Читаем Псалтирь. Псалом 50

25 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы с вами будем разбирать один из самых известных и любимых всеми псалмов – 50-й, где псалмопевец Давид приносит покаяние Богу и каждого из нас учит правильному покаянию, правильной молитве и правильному общению с Богом.

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Псалмопевец Давид обращается к Богу после совершенного греха и после того, как пророк Нафан обличил его. Давид стремится исправиться, грех томит его, и он обращается с глубокими словами к Богу, чтобы Господь помиловал его, чтобы простил его по своей великой, неизреченной милости, осознавая, что невозможно просто так получить прощение за то беззаконие, что он совершил.

«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Несколько раз псалмопевец обращается к Богу со словами о беззаконии и грехе. Что такое беззаконие? Это та неправда, которую он совершил, это нарушение Закона, и этот поступок он называет и беззаконием, и грехом. Именно от этого он просит Господа избавить его, чтобы Он помиловал его и не помянул ему греха.

«Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну». Псалмопевец Давид держит грех перед глазами, он его томит, и просит, чтобы Господь избавил его от греха, так как это не дает ему покоя, не дает возможности чисто общаться с Богом.

«Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти». Псалмопевец Давид осознает, что совершил грех перед Богом. Как царь он ни перед кем не отвечает за свои поступки, не отчитывается перед своим народом за свои действия, но перед Богом он, конечно, ответственен. Бог дал ему Духа Святого, особый дар пророчества и, невзирая на то, что он согрешил, не отнял у него этот дар. Но если он не принесет покаяние, то в дальнейшем с ним произойдет что-то такое, что не только отнимет от него благодать Святого Духа, но и вообще оставит его без всякой заботы и попечения со стороны Самого Бога. Давид хочет оправдаться перед Богом, потому что не исполнил слов Божиих, и Бог вправе его судить, ведь Он дал ему большие дарования. И за эти дарования он должен быть образцом и примером, должен исполнить слово. А что такое слово Божие? Конечно, Закон Бога. А Давид его не исполнил.

«Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Псалмопевец как бы хочет немножечко оправдаться перед Богом в том, что совершил грех не потому, что нехороший или злой, не потому, что стремился направить волю свою ко злу, а потому что он – слабый человек. И слабость не от того, что он не тренировал себя в подвиге поста, молитвы и добрых дел, а потому что слаба человеческая природа, которую мы унаследовали после грехопадения от согрешившего Адама, познавшего женщину. Давид совершает этот грех не потому, что он неестественен, а потому, что это некое влечение ради продолжения рода человеческого, но понимает, что пошел совершенно неправедным путем и поэтому согрешил. Он унаследовал грех, передающийся человеку со времени грехопадения Адама.

«Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Конечно же, псалмопевец Давид переживает и говорит, что правду, Богом данную ему, он возлюбил, но не пошел за Ним, и в этом заключается вся сложность. И ту премудрость, которую Господь ему открыл, и тот дар, который дал, он не оценил, он впал в грех, но Бог не отнимает от него эту премудрость и этот дар, но они могут быть отъяты, ведь он пал в скверну греха, и это мешает ему жить.

И дальше псалмопевец Давид просит Бога избавить его от скверны:

«Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся». Иссоп – это трава, из которой делали настойку, чтобы омыть скверну прокаженного человека, чтобы от него не исходила зараза. И псалмопевец Давид сравнивает себя с прокаженным. То есть человек, исполненный греха, исполнен духовной проказы. И он просит Господа исцелить его, окропить иссопом, то есть отнять от него этот грех, полностью зарубцевать его греховные раны, чтобы его душа стала светлой, чистой. И только тогда он может быть исполнен радости и веселья.

«Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Сейчас он не может радоваться, находясь в грехе, и радостью наполнится только тогда, когда Господь его избавит от греха. Какова же тяжесть греха? Псалмопевец говорит, что тяжесть эта настолько сильна, что «возрадуются кости смиренныя» (после освобождения от греха). Какие это кости смиренныя? Которые не имеют возможности сделать что-то свободно. Святые отцы говорят, что под «костями» здесь нужно понимать все тело, все существо псалмопевца Давида, он действительно находится под тяжестью этого греха, не может разогнуться, кости находятся в постоянном напряжении. А тяжесть греха – как тяжесть физическая: если на человека взвалить огромный груз, то он согнется, он еле двигается... Когда у нас есть тяжесть греха, мы действительно испытываем состояние тяжести не только духовной, но и физической. И когда человек исповедуется, насколько сильное он получает облегчение! Он получает радость внутреннюю, не только успокоенность, но и физическую легкость.

Мне один человек рассказывал, что пришел к старцу на исповедь и думал, как ему раскаяться в грехах, ждал сильного порицания старца. И когда старец принял исповедь и с любовью уврачевал все его раны, то он вышел из храма и почувствовал в себе такую физическую легкость, что как будто не по земле шел, а над землей. То есть тело его настолько облегчилось, что оно стало приподниматься над землей. Действительно, грех приковывает человека к земле. И порой мы, живя на этой земле, чувствуем себя такими удрученными, тяжелыми и думаем, что у нас плохое физическое состояние, что немощь настолько нас одолевает. На самом деле, это физическое состояние берет начало от тяжести духовной, грех нас так приковывает к земле, что мы не чувствуем легкости нашей земной жизни, легкости восприятия этого мира.

«Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти». Псалмопевец Давид просит Господа очистить его от греха, чтобы Господь не отворачивался от него.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Какой сердечной чистоты просит псалмопевец Давид? Святые отцы очень четко говорят, что такое сердце. В Священном Писании под сердцем понимается сердце не только как орган человеческого тела, но и сердце как душа человеческая. И здесь Давид, по толкованию святых отцов, просит о том, чтобы Господь сделал душу его чистой: «... и дух прав обнови во утробе моей». Обнови – вдохни в меня дух новый, чтобы я соделался новой тварью, новым человеком, чтобы совершать дальнейшее свое служение. Здесь можно говорить и о том пророчестве, где говорит псалмопевец, что человек получает такое состояние в таинстве Крещения – совершенно новое чувство человек испытывает, когда приступает к таинству Крещения: он становится новым творением, чадом Божиим. И Господь дает новую душу и обновляет дух человека, дав ему Дух Божий.

«Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Давид просит, чтобы Бог не отвратил лица Своего от него, чтобы избавил от лукавства и суеты, чтобы ум его возвратился снова к Богу.

«Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» – дай мне, Господи, спасение, дай мне благодать Святого Духа и дай мне возможность победить страсти, одолевающие меня.

«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Здесь, как отмечают святые отцы, в полной мере говорится о новом времени, когда Господь «беззаконныя научил путем Твоим». Кого называют беззаконными? Тех, кто не познал Закона. Это множество языческого народа, уже просвещенного святыми апостолами светом Христовой истины, они познали Бога, Закон и стали жить по Закону Божьему. Они затем показали пример всем остальным людям. И «нечестивии обратятся к Тебе». Нечестивые – те, кто никогда не знали Бога, жили не по Закону Божьему, а по своей греховной правде. И вот тогда Господь и привел их к себе, когда они узнали Его, узнали Закон, были просвещены светом Христовой истины, услышав проповедь апостолов.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей». Псалмопевец говорит, чтобы Господь избавил его от кровей... Господь его избавил от греха и очистил от неповинной крови, которую он пролил. И здесь также святые отцы говорят, что «избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» – это просьба: избавь от действий врага рода человеческого, от дьявола. Господь помогает избавиться своей благодатью всем, кто приходит в Его Церковь. Вне Церкви нет спасения, но кто познал Бога, кто познал истину, кто обратил путь свой к исполнению закона Божьего, тому Господь дает победить и врага рода человеческого.

«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Здесь говорится, что Господь отверзает уста сердечные и внешне человек может вознести хвалу Самому Богу. Когда человек может отверзать уста? Когда он чувствует за собой чистоту, правду. А если он чувствует за собой грех, он не может прославлять Бога, обращаться к Нему, благодарить Бога. И псалмопевец говорит, что только если Господь его очистит от этого греха, он сможет прославлять Его и говорить о Его великом промысле и великой милости.

«Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши». Опять псалмопевец Давид говорит, что не угодны жертвы Богу – Он не ищет приношения животных в жертву. Ему это не нужно, Бог оставил это человеку только чтобы тот не забыл Бога, чтобы какими-то внешними действиями у него подогревалось и внутреннее богопочитание и через внешнее он приходил к внутреннему служению. Давид понимает, что жертва Богу – это внешнее, и оно никак не может удовлетворить Бога. Давид никогда не пренебрегал жертвой, но не придавал ей такого значения, как впоследствии книжники и фарисеи: принес жертву, значит, ты уже спасен, значит, все делаешь правильно, по Закону, и поэтому можешь претендовать на многое и на саму милость Божию. От этого Давид ограждает человека и предупреждает его: не это самое главное, Богу нужно другое. А что нужно Богу?

«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Вот что нужно Богу – наше сокрушение, смирение, покаяние, это Ему приятно. А если мы совершаем внешнее служение Богу через жертвоприношения, а над собой не работаем, такой человек не угоден Богу. Угоден Ему только тот, кто приносит Ему покаяние, просит прощения у Него своих грехов, смиряется перед десницей Божией, ставит смирение во главу угла и в общении со своими близкими, готов со смирением принимать то, что Господь ему дает, и с благодарностью довольствуется данным. Все остальное – гордыня, она не только не приносит пользы, но ввергает человека в большие страдания.

«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Здесь пророчествуется, что будут восстановлены стены Иерусалима, и псалмопевец просит, чтобы Господь благословил их восстановление и восстановление Иерусалимского храма после Вавилонского пленения. И говорит, что здесь будут приноситься истинные жертвы, ведь иудеи могли принести жертву Богу только в Иерусалимском храме. Нигде больше невозможно было принести жертву Богу за людские грехи. И по сей день иудейский народ не может принести жертву Богу, у них нет истинного священства, нет истинного покаяния, поскольку нет храма.

Но здесь пророчествуется не только о строительстве стен и возведении Иерусалимского храма. Здесь Давид пророчествует, чтобы Господь дал возможность прийти новому времени, когда Сам Бог придет на землю и примет плоть человеческую и совершит дело спасения. И тогда созиждутся стены Иерусалимские, тогда Он даст благословение Сиону, тогда будут построены многие и многие храмы. А уже этими Иерусалимскими стенами станут столпы Церкви, учители Церкви – святители, пастыри Христовы, святые апостолы, которые по всей земле не только будут распространять Божественное учение, но и будут заботиться о чистоте проповеди, о чистоте веры. И в этих храмах будет приноситься Единая Бескровная Жертва за спасение мира и всего человечества.

Псалмопевец дает нам очень красивый псалом, это самый любимый многими псалом, мы его читаем в Церкви Христовой с самых древних времен. Он стал близок и язычникам, и иудеям, и каждому христианину, живущему в сегодняшнее время, ибо по слабости своей мы очень часто впадаем в грехи и творим неправду. Псалмопевец через этот псалом дает нам путь исправления, очищения, покаяния, примирения с Богом. И это очень важно для нас: он указывает, что для Бога приемлемы все, Бог всякого человека принимает из любого народа.

И мы должны понимать удивительные слова: «Научу беззаконныя путем Твоим». То есть Бог дает возможность познать Его и тем людям, которые не знали пути Божьего, которые жили вне Закона Божьего – это языческие народы. Но ведь мы сегодня можем говорить, что вне Закона Божия живут сотни и тысячи людей, даже принявших Крещение в детстве. Они тоже беззаконные до тех пор, пока не познают жизнь во Христе, не примут все заповеди, данные Господом. И когда они примут, будут понимать и осознавать, с одной стороны, свою греховную скверну, но, с другой стороны, уже будут иметь путь, по которому нужно идти. Да, они жили не в правде, уподоблялись язычникам, были беззаконными, нечистыми. «И нечестивии к Тебе обратятся»: они были нечестивые, но они познали Бога и теперь имеют возможность принести Ему покаяние. И это будет жертвой Богу. А какая жертва чистая? Через что нужно принести Богу покаяние? Богу нужно принести покаяние через сокрушение и смирение своего сердца, через внутреннее исправление, через то, что Богу приятно.

Ведущий Алексей Ладыгин, протоиерей

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать