Читаем Псалтирь. Псалом 52

12 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами будем разбирать 52-й псалом. Как и прочие псалмы, о которых мы с вами говорили, он имеет надписание: «В конец, о маелефе, разума Давиду». Маелеф – это музыкальный инструмент, под который Давид и пел этот псалом.

Огромнейшее значение псалма – в том, что он указывает на самые страшные недостатки, которые приводят человека к развращенной и неосмысленной жизни. Слова этого псалма повторяются – с такими же мы встречались в 13-м псалме, но здесь они имеют немного другое значение. Почему он дважды повторяется под разным названием? Святые отцы говорят, что Господь хочет через пророка Давида подчеркнуть значимость этих слов, то, на что мы должны обращать особое внимание: здесь говорится о вере человека в Бога. Если человек не признает Бога, то он уже умирает здесь, на земле, и вечность, которую Господь уготовал для каждого человека, не будет принадлежать ему.

Псалмопевец Давид дважды повторяет эти слова в разных псалмах: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое». Конечно, только человек, потерявший разум, может сказать: «Нет Бога», разумный человек во всем видит Бога. И здесь неоднократно говорится, что даже когда человек взирает на внешний мир, он подтверждает, что Бог есть: весь мир свидетельствует, что Господь разумом сотворил его. Человек, который не видит этого, лишен разума.

Для чего врагу рода человеческого нужно состояние человека, чтобы тот помышлял, что нет Бога? Об этом прекрасно сказал Ф.М. Достоевский: «Ежели Бога нет, то все дозволено» – чтобы творить дела похотные, злые, развращенные, творить беззакония, человеку нужно уйти от Бога. Нет Бога – и тебя не обличает совесть. Нет Бога – и ты можешь делать что угодно в этой жизни. И мы видим, как человек оскудевает умом, когда проводит такую жизнь. И после этого он начинает утверждать и всем говорить, что нет Бога – и не нужно Его принимать, не нужно ни о чем заботиться и ничто тебя не должно беспокоить. «...растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое» – вот к чему приводит отречение человека от Бога: он творит омерзенные и растленные дела, живет в беззаконии, и для него не существует ничего доброго – он не может творить благое.

Так что когда мы видим в нашем мире много зла, неправды, беззаконий, происходящих в этом мире, как и исходящих от конкретных людей, от наших близких, причины мы должны искать не в формах воспитаниях, не в том, что мы что-то недодали своим детям, не в том, что они психологически или психически от чего-то зависимы. Первая причина этой неправды, омерзительного, растленного и беззаконного – в том, что мы не дали самое главное своим детям: веру в Бога. Вера в Бога останавливает человека – верующий человек может творить только благое: все доброе исходит от Бога. И тот, кто стремится к Богу, научается от Него делать доброе, подражать Богу в правде, в милосердии, в тех делах, которые Он показал нам, придя на эту землю.

Мы видим и другой смысл этого псалма, он глубочайший: христологичный – мы говорили, что пророчества Давидовы не только говорят о событиях, бывших в ветхозаветном мире, но и говорят о Христовом Пришествии и о том, каково оно будет: примут Христа или нет. «Рече безумен в сердце своем...» – святые отцы полагают, что безумные иудеи говорили, что Христос не является Богом, и тем самым растлевали и толкали к омерзительному и беззаконному всех людей, которые отвергли Христа, не приняли Его Пришествие. И ничего благого и доброго они не сотворили.

«Бог с Небесе приниче на сыны человеческия ...», то есть Бог с Небесе пришел, чтобы спасти весь род человеческий. «...видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго». Бог «приниче с небесе на сыны человеческие» – Он увидел, в каком состоянии находится человек, и Он посылает спасение через Сына Своего Единородного. И каждый должен это понимать и искать Бога. А все, кто уклонялись, были непотребными, не творя ничего благого. И никто не мог сотворить доброго на этой земле: человек ушел от Бога и заблудился, потерялся, стал заражаться всякой неправдой, которая стала совершаться в людях – как в иудейском народе, так и во всем мире: язычники дошли даже до убиения и принесения в жертву собственных младенцев. И это очень страшный поступок, это уже свидетельство того, как сильно опустился человек, он уже не мог сделать ничего доброго.

И только Единородный Сын, Который пришел на землю, Сам Себя отдает в Жертву, чтобы спасти весь род человеческий. Господь страдает за каждого из нас, поэтому псалмопевец и пророчествует о Христе Спасителе. «Несть до единого». То есть все – уклонившиеся, все непотребни быша, все мы грешники окаянные, ничего не можем делать благого. Даже если мы и делаем что-то доброе, оно всегда с примесью либо нашей гордыни, либо расчетливости, либо из-за зависти, но чистого доброго дела мы не можем сделать. Только Бог может быть благим, и Он один имеет полноту правды, которую Он совершает по сей день и совершил для всего человечества, придя сюда, на землю, и принеся Себя в искупление за грех человеческий.

«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша». Забыли Бога, конечно же. Господь пришел на землю, а иудеи не поняли этой великой милости, что они должны пойти за Христом, – но начали творить беззакония: «...снедающии люди моя в снедь хлеба», они поражали и святых апостолов, и не принимали их, и гнали, и предавали мученичеству, не приняв Христа Спасителя, став ему в оппозицию. Все, кто исповедовал или проповедовал Христа, были ненавистны им, и они их предавали смерти.

«Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх». Они увидели во Христе, что Он принесет им какое-то страдание, разъединит людей, что Он пришел нарушить мир и баланс: увидели страх там, где не было страха, – говорит псалмопевец Давид. Страх-то в другом – в потере Христа, в том, что они отвернулись и пошли дальше: все беды и страдания этого народа от того, что он не принял Христа Спасителя. Или, как говорят святые отцы, они увидели страх там, где его не было, когда пришли и начали говорить, чтобы Пилат поставил стражу у гроба: якобы ученики украдут тело, и тогда последнее будет горше первого. Не было у учеников в мыслях украсть Спасителя – они знали о Его пророческих словах, что Он Сам воскреснет в третий день, и поэтому они и ждали этого момента: через смущения и сомнения, страдания и испытания, всеваемые от врага рода человеческого. Но иудеи действительно имели страх там, – пророчествует псалмопевец Давид, – где не было страха, где не нужно было его ожидать.

«...яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их». Очень сильные слова (как мы встречаем не раз у псалмопевца Давида, который очень глубоко составляет свои пророческие слова и всегда показывает, что милость Божия никогда не покидает человека, идущего за Ним)! Господь, конечно же, наказывает тех, кто живет в неправде, – не потому, что хочет наказать человека, а чтобы праведные и преподобные видели, что зло имеет здесь не только начало, но и завершение, и тот, кто исполняет зло и идет за творцом зла – врагом рода человеческого, потерпит поражение в этой жизни.

Бог всегда упраздняет зло, показывает, что зло не может иметь победоносный конец на этой земле. Поэтому, наверное, когда мы говорим, что наши дети должны воспитываться на русских сказках, на сказаниях, мы говорим, какие удивительные сказки в нашем народе: там всегда добро побеждало зло, и ни в одной сказке нет победоносного зла. Откуда это взято? И когда мы так подробно разбираем Псалтирь, то начинаем понимать: именно отсюда. Это не просто наше желание – это реальность, которую Господь всегда дает тем, кто любит Его. Кто идет за Господом, тот не будет иметь поражения, тот всегда будет иметь успех духовный, всегда будет вознесен в правду Божию и в Царствие Небесное.

Всегда зло наказуемо, а добро всегда будет победоносным в этой жизни, потому что ради добра Господь и создал этот мир. Ради добра и создан был человек, чтобы он постоянно творил добро. И когда мы творим добро, говорит нам Священное Писание, мы не должны кичиться этим, превозноситься, гордиться тем, какие мы хорошие: мы делаем то, что должны делать – именно с этой целью Господь и сотворил человека, призвал его к этой жизни, чтобы мы творили добро. В этом – наше послушание, цель нашей жизни. И, конечно же, мы должны очень сильно переживать, делая зло, неправду. Через эти поступки мы уходим от Бога, мы поворачиваемся к Нему спиной и идем совершенно в другую сторону. В этом трагедия и поражение человека.

Почему человек имеет покаяние? Он имеет возможность повернуться к Богу, уйти от зла очень далеко и тесно приблизиться к Богу. Нет такого промежуточного состояния, где бы человек был и рядом с нечистой силой, и рядом с Богом. Если человек отворачивается от зла, отворачивается от него и идет к Богу, то он побеждает зло и неправду.

То же показывает здесь псалмопевец. Что произошло с иудеями, не принявшими Христа? Они остались безнаказанными? Их злоба, клевета, неправда везде сопровождала Христа Спасителя – это не просто Иуда оклеветал и предал: иудеи клеветали на Него, применяли различные ухищрения и слова, как бы прижимали Пилата к стенке, чтобы тот принял серьезное, бесповоротное решение: «Ты не будешь другом кесарю», «Он Себя Царем считает», «У нас нет царя кроме кесаря».

Конечно, они клеветали – они искали не духовного Царства, а царства земного. И от того, что не получали своих вымышленных идей, которые вынашивали в течение веков, у них опять-таки появляется злоба, которая всегда рождает клевету. Мы можем увидеть злобного человека – и сразу знаем, что такой человек будет клеветать, творить неправду. Почему он клевещет? Да потому, что злоба – это уже неправда, он уже становится сыном врага рода человеческого. А если он становится его сыном, то, естественно, он и дальше будет совершать более гнусные грехи. Это происходит потому, что враг рода человеческого – клеветник, лжец, отец лжи, и любой человек, доходящий до такого состояния, уподобляется ему. Что происходит с этими людьми? «...яко Бог разсыпа кости человекоугодников». Они – человекоугодники. Мы уже говорили, как они угождали Пилату, угождали сами себе...

Простой народ угождал первосвященникам не из-за того, что они были полностью согласны с ними, чтобы распяли Христа: «Распни, распни Его» – кричали из-за человекоугодства, они боялись законников, фарисеев, книжников, первосвященников, которые всячески подчеркивали, что тот, кто идет за Христом, кто поддерживает Его, тот вне нашего закона (не Божиего, а нашего закона) – они придумали свой закон и им манипулировали, и заставляли, чтобы люди были человекоугодниками, потому что они сами в себе воспитали такой идеал.

«... постыдешася, яко Бог уничижи их». Через что Бог уничижит их? «Яко разсыпа кости человекоугодников». Если рассыпать кости, от человека уже ничего не остается. А здесь говорится о целом народе. Как Господь рассыпал? Он изгнал их из этой земли и рассеял по всей вселенной. Они потеряли свою родину, потеряли свое отечество за этот грех – за то, что не приняли Христа: всякая отрицательная роль в деле Божием наказуема, и они потеряли свое отечество. Сейчас хоть и создан Израиль, а до конца собраться не может: придумываются всякие вещи, чтобы собрать Израиль до конца. Народ находится в рассеянии, и это рассеяние не только как физическое состояние, а состояние их ума.

«...уничижи их». Как может Бог уничижить евреев? Смотрите, в каком они превосходном состоянии находятся во всем мире. Но в каком бы превосходном состоянии они ни находились, Бог сделал так, что они находятся и в уничижении. Их не принимают, о них плохо говорят, и, если создаются какие-то определенные политические условия, на них начинаются гонения: внутри всех людей к ним презрение. С ними считаются за счет положения, за счет, может быть, каких-то демократических законов. Но появляется какая-то политическая конъюнктура и начинаются гонения, как мы видели недавно на Украине. Очень многие из еврейского народа пострадали там – это уничижение за счет того, что они не приняли Христа. Об этом нам говорят святые отцы.

«Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». Здесь есть несколько толкований строк «Кто даст от Сиона спасение Израилево?» На Сионе зачитывался Закон, и несколько раз в год возвещали его народу те, кто мог читать и провозглашать этот Закон. И когда произошло рассеяние и разрушение Иерусалима, то Сион не стал возвещать спасение Израилю: некому было его возвещать. Мы знаем, что город переходил из рук в руки, и Сион потерял свое первоначальное назначение.

Но, с другой стороны, от Сиона пошли святые апостолы, которые стали возвещать спасение через Христа Спасителя. «Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». О каком пленении здесь говорится? Конечно, без Христа Спасителя, без веры в Бога в пленении находится всякая душа человеческая. И пока человек не обретет Бога, он не может иметь спасения, он находится в безумном состоянии, а безумие будет его вталкивать в развращение, омерзение и беззаконие, говорит псалмопевец Давид. И только тот, кто обретает Бога, меняет свое сознание, обретает страх Божий, потому что это первая и мудрейшая ступень в духовной жизни, и тогда разум возвращается к человеку: начало премудрости – страх Господень. И тогда плен страстей, греха, беззакония отходит от него, и он возвращается в свою землю.

«Земля» – это духовное понимание: это Царствие Небесное, о котором проповедовали праотцы Авраам, Иаков и Исаак. И, конечно, их радость будет неизреченной, ведь они принимают детей своих по духу, спасенных через Христа Спасителя. Удивительные слова!..

Человек не может обрести спасение вне Господа, вне Пришествия Христова, и сегодня мы знаем, что христианская религия – самая гонимая в этом мире. По статистике, каждые десять минут в мире убивают христианина. Идет серьезная борьба – враг рода человеческого не терпит тех, кто обретает истинного Бога и идет ко спасению. Это не просто политическая, религиозная борьба, это духовная брань. И здесь, как и прежде, враг рода человеческого предлагает всякие ухищрения.

С одной стороны, если взять начало этого псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих» – эта борьба ведется через развращение и обезличивание человека, и тогда он отрекается от Бога: если нет покаяния, нет чувства вины, то человек отвергает Бога, чтобы не каяться и не сожалеть о содеянных поступках. И врагу рода человеческого удается многих увести в этом направлении – человек в конце концов начинает верить в то, что нет Бога, он становится безумным. Мы думаем, откуда принимаются новые человеческие ценности, новые законы, совершенно ужасные, бесчеловечные (аборт, эвтаназия), узакониваются самые страшные человеческие пороки. Это происходит потому, что человек обезумел – он ушел от Бога, и у него помрачился разум: отрекся от Бога и творишь беззаконие.

С другой стороны, если человек верующий, то тогда его нужно запугать, наслать на него гонения, которые будут приводить человека в смущение: «А, может, и правда принять другую религию или вообще быть неверующим человеком, чтобы не пострадать и остаться в этом мире?» Но здесь псалмопевец Давид говорит о том, что кто устоит, кто примет Христа, тот вернется из плена: «Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». Праотцы возрадуются, все праведники возрадуются о таком человеке, потому что он возвращен из плена, из пленения, которое для него уготовал враг рода человеческого.

Вот такой удивительный псалом, который и пророчествует о Христе, и проводит параллели с современной жизнью: пророчество Давидово не только на определенное время, оно распространяется на все века. И мы видим глубину его пророчества – слов, которые говорят нам, как мы должны поступать, чтобы не потеряться в этой жизни, чтобы у нас не было отчаяния, ведь все равно Бог Промыслом Своим всякое зло победит, а добро утвердит в нашей жизни.

Храни вас всех Господь! И до новых встреч!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать