Читаем Псалтирь. Псалом 71

22 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 71-м псалме. Он имеет следующее надписание: о Соломоне, псалом Давиду, 71 и, по высказываниям святых отцов, является пророческим. И хотя он имеет надписание, что Давид посвящает псалом своему сыну Соломону (то, что мы услышим в этом псалме, в какой-то степени относится и к Соломону, как говорят святые отцы), но все же он полностью пророчествует о Пришествии Христа Спасителя на землю, о том, как все народы Земли примут Его, поклонятся Ему и принесут Ему свои дары.

Псалом удивительный, глубокий, очень ярко свидетельствует о пришествии Христа Спасителя на землю. Мы не раз с вами говорили о том, что всякий псалом, как и все Священное Писание, имеет не только буквальный смысл, но и таинственный. И вот эта прикровенность таинственная как раз и сокрыта в данном псалме различными образами и словами. Тот, кто знает Священное Писание, начинает понимать, что речь идет о Божественном Боговоплощении.

«Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву». Царем здесь называется Сын Божий, Который пришел на землю. Сыну цареву: кто же сын царя? Сын царя – это, конечно же, Господь наш Иисус Христос: Он не только воплотился от Бога Отца, но, самое главное, в земном понимании Христос явлен из рода царева – Он является в роду царя Давида.

«Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду». Нищими называются люди, которые находятся в неведении, но затем станут христианами и будут обладать духовной нищетой, которые сами, как говорят святые отцы, обнищают, чтобы служить Господу и быть вместе с Ним. Поэтому их здесь пророк так и называет. Господь будет судить людей Своих в правде, то есть каждому явит суд по той жизни, которую тот будет проводить. «Да восприимут горы мир людем, и холми правду». Здесь о горах и о холмах говорится как о некой возвышенности над землей, которые объемлют всю землю. Господь, Который придет, принесет мир людям Своим и правду в нашу жизнь, и этот мир будет распространяться не только в определенном месте, но и по всей Вселенной.

«Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника». Нищим называется весь род человеческий, а убогими называют тех, кто уверовал во Христа. Смирит клеветника – значит, смирит врага рода человеческого, смирит демонов, творящих неправду и возводящих всякую клевету: Священное Писание врага рода человеческого всегда называет клеветником.

«И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов». Когда мы говорим, что псалом имеет и буквальный, и таинственный смысл, то мы можем некоторые стихи этого псалма отнести и к Соломону – и он был сыном царя (как говорится в первом стихе, «и правду Твою сыну цареву»), он также проводил суд над людьми. Но вот этот стих (и пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов) говорит нам, Кто пребудет с солнцем – Кто вечно будет пребывать на земле, или Кто явился даже прежде солнца – это Господь наш Иисус Христос: Он был всегда и вовек, и прежде луны рода родов. Опять-таки, о безначальности и о вечности Сына Божия пророчествует Псалмопевец, то есть Он был прежде луны рода родов – задолго до явления луны.

«Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю». Это повествование, как Господь воплотился, пришел на землю. Ведь совершенно не слышно, как падает дождь на шерсть: она смягчает падение дождя. Когда начинается дождь, и изредка капает капля – ее тоже не слышно. Так и явление Христово было совершенно неслышно. Когда Господь пришел на землю – это не было какой-то стихией, не было каких-то разговоров: Он пришел совершенно тихо на эту землю. И вот о таком Его смиренном Воплощении, Пришествии на землю и пророчествует Псалмопевец, говоря, как Он тихо и смиренно родился от Пречистой Девы Марии: так, что земля даже не услышала Его Пришествия.

«Возсияет во днех eго правда и множество мира, дондеже отъимется луна». Здесь свидетельствуется, что Христос будет вовеки и во днех Его правда и множество мира будет на земле. Мир – это благодать, это благочестие, которое явится в сердцах людей.

«И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя». Чем будет обладать Господь? Всей Вселенной. Вся земля примет Его, вся земля услышит проповедь Христову. Почему говорится «от рек»? О какой реке идет речь? На еврейском языке Иордан всегда назывался во множественном числе. Поэтому святые отцы полагают, что здесь рекой называется Иордан. А «от рек до конец вселенныя» – потому, что от Иордана началось служение Господа нашего Иисуса Христа (в нем Он принимает крещение и на Него видимым образом сходит Дух Святой), и затем до конец вселенныя распространяется Его служение через проповедь святых апостолов, которые идут до конец вселенныя, проповедуя о Воскресшем Христе.

«Пред ним припадут Ефиопляне, и врази eго персть полижут». Кто припадут? Конечно, все народы земли. Под ефиоплянами (ефиопами) имеются в виду все языческие народы, которые придут и поклонятся Христу, припадут к Его стопам. В то же время святые отцы говорят о том, что под ефиопами можно понимать и врага рода человеческого, который также припадет к ногам воплотившегося Христа Спасителя. И врази eго персть полижут. Что значит полизать, или грызть землю? Конечно, они все будут побеждены и повержены на землю. Когда человек изранен, и рана его смертельна, то он от боли грызет землю: такое сравнение предсмертного мучения, предсмертной борьбы показывает Псалмопевец, и сравнивает с этим падение врага рода человеческого, демонов, которые ничего не смогут сделать, но будут повержены словом Божественной истины и земным служением нашего Господа.

«Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут». Кто примет Христа? Как Он будет воспринят на земле? Здесь Псалмопевец пророчествует о Христе Спасителе и говорит, как произойдет это служение. Служение будет великим и сильным – Его примут все царства мира, не только как Богомладенца Христа, а как Истинного Бога, Который пострадал за все человечество и тем принес спасение на землю и каждому человеку. Поэтому все цари принесут Ему свои дары и свое поклонение – «царие Фарсийстии и острова, которые раскинуты в море». То есть ни один, даже удаленный, кусочек земли не останется без проповеди Христовой, и все принесут в дар Господу свое служение, свое исправление, строительство храмов Божиих и так далее. «Царие Аравстии и Сава дары приведут». Сава – это один из городов Индии, как говорят святые отцы. Вот таким обзором Псалмопевец Давид пророчествует о Христе Спасителе.

«И поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника». Христу Спасителю все цари поклонятся. Царями в древности называли не только глав государств – царем называли того, кто возглавлял город, градоначальника, какого-то князя тоже называли царем: это тот, кто обладал определенной властью над определенным количеством людей. Так опять Псалмопевец показывает, что все цари земные, все царства земные (большие и малые) поклонятся нашему Спасителю: «Вси языцы поработают eму» – Христос просветит не только определенную часть людей, но просветит словом Своей Божественной истины всю Вселенную, все народы земли. И мы знаем, что в каждом народе есть христиане, поэтому поклонение Христу приносится и будет приноситься даже до конца нашей жизни. Мы видим, что у дальних народов, которые имели свои культуры, рождается христианская вера, и самое главное, появляется определенное количество христиан. Сегодня увеличивается число христиан даже в Китае, где их мало было. Сегодня официально значится 250 000 000 тех, кто исповедует христианскую веру.

«Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника». От кого же избавит Господь людей Своих – тех, кто принял Христа, исповедует Христа? От сильного – так называется враг рода человеческого, который причинял огромнейшее зло людям и не считался с человеком, применяя все возможные средства и свою огромную силу против человека. И Господь Своим Пришествием избавил человечество от безграничного влияния врага рода человеческого на все народы – те, кто становятся (и станут) христианами, говорит Псалмопевец, будут под особым покровительством Божиим, и Господь будет помогать им.

«Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет» – Господь спасет все народы, и нищие тоже. Нищими обычно назывались те, которые не имели отношения к избранному народу, были язычниками и стали христианами. О них Псалмопевец говорит: пощадит нища – как людей, которые не имели никакой добродетели в самих себе. Господь пощадит и убогих. Кого называют убогими? Убогим называют иудейский избранный народ, который был отвергнут Господом за то, что они отвергли Его: и душы убогих спасет.

«От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними». Чье имя честно? Конечно, Христа. Для христиан нет больше и выше имени во всей Вселенной – как говорит святой апостол Павел, всякое колено поклонится Христу, и в этом поклонении будет прославляться имя Христово – оно выше, славнее, ведь Господь приносит спасение на землю, Он избавит души от всякой неправды, от всего лишнего и наносного, что человеку не нужно, призывая их к достойной, благодатной жизни во Христе Иисусе.

«И жив будет, и дастся eму от злата Аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят eго». Имя Божие будет жить вовеки, и каждый христианин призывает имя Господне. И дастся eму от злата Аравийска: здесь святой пророк Давид, по выражению святых отцов, пророчествует о том, что придут волхвы, поклонятся Ему и принесут дары от злата Аравийска. В пустыне Аравийской действительно было очень много золота, и в то время она этим славилась. Но, опять-таки, святые отцы говорят больше о таинственном смысле: кто же принесет это золото, и что это будет? Это то богатство, которое будет выражено через устройство Церквей и через ту жертву, что будут приносить цари и народы в храм Божий, чтобы прославлялось имя Божие и благоустраивались святые Божии Церкви.

«Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод eго, и процветут от града яко трава земная» – везде на земле будет утверждение христианства, не только там, где равнина, где тихо, но даже на вершинах гор: мы знаем, что на горах подвизались многие подвижники, тем самым прославляли имя Христово, а кто-то даже устраивал храмы и монастыри на вершинах гор... «Превознесется паче Ливана плод eго». Ливан – это самая высокая гора, и она всегда белоснежная. Плодом, конечно, являются как христиане, так и вера Христова, и вера будет распространена по всей Вселенной. И процветут от града яко трава земная. Здесь опять говорится, что много людей примет христианство: как трава усеивает землю в огромном количестве, прорастает и тем самым создает земную красоту, так и христиане, принимая веру Христову, тоже становятся солью земли и украшают ее через добродетельную жизнь, подвиг, который они приносят своему Божественному Учителю. А этот подвиг и заключен в добродетельной жизни.

«Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго». Если мы говорим о благословении, то имя Божие будет благословляться, прославляться, ведь имя Его (здесь опять особо важно пророчество Псалмопевца) было еще прежде солнца: еще солнце не было создано, а имя Его было. Конечно же, здесь говорится о Второй Ипостаси Святой Троицы – Сыне Божием, и имя Его будет благословляться, через Него будет благословляться имя Отца Небесного, и благословятся в нем вся колена земная. Вси языцы ублажат eго – все народы земли будут прославлять имя Господа.

«Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един». Здесь псалмопевец Давид уже воссылает благословение Господу за то, что Он творит великие, славные чудеса: Он Сам приходит на эту землю и искупает род человеческий от греха, проклятия и смерти. В этом-то и заключаются те великие чудеса, которые Господь совершает: нет большего чуда, чем само Боговоплощение, Пришествие Его на землю – больше этого никто не может сделать, ведь в этом чуде заключена любовь Божия ко всему роду человеческому.

«И благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди». Здесь Псалмопевец призывает нас благословлять имя Господне и прославлять Его во век и в век века, то есть из века в век, потому что Господь явил такую милость. И через прославление имени Божьего мы будем приближаться к Его благодати, и тогда исполнится славы Его вся земля – через прославление имени Господня будет освящаться и прославляться вся земля, так, что Царствие Божие будет на земле. Буди, буди, то есть, скорее приди, Господи, соверши то, что Ты задумал, потому что Ты так возлюбил род человеческий. И через эти слова «буди, буди» псалмопевец Давид еще и говорит: аминь, аминь – истинно так, да пребудет то, о чем Господь замыслил.

Вот такой удивительный псалом, свидетельствующий о Пришествии Христа Спасителя на землю, о том, что все народы примут Его и в каждом народе будут явлены христиане, которые будут радоваться той жизни, что Господь принес, – жизни добродетельной, жизни по заповедям Божиим, жизни, которая будет дарить им особое общение с Господом. И все царства земные принесут дары Ему – не только через видимое и материальное, а больше через духовную жизнь, которой будут жить христиане во всем мире. И видимые дары тоже приносятся через строительство святых храмов, через утверждение того, что прославляет христианство, а мы знаем, что оно прославляет: это и искусство, и культура, и все прочее, что связано с Христом и с Его Пришествием на землю.

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарю за совместную беседу, и Бог даст, до новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать