Читаем Псалтирь. Псалом 78

12 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 78-м псалме. Он имеет надписание: псалом Асафу, 78, и говорит о будущем разорении Иерусалима и страданиях, что ожидают жителей священного города. Псалмопевец Давид здесь пророчествует о будущей Христовой Церкви, которую тоже ожидают великие страдания от народов, не исповедующих Христа.

«Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Псалмопевец пророчествует, что будут приходить народы, которые разорят Иерусалим и осквернят храм Иерусалимский. Конечно же, это большая трагедия: храм свят, но из-за неправды человеческой страдают и великие святыни. Он говорит, что при разорении города враги совершат самое страшное – осквернят храм, посвященный Господу, где совершаются великие молитвы, за которые получает благодеяния человек здесь, на земле.

«Положиша Иерусалим яко овощное хранилище» – Иерусалим будет пустым как овощное хранилище, безлюдным и не приносящим никакого доброго плода.

«Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным». Люди будут убиты и выкинуты по сторонам города, чтобы их поедали звери и птицы плотоядные. Родственникам даже запрещали хоронить убиенных, поэтому они подвергались вот такому уничижению после убиения.

«Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Здесь псалмопевец сетует, какое бедствие ждет людей: будет литься кровь, как вода, ведь многие и многие будут убиты, и она будет литься везде вокруг Иерусалима. И никто не сможет похоронить убиенных достойно.

«Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас». Поношение соседом нашым; притчей во языцех – такие фразы мы очень часто встречаем в Священном Писании, в Псалтири у псалмопевца. Соседи начинают смеяться над ними, и, самое главное, смеяться не просто над евреями, которые некогда были очень сильными, но будут смеяться и над Богом, говорить: где Бог их?

В таком скорбном состоянии пребывает Иерусалим. В то же время они видят, что храм осквернен, убито очень много людей, им не дают достойно похоронить их, кровь течет вокруг Иерусалима. И все это усугубляется тем, что еще и те соседи, которые некогда платили дань, были порабощены евреями и смотрели на них и говорили о силе их Бога, теперь смеются над ними и говорят: где их Бог? То есть они терпят еще и моральное уничижение.

«Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое?» Здесь псалмопевец уже немного сетует и подвигает себя к молитве к Богу: когда находишься в столь скорбном состоянии, что, кажется, из него невозможно выйти, начинаешь горячо молиться. Он себя подвигает к такой молитве и просит Господа, чтобы Его гнев прошел: уже невозможно терпеть боль, настолько она сжимает сердце. Уже и голова-то не поднимается, настолько смиренна и наклонена от бедствия, которое посетило их.

Затем псалмопевец просит: «Пролий гнев Твой на языки не знающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место eго опустошиша» – он говорит: «Господи, зачем Ты на нас проливаешь гнев? Пролей его лучше на тех, кто не знает Тебя, не поклоняется Тебе, не служит Тебе, не призывает Тебя на помощь», то есть на тех, кто не общается с Тобой, но дерзнули прийти в то место, которое Ты обещал Иакову. «Иаков был так праведен перед Тобою. Ради правды его, Господи, пощади нас, потому что они даже место его опустошиша». Святые отцы говорят, что местом, которое опустошиша, псалмопевец называет, в первую очередь, храм Иерусалимский – великую святыню. Именно это место осквернили язычники, принося в жертву на жертвенник свиней, таким образом специально оскверняя храм, чтобы нанести удар и еще большие страдания тем, кто остался в живых.

«Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего: Господи, избави ны и очисти грехи наша имене ради Твоего». Очень сильное обращение к Господу, чтобы Он явил Свою милость, не помянул всех неправд, которые сотворили, но явил Свою милость, покрыл грехи Своим милосердием и щедротами. Яко обнищахом зело: нет у нас ничего доброго, мы ничего не можем Тебе представить – мы духовно очень бедные люди. Здесь псалмопевец очень хорошо обращается к Богу, указывая на свою духовную нищету: нет добрых дел у меня. Но он говорит: «Мы – дети праотцев, которым Ты дал обетование и которые служили Тебе верно. Если Ты, Господи, не можешь от нас ничего взять, ведь мы Тебе ничего не можем представить, то хотя бы возьми заслуги наших праотцев, которые столько послужили Тебе, столько сделали для Тебя, которые верою явили верность Тебе».

Мы тоже не имеем многого, потому у нас в Церкви есть традиция призывать на помощь святых. Не потому что мы поклоняемся им, но мы их просим быть нашими помощниками и заступниками у Престола Божьего. Мы обнищахом зело – мы ничего не имеем, что можно предоставить Богу, а имеем нужду, чтобы Господь явил над нами милосердие и щедроты Свои. Вот тогда мы и призываем святых, и тогда они нам помогают – ради их веры, праведности, ради их служения Господь милует и нас, и дает нам Свои великие благодеяния и щедроты Свои. Мы ничего не можем сами, мы чувствуем свою нищету, чувствуем, что нам не на что опереться в этой жизни. И тогда возникает такой порыв: понимаешь, что избавить от этого страдания может только Господь.

«Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего, Господи, избави ны и очисти грехи наша имене ради Твоего». Здесь дважды псалмопевец говорит об имени Божием: Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего, чтобы не поносилось Твое имя нигде в народе, чтобы все увидели силу и славу Твою через то, что Ты нас восставил, дал нам победу над врагами, вернул прежнее наше достоинство и прежнюю нашу славу. А вернуть ее можно только тогда, когда ты избавишься от грехов – и очисти грехи наша имене ради Твоего: «Я сам не могу, Господи, избавиться от грехов, у меня не хватает сил, но Ты очисти ради имени святого Твоего».

Очень сильные слова эти относятся не только к тем пророчествам, которые псалмопевец говорил для ветхозаветного народа, но он говорит и о Христе, и о нас, христианах, которые будут обращаться к Господу и ради святого имени нашего Божественного Спасителя получать (и мы получаем) милость, щедроты, прощение и очищение от грехов своих: Господь явил любовь, явил милосердие и показал, насколько Он любит нас через те страдания, через ту жертву, что Он принес на Кресте. И для нас очень важны эти слова.

Если подробнее изучать Псалтирь и читать Священное Писание Нового Завета, то мы понимаем, как все перекликается, как одно писание не противоречит другому, а подтверждаются те слова и те ценности, о которых говорит псалмопевец. Здесь он говорит о святости имени Божьего: оно имеет огромную силу и значение. И в Новом Завете мы читаем, Господь говорит: именем Моим бесы ижденут. Нет выше имени, чем имя нашего Сладчайшего Иисуса: ни на небе, ни на земле, ни под землей, ни под водой, ни в преисподней – нигде нет выше имени нашего Господа…

Имя Божие имеет огромную силу. Мы должны дорожить именем Божиим, чтобы имя Господне не было поругаемо через наши недостойные поступки, но было всегда прославляемо через наши добрые дела и добрые, осознанные поступки. Очень важно обращаться к Богу и просить, чтобы Господь помог нам ради Своего святого имени и очистил грехи наши имени ради Своего. Очень важные слова для каждого из нас – мы должны обращаться к Богу с такими словами, непрестанно творить Иисусову молитву и просить у Господа прощения грехов наших.

«Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? И да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя. Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных». Псалмопевец Давид просит, чтобы было отмщение врагам ради пролитой крови, – а невинной крови много пролито. Да внидет пред Тя воздыхание окованных – Господи, прими молитвы тех, кто сейчас находится в плену, в оковах, кто в таком горьком состоянии возносит очень сильные и горячие молитвы. И в конце он, конечно, просит спасти оставшихся в живых.

«Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи». Соседи, которые напали, разорили, причинили зло, – это языческие народы. И здесь псалмопевец Давид говорит: «Воздаждь им, Господи, за то, что они сотворили, и сотвори им такое же поношение, имже поносиша Тя, Господи» – ведь они воздвигли хулу на Господа, осквернили святое место, следовательно, оскорбили Его. В толковании святых отцов указывается, что это относится и к соседям всего рода человеческого: наш сосед – это враг рода человеческого, который немало пакостей нам деет, воздвигает всякое поношение, в том числе и на Господа – у него идет борьба не с конкретным человеком, а он, досаждая человеку через человеческие слабости, грех, тем хочет досадить Богу, доказывая Ему, что «люди больше выберут меня, мою неправду, нежели Твою святость и Твое вечное спасение». Поэтому святые отцы говорят, что здесь говорится о враге рода человеческого, что ему Господь причинил бы такое поношение, чтобы он больше не искушал и не причинял никакого зла людям. Святитель Иоанн Златоуст очень хорошо говорит, что невозможно прославлять Бога, если ты находишься в таком состоянии и сжимается твое сердце. Мирно, тихо прославлять Господа ты можешь, когда у тебя нет бед, страданий и скорбей. С одной стороны, есть горячая молитва, но она больше покаянная, нежели славословная. А вот славословить Господа ты можешь тогда, когда Он избавляет тебя от страданий и скорбей.

«Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою». То есть мы – стадо Христово, поэтому всегда обращаемся к Богу, исповедаем Его нашим Богом, и об этом говорим в род и род: воспитываем своих детей и будущим поколениям заповедуем, чтобы они возвещали хвалу Богу, ибо Господь избавляет нас от бед и страданий. И если мы считаем себя людьми Божиими и детьми Божиими, тогда мы можем претендовать на милосердие и щедроты от Господа. Но если мы не считаем себя таковыми, тогда мы и не можем рассчитывать на то, чтобы Господь покрывал нас. Об этом каждый должен помнить.

Вот почему псалмопевец делает акцент и почти в каждом псалме говорит, чтобы обязательно в род и род прославлялось имя Божие, чтобы мы говорили своим сыновьям о чудесах, что Господь совершил в нашей жизни и в жизни наших близких людей за хранение веры, за исполнение заповедей Божиих.

Конечно же, необходимо говорить и о наказании человеку, если он не хранит веру в Бога, не идет по пути, который указывает Господь. Все это дает возможность не делать ошибок, которые делали отцы наши и делали в целом в истории отдельных государств. Мы должны взирать на пример жизни нашего государства, проводить определенный анализ, делать определенные выводы, чтобы не повторять ошибок, за которые затем страдало наше государство и весь народ. Много таких ошибок было сделано, и каждый раз, когда что-то воздвигалось против Бога, когда народ отходил от Бога, Господь посылал войны, разные страдания, после этого и переживания, что были убиты многие-многие наши сродники, и от этого разрывалось сердце. Что-то впоследствии можно было изменить, а что-то изменить невозможно. За то, что мы порой не считаем себя людьми Божиими, овцами стада Христова, мы и получаем наказание – Господь не защищает нас, не дает нам утешение в этой жизни.

А надо исповедовать имя Божие, прославлять Его из рода в род и возвещать хвалу Богу. Как мы прославляем Бога? Через то славословие, что воссылается нами во время домашних молитв или через молитвы церковные. Господь не случайно дает нам заповеди: именно они не дают нам потеряться в этой жизни или свободно и своевольно мыслить. Каждая заповедь не только регламентирует поведение, но и направляет духовную жизнь, чтобы человек не забылся, не ушел куда-то в сторону. Очень интересно, что заповеди выстраивают не только наши отношения с людьми, наши отношения с Богом – они выстраивают и наше отношение к определенным действиям и поступкам. А чтобы мы не забылись и не ослабли в духовной борьбе, Господь дал заповедь: шесть дней работай, седьмой отдай Господу Богу твоему. То есть обязательно мы должны помнить, что один день принадлежит Богу, что он – для нашего духовного возрастания и чтобы мы не забывали о великих благодеяниях и милосердии Божием. Этот день принадлежит Богу, и Он, как Творец и Создатель, указывает на этот день. А если мы не отдаем этот день Богу, то мы крадем у Бога и нарушаем еще одну заповедь: «не укради». Если мы не пошли в воскресный день в церковь – день украли у Господа, а этого мы не должны делать.

Многие говорят: «Я никогда не крал», но в церковь не ходят. Значит, уже крал, уже оказываешься тем человеком, кто нарушил не одну заповедь, а сразу несколько: нарушение одной заповеди, как правило, влечет нарушение и другой, поэтому человек обвиняется в нарушении всего Закона. А Закон надо хранить, Закон дает человеку возможность жить совершенно счастливо и ровно на этой земле и получать духовное удовлетворение, утешение.

Господь, если что-то у нас не получается, дает возможность обращаться к Нему за помощью и говорить: «Господи, если мы обнищахом зело, то хотя бы ради имени святого Твоего...» Или, как здесь псалмопевец очень красиво говорит: «Да, мы обнищахом зело, но у нас есть отец наш Иаков и святое место храма, которое нельзя осквернять, ведь храм никогда не делает ничего плохого, а они пришли и осквернили его. Ради этого великого, что мы имеем, – своего отца Иакова и места святого – пощади нас. Но если и этого будет мало, Господи, тогда ради имени святого Твоего». Ведь каждый из нас дорожит именем Божиим и, хоть порой мы бываем очень слабыми, плохими, мы остаемся верными Тебе, хотя и являем некую слабость. Мы исправимся, Господи, мы будем стремиться к тому, чтобы быть достойными Твоими чадами. Что мы можем все-таки Тебе сказать? Мы можем сказать только одно – очень красиво говорит псалмопевец Давид: мы же людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век – будем исповедовать Тебя вовек, прославлять Тебя, в род и род возвестим хвалу Твою. То есть мы ручаемся за детей наших, которые будут Тебе воссылать хвалу.

С одной стороны – очень сильные слова; с другой – очень ответственные слова. Каждый из нас имеет детей, и воспитать их нужно так, чтобы не стыдно потом было читать этот псалом, чтобы не стыдно было сказать Господу, что и наши чада исповедуют Его и будут проповедовать о Нем своим детям, и их дети, и дети их детей будут прославлять Его и возвещать Ему хвалу.

Вот такой удивительный, замечательный псалом – небольшой, но очень яркий, который свидетельствует о наших страданиях и в то же время указывает нам путь, как мы должны молиться, как себя вести в бедственном состоянии и какие слова, какие обращения должны направлять Господу.

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим, и до новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать