Читаем Псалтирь. Псалом 74

15 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 74-м псалме, который имеет преднаписание: в конец, да не растлиши, псалом песни Асафу, 74. Мы с вами говорили, почему «песни Асафу» – некоторые говорят о том, что их не писал псалмопевец Давид, однако мы всегда должны помнить, что все псалмы написаны Псалмопевцем, но не все были им исполняемы. Он писал и отдавал их исполнять, в данном случае Асафу; он пел псалмы и пророчествовал уже от лица Давида.

Этот псалом имеет очень серьезный смысл. В конец, да не растлиши: здесь пророчествуется, что будет Суд Божий, и каждый ответит за свои дела на Суде, поэтому не должен себя растлевать грехами и греховными помыслами, но должен думать, что будет наказание грешникам, воздаяние за грехи. В то же время Господь даст должное и человеку праведному – вселит его в Свои обители. Поэтому псалом имеет очень яркие сравнения и глубокие слова.

«Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя» – Псалмопевец дважды повторяет эти слова: «Будем прославлять Тебя, Господи». Почему дважды «исповемыся»? Святые отцы говорят, что мы должны прославлять Господа и словом, и делом. Словом – через молитву, которую человек совершает, а делом – через исполнение заповедей Божиих. И прославлять Бога мы должны тогда, когда будем иметь соответствующее состояние: не всякий человек может прославлять Бога, но тот, кто сначала принесет исповедание Ему за свои грехи. Сначала ты должен очистить себя от грехов, а потом уже приступать к прославлению имени Божия. Поэтому так необходима исповедь: когда мы приносим покаяние, тогда мы достойно прославляем Господа. Наверное, в этом и заключается смысл частой исповеди – не только когда мы приступаем ко святому Причастию и соединяемся с Господом непосредственно: это очень важный момент, перед которым каждый человек исповедуется, но исповедоваться надо чаще. Когда мы чувствуем, что совесть наша требует очищения, тогда мы исповедуемся, и тогда чистым сердцем можем прославлять Бога и говорить всем о тех чудесах, которые Господь сотворил в этом мире.

«Егда прииму время, Аз правоты возсужду» – придет время, и Господь произведет суд над каждым человеком. Бог не сразу дает этот суд за каждый грех, но будет определенное время, когда Господь явится и каждый человек будет подвергнут суду, каждому Господь воздаст по правоте Своей.

«Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея». Господь сотворил эту землю, Господь утвердил столпы. На столпах держится кровля и само здание – если бы не было столпов, то здание не держалось бы. Господь говорит: «Я утвердил столпы, Я держу эту землю, на водах повесил землю». Земля действительно чудом Божиим держится в этом мире. Если нарушить порядок, который установил Господь для Земли и светил вокруг Земли, то не будет ни земли, ни светил. То есть Господь все содержит, и жизнь этой земли в руках Божиих. Но здесь Господь говорит: «растаяся земля и вси живущии на ней» – жизнь на земле и жизнь самой земли тает, как свеча сгорает, как тает снег: земля сия огню блюдома – земля исчезнет. Но будет новое небо, и будет новая земля, говорит нам Псалмопевец, и там будут жить только праведные души, достойные этого места. Но земля потихонечку идет к концу. Святые отцы говорят, что если Господь говорит о столпах, которые поддерживают жизнь на ней, то жизнь, конечно, держится Христовым Учением. Не стоит город без святого, а деревня – без праведного: столпами явились апостолы, утвердившие христианское учение, и благодаря святости на земле, еще есть жизнь на ней. Как будет угасать святость, так будет угасать жизнь на самой земле и жизнь ее в целом.

«Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога». Не нужно беззаконным утверждаться в своем беззаконии: рано или поздно будет Суд, на котором придется отвечать за свои дела. Более того, на каждом из нас лежит ответственность за эту землю. И если человек согрешил, то принеси достойный плод покаяния: измени свою жизнь. Если все мы будем жить в неправде и беззаконии, то быстрее закончится жизнь на земле, и тогда мы не дадим своим потомкам жить. Как некогда иудеи (мы говорили в 73-м псалме) не подумали о своих детях, а Господь предупреждал их: плачьте о себе и о чадах ваших, ведь настигнет вас скорбная минута, наказание за то, что вы не узнали Сына Человеческого, предали Его на распятие и на смерть. Так же и мы: если будем пребывать в беззаконии, тем самым сократим жизнь на этой земле. Вот Псалмопевец и призывает: «…рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога» – не гордитесь тем, что вы и без Бога проживете, не исполняя заповедей Божиих, грешите и у вас все получается в этой жизни, что вы самые умные, самые достойные и самые удачные здесь на земле. Не возноситесь этим, а лучше принесите достойный плод покаяния.

«Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду». Мы и только что с вами говорили, и до этого в 72-м псалме, что грешники говорят всякую неправду, хулят Бога, говорят: «А что Бог ваш? Смотрите: мы в храм не ходим (как мы сейчас часто видим), не исполняем заповеди Божии, не постимся и не молимся, а живем достойно». Всячески хулят Бога, говоря: «Причем здесь Бог, если мы сами всего достигли?» Псалмопевец Давид говорит: не воздвизайте на высоту рога вашего, не гордитесь, не превозноситесь и не свидетельствуйте об этом по всей земле, не говорите на Бога неправду – Бог каждому воздаст и каждый получит по заслугам своим, но каждый в свое время. Хотя и здесь, на земле, Господь посылает особое положение каждому, чтобы он смог в разум истины прийти и принести достойный плод покаяния.

«Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор» – никто не может сокрыться от Суда Божия, никто не может спрятаться. «Ниже от исход», то есть ни от востока, запада, севера, юга, ни те, кто будет жить в горах, – никто не может спастись и укрыться от Суда Божия, но каждый придет на Суд и получит по своим делам, ответит за то, что он сделал здесь, на земле.

«Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит». Бог – Судья для каждого человека, но Он имеет и милость, и Суд Его заключен не только в правде, но и в милости. Поэтому Он одного смиряет, а другого возносит, одного делает богатым, а другого нищим. Каждого испытывает: кого-то богатством, а кого-то нищетой, кому-то дает одно, кому-то другое, а кому-то дает испытать и то, и другое, чтобы человек понял, что он совершал какую-то неправду – он должен отойти от неправды, и тогда Господь вновь его возвеличит, воздаст ему должное в этой жизни и то потребное, которое приведет его к спасению.

«Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли» – очень глубокие слова, которые содержат в себе некие земные сравнения. «Яко чаша в руце Господни». Чаша – это жизнь, судьба человеческая. Чем она исполнена? Она исполняется тем, что Господь посылает, какое наказание, какое вразумление для каждого человека. Чаша вина нерастворена – это значит чаша полноценного вина, если его пить – оно пьянит, и ты теряешь разум, рассудок, тебя не слушаются члены тела твоего: человек находится в состоянии некой неразумности. Когда Господь наказывает человека за его грехи нераскаянные, за грехи страшные и великие, тогда Он дает ему такого вина нерастворена, и человек находится от наказания в состоянии некоего опьянения: теряет рассудок, не может прийти в себя, не знает, как ему быть, что делать, за что браться, и так далее. А для другого человека Он вино исполняет растворения, то есть разбавляет водой, и тогда вино снимает усталость, дает человеку легкое расслабление, то есть человек не теряет разум, но чувствует в себе прилив сил, и у него отнимается излишнее, что его мучает, удручает.

Святые отцы говорят, что Господь дает такое вино, такое облегчение через прощение грехов тем, кто совершает незначительные грехи в жизни. Но если человек не исправляется в грехах своих, не приносит достойный плод покаяния, такому человеку дается дрождие Его не истощися. Что такое дрождие? Это осадок от вина, который не имеет вкуса, но дает только некую тяжесть для организма. Такое сильное наказание Господь дает тому, кто не приносит достойный плод покаяния. Вот такое очень глубокое сравнение использует Псалмопевец, призывая человека приносить достойное покаяние и помнить, что будет Страшный Суд, где каждому Господь воздаст по его заслугам.

«Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю». Об этом может говорить только человек, исполненный праведной жизни, которому Господь дает прощение, ведь он и принес покаяние, и старался проводить свою жизнь праведно. Кто человек праведный? Тот, кто исполняет заповеди Божии, творит добро, повседневно творит милостыню в своей жизни. Такому человеку Господь дает Царствие Небесное, и он пребывает в глубочайшей радости и в полноте жизни. Он будет прославлять Бога, поскольку у него нет внутренней озлобленности – он получил достойное в жизни, потому что не творил греха, за который человек получает наказание.

Ведь в нашей жизни всегда выступает наша человеческая правда: мы думаем, что мы неправильно наказаны, неправильно страдаем в этой жизни, что мы должны иметь лучшую долю... И вместо того, чтобы сказать: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты мне посылаешь испытания, которые делают меня близкими к Тебе, которые открывают сердце мое для Тебя, которые дают мне возможность пересмотреть жизнь свою, исправиться в греховной жизни и сделать жизнь свою совершенно другой», некоторые просто озлобляются и не только забывают прославлять Бога, но ненавистно даже относятся к Небу – начинают считаться с Небом: не только теряют веру, то есть получают состояние неверующего человека, но еще даже начинают хулить Господа, ругать Его, говорить, что нет Бога во всей Вселенной.

Человек становится безумным – как сказал Псалмопевец, «рече безумен в сердце своем: несть Бога» – и не только сам пребывает в неправильном состоянии, но и развращает других, еще не устоявшихся в вере, пользуется своим земным авторитетом. Мы часто видим, как такой человек, пользуясь своим авторитетом, начинает вещать с экрана телевизора, что «нет Бога, ведь Бог не сделал мне вот это, я просил Бога об этом, а Он не услышал меня, я просил о единственном сыне, чтобы он не погиб, но Бог не спас его», и говорят прочие безумные глаголы – начинают не только выяснять отношения с Богом, не только соблазнять других в сторону неверия в Бога, но и даже начинают являть свою злобу к людям, которые верят в Бога и не удостоились такого общения с Богом. Он слышит праведных, тех, кто является Его детьми.

А кто дети Божии? Те, кто приняли Святое Крещение, стремятся жить по заповедям Божиим, но если не получается – приносят достойный плод покаяния, очищая себя и вновь соединяясь с Богом, примиряясь с Ним. Об этом, братья и сестры, мы всегда должны помнить: что мы примирение с Богом получаем через таинство Исповеди – нет такого греха, который Господь не простил бы. Есть грехи, в которых мы не каемся и тем самым подпадаем, как мы говорили в прежнем псалме,  под отвержение Господне до конца. Как Господь отверг иудеев до конца, ведь они сами пребывают в злобном состоянии, не принесли покаяния, до сих пор не приняли Христа.

Так же и мы в своей жизни: когда не приносим покаяния, а пребываем в своем прежнем состоянии, то становимся отверженными от Господа. И Господь соединяет нас только тогда, когда мы приносим покаяние: принесли покаяние – примиряемся и соединяемся. Поэтому в молитве, которая читается на таинстве Исповеди, именно говорится: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви». Господь нас примиряет с Собой и соединяет тогда, когда мы приносим достойный плод покаяния, и тогда мы можем обращаться к Богу и Он слышит нас и помогает нам по жизни. И тогда, видя чудеса, как говорит Псалмопевец, мы начинаем прославлять Самого Бога: восхвалять Его и говорить о тех чудесах, которые Господь явил (и являет) в нашей жизни. Об этом и говорит в этом псалме псалмопевец Давид: «…повем вся чудеса Твоя» – когда я чистым сердцем буду прославлять Тебя, принеся достойный плод покаяния, я буду говорить, конечно, о чудесах, что Ты явил в нашей жизни.

Мы действительно говорим о чудесах Божиих, которые Господь явил и в Своем служении, и в Ветхом Завете: наше церковное богослужение наполнено прославлением чудес. Это свидетельство, что наш Бог жив, и Он побеждает, когда хочет, даже сами законы природы, когда это необходимо для спасения рода человеческого. То есть Бог не проявляет Свои хотения, как человек: захотел что-то – и могу себе это позволить, раз этого хочу. У Бога нет такого греховного хотения – у Него есть хотение, необходимое для соблюдения гармонии в этой жизни, чтобы каждый из нас имел спасение.

И Бог все делает, чтобы спасти человека, привести его в разум истины и соединить его с Собой, чтобы он увидел не только эту прекрасную, замечательную земную жизнь, но и приобщился к вечности, к Царствию Небесному, где будет особая красота, к которой Господь нас и призывает. Как ее познать? Какая это красота? Если мы, например, познаем что-то удивительное, то мы будем к этому удивительному и красивому стремиться. Но для этого, опять-таки, нужно познать. Познание происходит через то, что нам открывается. Мы увидели, например, красивую природу где-то, нам хочется поехать в это место, чтобы насладиться этой красивой природой. Увидели красивый автомобиль, и нам захотелось автомобиль именно такой и такого цвета, и мы стремимся приобрести этот автомобиль. Понравилась нам квартира или дом, и мы начинаем стремиться и потом это приобретаем.

Так же и Царствие Божие: когда человек его почувствует внутри себя, то он начинает к нему стремиться, а все остальное становится неважным в его жизни. Через пост и молитву, через общение с Господом, через исполнение заповедей Божиих мы начинаем чувствовать Царствие Небесное и начинаем стремиться к нему. Каким оно будет? Оно будет великим, возвышенным. Пока у нас только отголоски этого чувства, а тогда мы сможем в полноте это вкусить. Об этом говорит святой апостол Павел, который был восхищен до третьего неба: что и ухо человеческое не слышало, и очи человеческие не видели, и на сердце человеку не приходило все то, что Господь уготовал любящим Его.

Чтобы к этому стремиться, нужно это увидеть, почувствовать. А увидеть и почувствовать мы можем только через те духовные средства, которые Господь нам дает. Все остальное ведь тоже добывается посредством каких-то трудов в нашей жизни. И Царствие Божие – тоже через особые труды, которые будут давать нам видение, оно же даст нам стремление, а стремление приведет к Царствию Небесному.

И удивительными словами заканчивает этот псалом псалмопевец Давид: «И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго». Чем можно сломать рог грешных? Рога врага рода человеческого будут сломлены праведной жизнью, и тогда враг рода человеческого не будет иметь силу. Когда он не будет иметь силы? Когда уже не будет у него возможности искушать праведных, когда Господь вознесет рог праведнаго. Куда вознесет Господь праведного? В Царствие Небесное, определит ему место там, где и Сам Господь, где не будет силы и власти врага рода человеческого – где, конечно, не будет силы у врага рода человеческого, и вся его власть будет сломлена. Вся роги грешных сломлю: враг рода человеческого будет посрамлен, отправлен вместе с грешниками мучиться в том месте, где не будет ни света, ни Самого Господа, а где будет плач и скрежет зубов, говорит нам Священное Писание.

Вот такой удивительный псалом: предупреждает нас, чтобы мы были внимательны в нашей жизни, не утверждали беззаконие, не стремились к греху, но всячески противостояли ему не только делами, но и помыслами – когда мы сохраняем свой помысл чистым, тогда и не совершается грех, а когда грех начинается в помысле, он продолжается и в наших делах.

Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры, и, Бог даст, до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать