Читаем Псалтирь. Псалом 56

9 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем разбирать 56-й псалом. В надписании его начертаны следующие строки: «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру». Псалом говорит нам о библейской истории: когда Давид был гоним Саулом, то спрятался в одной из пещер в Ен-Гадди. Это огромная пещера, там поместилось 400 воинов, которые были с Давидом. Когда Давид спрятался со своими воинами в этой пещере, то туда пришел Саул (говорит нам Писание), дабы исправить свою нужду. Он зашел один, снял верхнюю одежду, сам отошел вдаль, а воины Давидовы увидели, что Саул один, и говорят Давиду, чтобы тот поразил его – Сам Бог прислал Саула в руки Давида, чтобы упразднить эту вражду и противостояние. Но Давид сказал, что этого нельзя сделать, ведь Саул помазанник Божий: если мы убьем помазанника Божьего, гнев Божий будет на нас. Только одно дело сделал Давид: он отрезал крайнюю часть верхней одежды Саула во свидетельство того, что имеет любовь к нему и мог бы убить его, но этого не сделал.

Этот псалом очень важный, почему и имеет надписание «в столпописание». Что такое столпописание? Мы говорили с вами, что это как бы письмена, которые начертаны на каменных скрижалях или на медных досках: материал вечен, поэтому эти письмена остаются из поколения в поколение, напоминая человеку, что он должен и что не должен делать. Вот здесь как раз псалмопевец Давид говорит, что мы с памятозлобием своим должны бороться, а не с конкретными людьми: причина-то не в людях, а в нас самих. Если рождается злоба, значит, мы еще не победили этот порок в себе, а люди лишь только обнажают наши пороки, и они не столько наши враги, сколько те, кто показывает наши собственные недостатки.

Этот псалом как раз и показывает, насколько кротким был псалмопевец Давид, насколько он был высокодуховен. Он мог бы сделать злое, но всегда его останавливала правда Божия, истина Божия. И он предпочитал собственные страдания, собственное терпение всех этих жизненных обстоятельств тому, чем если он причинит какое-то зло по своей неправедности и нарушит закон Божий.

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Если в предыдущем псалме псалмопевец Давид только один раз говорит: «Помилуй мя», то здесь он несколько раз повторяет эти слова, настолько сильна скорбь в его сердце, настолько он находится в тяжелейшем жизненном обстоянии: никто ему не может помочь. Таков его усиленный порыв к Богу, чтобы Господь явил милость Свою: боль и страдания переполняют сердце его.

«Яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся» – все упование мое только на Тебя, Господи, вся жизнь моя находится в руках Твоих. «И на сень крилу Твоею надеюся», то есть готов спрятаться под тенью крыла Твоего. Как человек всегда прячется в тени во время зноя, чтобы получить облегчение и солнце не пекло его, так, он говорит, в зное страдания и боли ничто не поможет, только тень Твоя, Господи, под которой я могу спрятаться, – только она защитит меня.

«Дондеже прейдет беззаконие». Беззаконие – досаждение, которое идет от людей неправды. И здесь опять-таки мы должны говорить и о духовном смысле: досаждение человеку всегда идет от врага рода человеческого. И только в тени крыла Господня мы можем укрыться от него – непосредственно через молитву и духовное борение, которое мы можем делать тогда, когда мы будем вместе с Богом и рядом с Богом.

«Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне». К кому еще нам воззвать? Только к Богу. Почему к Вышнему? Он говорит о высоте Бога, об истинности Бога, и Бог всегда являет милосердие Свое, ведь Господь никогда не оставляет человека, Он всегда его слышит, когда тот обращается с молитвой к Нему.

«Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою». Опять-таки, Кто посылает спасение? Только Господь. Здесь мы можем говорить и что Господь помог нам всем победить врага рода человеческого только через то, что Он Сына Своего Единородного послал с Неба, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И тот, кто приносит нам зло, может быть побежден только Самим Господом; если мы будем обращаться к Господу в молитве, Господь явит нам и милость Свою, и истину Свою. Милость Свою – чтобы защитить, говорят нам святые отцы, а истина – та правда, которая всегда обнажает и показывает, кто же прав, а кто не прав. И когда видны правда и неправда, в этом и заключается Суд Божий над человеком.

«И избави душу мою от среды скимнов». Скимны, мы говорили с вами в предыдущих толкованиях, – это молодые львы, львята. Под скимнами здесь Псалмопевец имеет в виду и воинов Саула. Ведь воины Саула и молоды, и сильны, и храбры, но в то же время они кровожадны; они еще не могут провести анализ: для чего и почему они это делают, для них главное – успех и выполнение того дела, которое им вручено; они еще не имеют дара рассуждения. Скимном называется и враг рода человеческого, который тоже хочет похитить душу человеческую, причинив ему немало вреда.

«Поспах смущен». В каком смущении мы находимся? В различных размышлениях. Это и является нашим смущением, когда мы начинаем думать: что происходит в нашей жизни, как выйти из этой ситуации, из этого положения, что применить, что могут сделать люди, которые сегодня восстали против нас? Ведь сегодня они еще во власти, в силе и в любом случае могут причинить нам еще большую боль, чем уже причинили. От этого человек теряет возможность сна, расшатывается вся его нервная система и он находится в смущении.

«Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр». Нет у человека вместо зубов оружия и стрел, и язык не может быть мечом. Но в данном случае действительно это оружие, которое не защищает, а причиняет боль человеку. В каком случае зубы становятся оружием, а язык – острым мечом? Конечно, когда человек творит неправду, возносит клевету на другого человека. За счет чего является клевета? За счет злобы. А злоба рождается потому, что человек не ведет борьбу со своими страстями, своими грехами. И потихонечку вместо доброты в нем и является злоба, которая ко всему подходит без всякого милосердия, снисхождения, понимания. Злоба рождает в человеке облик зверя, то есть человек за счет страстей не поднимается, а деградирует, становится зверем, и тогда его зубы уже становятся как зубы животного. Зубы их – оружия и стрелы, и язык – их меч остр: в этой злобе уже и возносится клевета. Давид не раз жаловался на Саула, который на него говорил гнусные, оскорбительные слова – окружение Саула клеветало на Давида и рождало неправду, что и приводило к тому, что Саул оскорблял ни в чем не повинного Давида.

Можно сказать, что здесь Псалмопевец пророчествует и об Иуде Искариотском, бывшем рядом со Христом, но возлагавшем на Него всякую неправду, клеветавшем, поскольку в сердце его от сребролюбия и зависти родилась злоба, и она уже родила клевету и предательство, которое затем и совершил Иуда Искариотский.

«Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Что значит вознестись Богу на Небо? Чтобы Господь поднялся, чтобы увидели Его, увидели Его правду, доброту. Бог – это Свет, и когда Бог вознесется на Небо, тогда Он озарит всех людей. Что такое озарение? Человек увидит всю свою неправду, свои пороки, увидит те дела, которые недостойны ему. Когда мы ходим в темноте, не видно всех пятен на нашей одежде и на нашем теле. А когда включается свет, мы видим, насколько мы сами нечисты, видим свои грязные пятна. И тогда у нас уже не стоит задача показать, что кто-то пришел не в чистой одежде, а мы задумываемся, как поскорее смыть пятна с нашей одежды, чтобы не казаться грязными и нечистыми перед лицами других людей. И в этом, конечно, огромнейшая сила и правда этого псалма. И тогда по всей земле будет слава Божия.

Святые отцы говорят, что здесь псалмопевец Давид еще и пророчествует о Вознесении нашего Господа после Его Пришествия. После того Господь посылает Духа Святого на Своих учеников и апостолов, и они идут и проповедуют по всей земле славу Божью.

«Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню». Здесь Псалмопевец как раз говорит о тех злодеяниях, что готовят против него, ставят сети, чтобы уловить Давида и его самого, и душу его унизить, обратить ее вниз лицом, уловить его в чем-то. Выкапывают яму, чтобы тем самым обличить его. Но Господь, всегда видя неправду и стремление людей причинить боль и зло, делает так, что они попадают затем в руки тех, кого они гонят, – как некогда Саул попал в руки Давида и принял страдания, так и люди, которые клевещут и творят неправду, попадают потом в руки тех, на кого они воздвигают гонения, как и враг рода человеческого всегда побежден: он хочет навредить душе человека, поставить сети, но милостью Божией, молитвой все это разрушается. Тем самым враг рода человеческого попадает в руки Божии и остается посрамленным.

«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Святые отцы говорят, что, когда Давид произносил эти слова, он говорил: «Видя такую милость, любовь от Тебя, Господи, видя, что Ты покрываешь меня от всякого зла, я готов воспринять и большую скорбь и понести ее» – все это можно победить той славою, или тем прославлением, которое мы можем явить Богу, – и «пою во славе моей», то есть согласно благодати, которую Господь дает. Еще отцы говорят, что пророк Давид готов принять потому, что славой для него был пророческий дар, ради которого он готов нести многое в своей жизни.

И в то же время, говорят святые отцы, когда явилась благодать Божия, мы тоже можем говорить: готово сердце мое, готово, Боже, настолько воспринять благодать Духа Твоего Святого, чтобы прославлять Твое пресвятое имя, или пребывать в славе. Христиане пребывают в славе явления всему миру правды Божией – того света, который виден от христиан через их добрые дела.

«Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано». Здесь псалмопевец Давид говорит: буду прославлять Бога во Псалтири и гуслях не только душою, но и телом, и востану рано. Что значит рано? Утренняя молитва – самая плодотворная: человек еще не обременен заботами дня, суетой, ненужными помыслами. Поэтому ночная или очень ранняя молитва на рассвете показывает, что человек не побежден ленью – кто спит допоздна, тот человек ленивый, а кто встает рано, тот может, с одной стороны, показать свое трудолюбие, а с другой стороны, представить Богу чистоту своего разума в прославлении Его. В чистоте, во внутреннем мысленном напряжении буду прославлять Бога, буду петь Ему. И не просто слова петь Ему, но и гусли будут звучать, то есть во всей полноте стану прославлять Бога.

«Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех»: буду прославлять Тебя, Господи, перед всеми людьми, перед своим народом, буду петь о Тебе и среди язычников. И это реальность, о которой псалмопевец Давид не только говорил, – он действительно всегда прославлял Бога не только словами, но и своими делами. Конечно же, Псалмопевец, пророчески дав свою Псалтирь людям, говорит о Боге не только избранному народу, но сейчас и всему человечеству, всему христианскому миру. Да и не только христианскому миру, ведь Псалтирь – святая Книга для мировых религий. Поэтому он возвещает и по сей день о Боге и о милости, которую Бог являет всему роду человеческому.

«Яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя». Глубочайшие слова! Очень важно, чтобы Господь явил милость Свою, и чтобы она была видима для всего человечества. Что значит огненный столп? Огненный столп – то, что видно от земли до неба, и мы понимаем, что, когда возносится огненный столп, его видно со всех сторон земли: чтобы милость Божия была явлена всему роду человеческому, чтобы они видели то, что Господь может дать верному Ему. А для чего это нужно? От того, насколько будет явлена милость Божия на земле, зависит все: и наша жизнь, и наши человеческие отношения. И мы это должны очень четко понимать – без милости Божией не будет явлена правда на земле, без нее будут самые жестокие отношения у человека на земле, и тогда человечество погубит само себя. Это самое страшное.

А когда будет видна милость Божия, когда человек явно будет понимать, что без нее он не может ничего строить в своей жизни (ни отношения с людьми, ни какие-то технические, политические, экономические вещи), тогда будет правда на земле, упразднятся бедность и богатство, и человек буде жить в достатке: Бог не сотворил ни бедность, ни богатство на земле, но дал человеку возможность жить и наслаждаться этой землей, пользоваться ею и быть в совершенном достатке. И только неправильное выстраивание каких-то экономических отношений, человеческих отношений явило человеку бедность и условия, которые не дают не только в полноте наслаждаться этой жизнью, но даже иметь минимум необходимого для нее.

Поэтому, видя всю неправду, мы постоянно сталкиваемся с войнами, уничтожающими очень и очень много людей, мы сталкиваемся с голодом – не потому, что его невозможно избежать (особенно в современных условиях, когда те, у кого много, могут поделиться немногим, чтобы люди имели самый необходимый достаток), а лишь только потому, что не имеют милости, сострадания к нуждающимся. Поэтому псалмопевец Давид и говорит: «яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя».

Здесь мы можем говорить и о духовном вознесении, которое Господь явил через Христа, пришедшего на землю. Действительно, Господь вознес христианство до такой степени через Свое Вознесение, что о Нем известно по всей земле, как и о милости, что Господь явил и являет по сей день через Христа и христианство. Мы знаем, что через христианство пришла цивилизация на эту землю; и она заключается не в богатстве, а в добрых отношениях, когда богатый может поделиться с бедным, когда имущий может дать неимущему, когда есть сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи. И по мере того, как угасает этот столп от земли до Неба, угасают и добрые человеческие отношения.

Псалмопевец Давид заканчивает свой псалом удивительными, просто замечательными словами, которые еще раз повторяются и с которыми мы уже встречались в середине этого псалма: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Он призывает еще и еще раз, чтобы Господь Вознесся на Небеса, чтобы Он освятил землю Своим учением. Мы только что с вами говорили, что это очень важно для нас: если не будет Христа на земле, угаснет все доброе, и тогда жизнь не сможет жительствовать на земле, мы все больше и больше будем сталкиваться со страданиями. Мы будем видеть бедных, угнетенных, голодных, поруганных и униженных за счет военных действий, которые сейчас обильно происходят на земле. Тогда не увидит помощи тот, кто страдает от стихийных бедствий.

Но если имя Божие будет вознесено, если вновь будет прославляться христианство на земле как религия, данная нам Богом и выстраданная Самим Богом, тогда к нам вернутся те добрые отношения, которые в настоящее время подлинно могут называться цивилизованными: всякое цивилизованное отношение – от Бога. Но цивилизация, которую сейчас собственными руками пытается сотворить человек, – это безумие, от него мы сейчас, в начале этого пути, начинаем содрогаться, а дальше, конечно, все сильнее будет уход от правды, от истины, что принесет немыслимые страдания всему человечеству.

Вот такой псалом, дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами разбирали. Он очень радостный и в то же время ставит нам задачу, чтобы мы все делали, подражая святым апостолам в распространении имени и славы Божией по всей земле.

Храни вас всех Господь! И до новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать