Читаем Псалтирь. Псалом 68

1 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 68-м псалме. Он, как и прочие, имеет преднаписание: в конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68. Этот псалом пророчествует о Пришествии Христовом на землю, о Его проповеди, о том, как к Нему отнеслись иудеи, как Его оклеветали, как Господь терпел клевету и злобу этого народа. Псалмопевец пророчествует и о самих иудеях, какое за это их постигло несчастье. Псалом очень глубоки очень ярко свидетельствует о христианской жизни, которую должен проводить каждый из нас.

«Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея». Бывают воды, источающие благодать Божию, питающие человека, но бывают воды греха и беззакония, говорят святые отцы, и эти воды должны источиться из нас через слезы покаяния, умиления и благодарности Господу. Если же воды злобы будут у нас в душе, то в конце концов они переполнят наше сердце, выльются из него и разрушат наше внутреннее духовное состояние. Поэтому, когда они наполняются, тогда и взывает человек к Богу через слезы покаяния – «спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея». То есть мы уже больше не можем жить в таком состоянии, но и справиться с ним до конца сами не можем, вот и просим Бога о помощи.

Это взывание всего народа перед тем, как Господь пришел на землю из-за того, что беззаконие действительно переполнило ее. И праведники, пророки взывали к Богу, чтобы Господь поскорее пришел, ведь происходит то, о чем дальше говорит Псалмопевец: «Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя» – то есть болотистая тина, что находится на глубине, источает мрак и зловоние.

«И несть постояния: приидох во глубины морския». О глубинах мы говорили, разбирая предыдущий псалом, и сейчас повторим, что на глубине моря находится бездна, где также находится нечистота, которая говорит о том, что грех все переполнил; «и буря потопи мя» – вот невзгоды, неровности, гнев и все прочее приводит человека к погибели. Поэтому с таким порывом обращается Псалмопевец к Богу, чтобы Господь не медлил в Своем Пришествии.

«Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего» – только остается упование на Господа. Через что упование? Через труд: без труда невозможно достигнуть состояния праведности, духовного совершенства. Сам Господь в Новом Завете говорит нам, что от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, а наши предки так говорили: нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить. Действительно, это очень и очень тяжелое дело, но просто необходимое человеку – постоянная, усиленная молитва. До какой степени? До охриплости горла. «Измолче гортань мой», то есть «охрипло горло мое». Вот какое сильное обращение должно быть к Богу в молитве! А очи постоянно должны быть обращены ко Христу. И когда это постоянство будет, тогда можно будет достичь и совершенства.

«Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях». Сейчас уже идут слова Самого Христа, обращенные к Богу Отцу, от лица, наверное, и всего человечества, и от Самого Себя. Он молится и говорит: «За что Меня возненавидели люди? За то, что Я принял образ человека». А принять образ человека невозможно без принятия того беззакония, что сотворил человек – и Господь принял этот грех на Себя, чтобы пострадать за весь род человеческий. И за это на Него обрушился шквал ненависти и первосвященников, и книжников, и прочего народа, они Его называли грешником – и Он терпел клевету. Святые отцы нам рекомендуют: если уж Господу случилось быть оклеветанным, если Он понес всякую неправду, то как мы с вами должны реагировать на то, что происходит и с нами, в нашей жизни? Когда неправда, беззакония, злоба, зависть опускаются на каждого из нас, то и мы должны терпеть и со смирением воспринимать все то во образ нашего Божественного Спасителя: если мы хотим быть Христовыми, то мы должны в полной мере подражать Христову служению здесь, на земле.

«Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася». Безумие – это страдание, которое Господь претерпел за весь человеческий род: Его называли безумным, потому что невозможно было понять того подвига, что понес Сам Господь. Его невозможно было принять, ведь мы служим больше для славы человеческой, для самой земли. А Господь знал правду, знал истину, служил этой правдой и истиной, и через любовь послужил всему роду человеческому.

«Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев» – да не постыдятся те, кто любит Господа, те, кто стремится к Нему. Ради Моего за них страдания: Господь как бы призывает к милости Небесного Бога Отца, ибо Он пострадал за людей, – и ради Его страдания да не презрит Господь каждого верующего в Него.

«Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея». Здесь говорится уже о страданиях нашего Божественного Спасителя – не восприняли Его, испугались, и даже близкие разбежались: Псалмопевец пророчествует за много-много лет о том, что же произойдет со Христом. Это как бы обращение Самого Господа, но в то же время это очень сильные пророческие слова, полностью подтверждающие страдания, что Господь претерпел: они не только подтверждаются, но утверждаются через пророчество – через него узнается Христос через века. И для нас очень странно: почему Его не узнали иудеи, почему они до сих пор не приняли Его? Потому ли, что не так глубоко понимали смысл Священного Писания, или утратили таинственное понимание пророчества псалмопевца Давида в этом псалме о Христе?

«Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое». Действительно, от Него отвернулись лишь только потому, что стыдились, распространили слух и клевету, что Он все совершает силою бесовскою, что нет в Нем правды, одно беззаконие. Поэтому Он стал чужим для братии своей и странен сыновом матepe моея – все разбежались от Него, все были напуганы, хотя видели великие дела Самого Божественного Спасителя.

«Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя». Они поносили Господа, но ревность о доме Своем, ревность о правде дала возможность Господу донести все до конца.

«И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне». Здесь опять очень глубокие слова Господь говорит о Себе, и Псалмопевец пророчествует о последних минутах перед страданиями Его, когда Он постился и молился вместе со Своими учениками. Если мы говорим о страданиях, о переживаниях, о несении креста, которые в жизни каждого человека вторят Кресту Господню, то и мы должны терпеливо переносить эти страдания.

Но как мы их можем терпеливо перенести? Ведь не хватает сил, терпения, порой малодушие или печаль накрывают нашу душу, и в ней уже нет света и теплоты, а наступают только темнота и холод. Чтобы этого не произошло, чтобы было возможным перенести все это, Господь и говорит нам, как мы должны поступать: во-первых, мы должны иметь ревность о славе Божией и никогда, ни при каких трудностях и испытаниях в нашей жизни, не отступаться от Господа, и, во-вторых, где мы должны черпать силу? Силу Господь дает через молитву и пост. «И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне» – обязательно мы должны в посте оплакивать душу свою, грехи свои, неправды свои, и тогда нам будет легче переносить все неправедное, что происходит в нашей жизни.

«И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу». Здесь Псалмопевец говорит о Господе, Который ничего не имел, был убогим. Его спросили: «Господи, где Твое жилище?». Он сказал: «Птицы небесные имеют гнезда, лисицы имеют норы, Сыну же Человеческому негде главы приклонить» – Он не обладал богатствами этого мира, не приобретал Себе славу через богатство. Мы знаем, что богатый, каким бы он ни был, – ученым, или неграмотным, или не обладающим мудростью, все равно славен через свое богатство, и этот мир преклоняется перед богатством, а Господь отказался от богатства – Он показывал только богатство духовное: Он имел силу Божественного Слова, Он имел возможность совершать чудеса, и через те духовные богатства и средства, которыми Он обладал, приобретал Себе людей. Он во всем был нищим, хотя Он – Творец всего мира, Царь Неба и земли. Но Он не пользовался земными богатствами, и это вменилось Ему, как говорит псалмопевец Давид, в притчу (притча во языцех, притча в народах – это когда насмехаются: «Да кто Он такой! Смотрите, что Он в этой жизни получил...» – и смеются над Ним). Это бывает много раз в нашей жизни. Мы тоже можем чем-то не обладать и быть притчей во языцех среди наших близких, и здесь каждый из нас должен помнить, что это не что иное, как образ нашей жизни здесь, на земле, который дал нам Господь. Мы идем согласно этому образу, и мы должны испытывать то, что испытал Христос, дабы закалиться в добродетели, утвердиться в вере и приобщиться к Царствию Небесному.

«О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино». Раньше был такой обычай – собираться у ворот города; на этом собрании они глумились, смеялись над Христом – смеялись и о Его смерти, и о Его страданиях, и о Его распятии; при этом они веселились и, когда пили, то пели, говорили о Нем за столом в радости и всячески поносили Его.

«Аз же молитвою моею к Тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего». За все блага, что сотворил Господь, Ему воздали поношением. Господь все равно все перенес и, самое главное, Он всегда молился за Своих гонителей. Многие говорят: стоит ли молиться за врагов своих? Стоит молиться – Сам Господь до конца возносил молитву Господу и говорил: «Не ведают, что творят». Многие, кто и нас поносят, не ведают, что творят. Даже доходит до того, как говорит Господь, что изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу- они ищут некую правду здесь, на земле. Их, в первую очередь, обличает Псалмопевец и укрепляет всех, кто несет клевету, неправду, посмеяния, глумления, притчу во языцех, творящиеся этими людьми. Господь все равно призывает сохранить свое сердце, не озлобиться. А сохранить – через молитву за врагов своих.

«Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих». Здесь говорится о чрезмерных бедствиях, которые Господь претерпел здесь, на земле. Брение – это тина болотная. Ровенник – это колодец: «Спаси меня, Господи, от всех этих бед». Господь действительно молился до конца и просил: «Если может миновать Меня чаша сия, то пусть минует», и чувствовал даже оставленность, о которой мы тоже говорили. В жизни тоже такое происходит – порой чувствуешь, что Господь тебя оставил, что нет изменения ситуации, в которую ты впал. Но Господь, конечно же, не оставляет, но дает нам возможность до конца донести тот крест, испить до конца ту чашу, что станет для нас спасительной. И через страдание мы получаем очищение и оправдание от Самого Господа. Об этом дальше и говорит псалмопевец Давид: «Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя». Последние страдания Господа.

Мы знаем, что эти строки используются в прокимнах во время Великого поста, в вечерне воскресного дня. Мы, конечно же, понимаем, насколько глубоко Псалмопевец пророчествует о страданиях Господа, и какая была горячая Его молитва, с воплем ко Господу: «Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя» – необыкновенно глубокие слова исходили из уст Божиих во время молитвы в Гефсиманском саду, Господь просил: «Аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия». Через пророческие слова Господа в Гефсиманском саду мы понимаем, насколько сильными были Его страдания.

«Ты бо веси поношение мое и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя. Поношение чаяше душа моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» – очень глубокие слова... И то, о чем пророчествовал Псалмопевец, исполнилось на Божественном Спасителе: и поношения, и стыд, и срамоту – все возложили на Господа. И оскорбляли Его: «Прорцы нам, Христе, кто ударяет Тебя?»; «Сниди со креста» – все, что творили иудеи, мы очень четко представляем, но как глубоко, тонко и точно об этом пророчествует псалмопевец Давид: «Поношение чаяше душа моя, и страсть: и ждах соскорбящаго», то есть, кто бы состраждал Христу, не оказалось такого – «и утешающих, и не обретох».

И в нашей жизни так. Когда человек в высоком положении, около него вьются очень многие. И за Господом ходили пять тысяч человек, кроме жен и детей, то есть десятки тысяч, – но когда Он висел на Кресте, не оказалось тех, кто бы состраждал Ему, сочувствовал бы в Его страданиях, оказал бы Ему какие-то почести, дал какое-то утешение – все разбежались, все побоялись. Никого Господь не обретох среди тех, кому творил великие милости и давал великое духовное богатство, да и не только духовное, но и счастье быть здоровым, состоятельным: Он каждому делал добро, милость, старался поддержать в трудную минуту. Но пришла беда – и, к сожалению, все разошлись в разные стороны. «И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта». Все исполнилось в точности с нашим Господом.

«Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн». Что значит их трапеза? Они веселились – и Господь говорит не то чтобы об отмщении, но о том, что их трапеза, их веселие, их радость им будет в сеть, в воздаяние и в соблазн.

«Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы». Они не приняли Христа – Солнце правды, поэтому очи их больше не увидят света. Что значит: мы не видим света? Это выражение дает нам понять, что хребет будет наклонен, то есть ты от трудов будешь сгорблен, и во время сильной работы не будешь поднимать голову свою на небо – тебе нужно работать, и не увидишь света: ты будешь в рабском состоянии. И потом здесь очень много таких слов говорится:

«Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их» – много-много лет они будут мучиться и страдать за то, что совершили такое злодеяние. Эти пророческие слова исполнились на иудеях в точности. К ним не прислушались, но это было как предупреждение: как нужно себя вести, как нужно воспринимать Христа Спасителя, как войти в Церковь Христову, чтобы избавиться от страданий. Но от них невозможно избавиться просто так, живя старой, ветхозаветной жизнью – от них можно избавиться только тогда, когда ты войдешь в Церковь Христову, когда ты станешь новым творением, когда ты станешь чадом Божиим. «Но пока вы не вошли, – говорит Господь, обращаясь к иудеям, – вы будете с помраченными очами, то есть не увидите свет, и хребет их выну сляцы, то есть будете всегда ходить сгорбленными».

«Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый. Зане eго же Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша». Здесь Господь пророчествует о Себе, о том, что попустил Сыну Своему быть пораженным от иудеев и понести страшные страдания.

«Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся» – тоже прямые слова, очень яркие, четкие, говорящие о том, что не будет им счастья, не будет им спасенья.

«Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти». Не нужны будут Богу, говорят святые отцы, жертвоприношения. Но что нужно будет Ему? Нужна будет хвала в Церкви Христовой – нынче отменяются жертвы, Господь уже принимает в жертву пение и хваление Отца Небесного.

«Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи». Здесь Господь призывает быть нищими духом – презирать все то, что есть на этой земле, но всячески стремиться приобретать духовное богатство и через это приобщаться к Царствию Небесному.

«Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем». Здесь уже радостные слова псалмопевца Давида, призывающего возблагодарить Бога за то, что Он совершил спасение всего рода человеческого. Ведь Небеса радуются Человеку, Который приносит спасение и радуются и о едином грешнике кающемся.

«Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и: и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем». Созиждутся гради, созиждется Святая Церковь, и кто войдет в Церковь, тот спасен будет. А кто войдет в Церковь Божию? Здесь говорится: «…и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем». Семя – это ученики и последователи святых апостолов, которые услышали проповедь о Божественном Спасителе, о Его Воскресении и вошли в Церковь Христову. И они возвеселились о Господе, они полюбили Его; Господь вселит таких людей во дворы Своя, в вечные Небесные обители.

Очень утешительный псалом, ярко пророчествующий о страданиях Христа Спасителя, о том, что Он претерпел. Он раскрывает нам, как мы себя должны вести, когда тоже терпим поношения, клевету, всякую злобу, неправду, через зависть являемую нам. А мы знаем, что завистник – это враг рода человеческого, и тот, кто озлобляется через зависть, ища человеческую правду здесь, на земле, тот идет за врагом рода человеческого. Но никто не должен смущаться, ведь Господь победил, и тот, кто идет за Господом, кто себя считает нищим духом здесь, на земле, тот водворится в крове Бога Небесного.

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры! И до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать