Читаем Псалтирь. Псалом 70

15 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 70-й псалом, который имеет следующее преднаписание: Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей, 70. Этот глубокий псалом составлен Давидом от лица сынов Ионадавовых, мужей благочестивых, богобоязненных, о чем Сам Господь свидетельствовал пророку Иеремии; он дается всем верным людям для примера, чтобы и мы подражали сынам Ионадавовым в исполнении заповедей Божиих и хранении заветов Его.

«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Конечно, только упование на Господа не посрамится. Почему? Потому что нам нельзя уповать на людей, всяк человек – ложь. Мы можем уповать на человека, но не получим надежды в этом уповании: у человека ограничены силы, у него нет столько милости, сколько необходимо для нашей поддержки. Кто хочет иметь твердое упование и быть избавлен от рук врага рода человеческого и от рук видимых врагов, тот должен всегда уповать на Господа. Бог никогда не оставляет человека: «Аще и мать забудет отроча свое, Аз не забуду тебе», – говорит Господь в Священном Писании; Он всегда заботится и печется о каждом из нас больше, чем наши родители (хотя мы знаем, насколько наши родители болезнуют о нас и о нашем состоянии, если мы впадаем в какие-то бедствия).

«Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Мы не раз уже говорили, что псалмопевец выбирает такие обороты, в которых как бы приписывает Господу некие человеческие качества: чтобы Господь приклонил ухо Свое. Что значит приклонить ухо? Это значит услышать человека. На ушко обычно говорят вещи сокровенные, но говорят так, чтобы человек услышал: если мы говорим просто так, человек может не услышать, но когда человек приклонит ухо, тогда он слышит и понимает каждое слово того, кто к нему обращается. Не раз Псалмопевец обращается к Богу в таких оборотах: чтобы Господь услышал, приклонил ухо. Действительно, это важно: если Господь слышит, значит Он немедленно приходит на помощь. Но почему Господь должен являть такую любовь к человеку? Он обладает милостью – и здесь говорится: «…правдою Твоею избави мя», то есть по милости Твоей избави меня. Правда – это милость, говорят святые отцы. По милости Господь избавляет: не мы достойны чего-то, но Господь обладает великой милостью и любовью к человеку, поэтому прощает верных Своих за их нехорошие поступки.

«Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Здесь Псалмопевец четко говорит, от какой руки избавить: конечно, от руки человека, который живет во грехе, хочет причинять зло своему ближнему и в этом видит и наслаждение, и утверждение какой-то правды, но не правды Божией, а правды человеческой. Мы с вами только что говорили, что Божия правда – это милость, и человек, поступающий по правде, должен поступать согласно милости, которую он имеет примером от Самого Господа.

Правда без милости – это уже не правда Божия, а правда человеческая, это правда человека грешного. Поэтому от такого человека, законопреступнаго и обидящаго, избави мя, Господи. Закон преступается не по правде, по той милости, которую должен являть человек, согласуя свои поступки с Законом. Здесь опять псалмопевец Давид обращается к Богу и просит: «…буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты» – «не к кому мне, Господи, обратиться. Ты – мое прибежище, Ты – мое утверждение в этой жизни, Ты – моя крепость». И невозможно найти защиты и ограды в этой жизни не только от окружающих нас людей, но и от демонов, от врага рода человеческого, не оставляющего нас в покое – и Господь вырывает из руки врага рода человеческого все человечество, которое пошло за Ним после Его Воплощения, после Его крестных страданий и Воскресения. Тот, кто услышал проповедь от святых апостолов, кто уверовал во Христа, тот уже имеет надежду на то, что Господь вырвал его из рук врага рода человеческого, вырвет и из рук тех, кто желает злое человеку.

«Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим: и Ты помощник мой крепок». Удивительные слова! Они, с одной стороны, очень утешительны для каждого верующего человека. А с другой стороны, к ним нужно прислушаться особенно в наше время, когда Бог становится неким препятствием, что ли, к духовному совершенствованию человека: не каждый воспринимает Бога, не каждый идет к Богу, прививает любовь к Богу. А она должна прививаться, и не просто так, а как псалмопевец Давид говорит: «Ты – упование мое от юности моея» – с юного, буквально младенческого возраста, человек начинает уповать на Бога: надеяться на Него, искать в Нем помощь, защиту. «И если я с самого раннего детства имею в Тебе, Господи, упование, то, конечно же, Ты никогда не оставишь меня» – Ты помощник мой крепок, то есть «я на Тебя уповаю, Господи, и в жизни Ты меня не оставляй». Почему? «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея». Разные толкования по этому поводу… Мне очень близки слова святителя Василия Великого, которые мы читаем в нашем утреннем правиле: «Ты еси Бог мой от чрева матери моея» – и Псалмопевец, и Василий Великий говорят, что вера в Бога переходит к нам с кровью и плотью нашей матери: когда человек находится в утробе верующей женщины, тогда он и воспринимает веру и затем проносит ее в течение всей жизни, то есть рождается уже верующим человеком – признает Бога, поклоняется Ему и принимает Его от утробы своей матери.

Мы имеем право уповать на Господа, искать в Нем помощи и заступничества, ведь Он – Бог наш от чрева, от утробы матери, и от юности мы имеем упование на Него. И если мы хотим счастья и блага для своих детей, своих близких, конечно, нужно прививать эту любовь к Богу и веру еще от чрева матери. Когда человек имеет это упование, то, что бы с ним ни приключилось в жизни, Господь не оставит его – какое бы падение ни происходило, все равно Господь с любовью относится к такому человеку, видя в нем крепость, силу. И если кто-то ему в жизни помогает, человек понимает, что десница Божия коснулась его и привела к такому доброму делу. В этом и заключается великая тайна и великая милость, о которой возвещает нам пророк Давид.

«Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». Каждый верующий должен обращаться к Богу и просить, чтобы Господь вложил в его уста славословие Бога. Мы находимся в жизненной суете, она очень часто отвлекает нас, и наша молитва бывает недостойной, поспешной. Хотя наши уста и пытаются славословить Бога, но все это вперемежку с суетой и с бытом, а Бога надо славословить, благодарить Его, что Он от юности нашей, от утробы матери нашей защищает нас, что Он становится для нас непобедимою крепостью, нерушимою стеною, ограждающей нас от всякого зла; и за это мы должны славословить Бога. Но у нас не получается. Поэтому мы должны просить Его, чтобы Господь вложил в наши уста возможность Его славословить, и чтобы это прославление и благодарение Бога исходило с радостью и с любовью, а не по принуждению.

«Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Легко совершать грехи в юности, но грешить можно и в старости. Сама по себе старость маломощна: сил не хватает в старости, чтобы противостоять и греху, и беззаконию, и собственной немощи – она становится порой таким соблазном и искушением, что не каждый ее может перенести в старости. Поэтому Бог нужен, и помощь Божия нужна человеку как в юности, когда грехи совершаются с легкостью, так и в старости, когда они совершаются по исчезновению сил и духовному малодушию. Вот Псалмопевец и учит нас просить Бога, чтобы Он помогал нам не только в юности, но и в старости: «Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Если человек прославляет Бога и живет Богом, тогда Господь являет ему силу, и не просто силу, а дает крепость, «внегда оскудевати крепости моей». То есть утверждение ты получаешь только когда имеешь действительно глубочайшее упование на Господа.

«Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляй» – очень тяжелое воздыхание псалмопевца Давида… Он говорит, что, если Господь оставит тебя, что ты можешь представить Богу? Ничего – ведь причиной этой оставленности стал грех: если человек совершает грех, то Господь на некоторое время оставляет человека, и тогда происходит некое посмеяние над человеком, хуление его. Вот об этом и пишет псалмопевец: какая радость бывает у врагов! Когда ты находишься на высоте – у тебя все друзья, за обедом все соседи. А когда пришла беда, говорит русская пословица, смыла всех вода: когда ты на высоте положения, около тебя очень много людей, и все поют тебе хвалебные песни, но приходит беда, когда Господь попускает некую оставленность человека, – и друзья становятся врагами, и все начинают смеяться над человеком. И здесь псалмопевец Давид так и говорит: «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе». То есть те, кто хотел причинить зло и искал повода его причинить, вдруг находят этот повод и говорят: «Бог оставил его, и нет такому человеку избавления». И тогда начинается поношение такого человека.

Но псалмопевец Давид не останавливается на этих строках и продолжает:

«Боже мой, не удалися от мене: Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне». Здесь Псалмопевец хорошо говорит: «Господи, не оставь меня, не откажи мне в помощи, не удаляйся от меня, хотя грех, который я совершаю, смердит пред Тобою, но все-таки я Твой». Здесь очень важное понимание. Есть русская пословица: хотя дитя криво, да для родителей мило. Хоть мы и грешники, но мы грешники Божии, поэтому Господь болезнует о нас, как о Своих чадах, которые заблудились на время, и Он никогда не отвергает человека, даже в чем-то согрешающего. Об этом говорит притча о блудном сыне: отец ждал его возвращения и возвращает своему сыну все, приличествующее ему, согласно его положению. И Псалмопевец тоже просит Бога, чтобы Господь не удалился, хотя он и находится в греховном состоянии: оставленность порождает большую греховность среди близких людей, в своем безумии начинающих также согрешать. Через что они согрешают? Дальше псалмопевец Давид говорит: «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне» – начинается клевета, ложь, которая возводится в ранг правды. «Да постыдятся и исчезнут» – они исчезнут потому, что им стыдно будет появляться в обществе за то, что они говорили неправду и клеветали на человека, они облекутся в стыд и срам, потому что они искали напрасно злое на ближнего своего.

«Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго». Очень глубокие слова говорит здесь Псалмопевец: он говорит, что не любил суету в этой жизни, не познавал книжное, не мудрствует лукаво, он не философствует, не развлекался в своей жизни: книга – это тоже в какой-то степени развлечение, познание неких философских мыслей дает полет и парение твоей гордыне. Или ты можешь через это понимать вообще некое развлечение по жизни, вплоть до смотрения телевизора и различных житейских увеселений. А псалмопевец Давид говорит, что он никогда не увлекался этим. «Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго» – он всегда уповал на Бога и прославлял Бога через ту милость, которую Господь являл ему в жизни. И это было настолько убедительно, что все славословили и прославляли Бога через его слова и через ту жизнь, которую он говорил о себе и представлял как твердое свидетельство великого милосердия Божия.

«Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Опять замечательные и удивительные слова говорит псалмопевец Давид: «От юности я возвещал правду и милость, которую Господь являл, и даже до старости своей буду возвещать и никогда не перестану, но буду возвещать о Тебе, о Твоей великой силе, Твоей огромной помощи всему роду грядущему». Как Псалмопевец возвещает? Конечно же, через свои псалмы, свои пророчества, через род христианский, который сегодня читает Псалтирь и познает, какую милость в истории явил человеку Сам Господь и как мы должны относиться к нашему Господу, как должны Его благодарить, призывать. Вот это глубочайшая благодарность псалмопевца Давида за те великие благодеяния, которые Господь явил ему и являет всему роду человеческому... Имя Божие поминается из рода в род, когда человек открывает Псалтирь и читает, и происходит славословие Бога за то, что Господь никогда не оставляет человека в скорбном обстоянии и никогда в нем не поддерживает зло. Но более того: кто рождает зло, будет посрамлен от Господа, на того вернется тот стыд, который он воздвигает на своего ближнего.

«Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен Тебе?» Действительно, мы всегда должны уповать на Господа, на Его великое и неизреченное милосердие – до Небес была явлена эта великая милость. Здесь уже пророчество Псалмопевца о Христе, Который пришел на эту землю и явил великую милость всему роду человеческому, избавив его от греха, проклятия и смерти. Конечно, Господь Сам Себя предложил, но такой великой милости и такой силы вообще не видел мир, потому что это все было явлено от Господа. И никто не может сделать что-то подобное. «Кто подобен Тебе?», – говорит Псалмопевец: ну кто такое может сделать, кто может явить такую милость, такую жертвенность всему роду человеческому? Ты всегда и в древние времена, паки и в новые времена, являешь что-то такое неподобное, величественное, которое ни с чем не может сравниться. И никто, как Ты, не может принести это на землю.

«Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси». Бездною земли называются те глубокие страдания, те глубокие падения, которые могут быть в жизни человека – они бывают в жизни каждого, и никто от них не может избавиться, потому что каждого человека Господь ведет спасительным путем, и скорби помогают ему приблизиться к Господу. Но без Бога их преодолеть нельзя. Поэтому и из таких великих скорбей Господь избавляет человека.

«Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Опять-таки, многие трудности и скорби, но Господь Своим пречудным Промыслом, Своею благодатью спасает нас и выводит от скорбей и трудностей.

«Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев». Под сосудом псаломским имеется в виду всякий христианин, славословящий и прославляющий Господа. Струнами могут называться и уста человеческие, и дела, что совершаются согласно заповедям Божиим.

«Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне». Действительно, нужно поучаться Закону Божию и жить по правде Божией, но и всегда помнить о том, что нам необходимо делать. И здесь Псалмопевец очень четко говорит, что еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, то есть мы должны прославлять милость Божию и не забывать, что необходимо славословить Бога. В каком бы состоянии мы не находились, мы должны жить согласно Закону Божию. От юности до старости необходимо нам прославлять Господа и уповать на Него. Имеющий такое упование никогда не постыдится и не посрамится. Нужно помнить, что Бог Своих не оставляет – Он всегда будет помогать, поддерживать и отводить нас от испытаний и искушений, какими бы они не были, и в какую бы бездну мы не впали в этой жизни, Господь никогда не оставит: Он всегда помнит тех, кто любит Его и исповедует Его от чрева матери своей. Об этом мы должны заботиться в нашей жизни – чтобы наши чада имели веру и такое упование, и тогда они будут самыми обеспеченными во всех отношениях в этой жизни.

Да хранит вас всех Господь. До новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать