совершал дело нашего спасения.

Хотя псалом такой печальный и заканчивается излиянием тяжелого внутреннего состояния, а не восхвалением и благодарением Бога, как говорят святые отцы, он все равно приличен и для нашей молитвы к Богу: в этом мы изливаем свое собственное страдание, печаль по тем внешним обстоятельствам, которые происходят и с нами. Когда ты становишься не в чести, а притесняем от многих, тогда от тебя удаляются и твои друзья, и твои очень близкие, дорогие люди, которых ты хотел бы видеть, с которыми хотел бы общаться, и те знаемые – все уходят от тебя, и ты остаешься как бы один в этих страданиях. Но, опять-таки, Господь говорит о силе и значении молитвы. Молитва должна быть сугубой, когда ты находишься именно в таких испытаниях и страданиях, тогда Господь будет помогать тебе.

Вот такой удивительный, замечательный псалом, дорогие братья и сестры! Он открывает нам очень сильную сторону пророчества о Христе Спасителе, Который пришел в этот мир неслучайно, но задолго было проповедано о Нем: не только время и место Его Пришествия, но даже и те страдания, что Господь испытал за нас, и те борения, что были в душе нашего Господа. И каждый из нас, имея борения, должен обращаться к нему, укрепляться этим и наполнять свои силы той молитвой, которая будет соединять нас с Господом. Храни вас всех Господь, и до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать