Читаем Псалтирь. Псалом 115

26 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 115-м псалме. Он имеет преднаписание: Аллилуиа – в нем, как и в прежнем псалме, воссылается благодарение Богу за то, что Господь посылает избавление от бед и скорбей, от которых невозможно избавиться без помощи Божией. Сегодняшний псалом рекомендуется всем тем, кто находится в таких несчастных обстояниях, чтобы Господь утешил и помог избавиться от них.

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Этот псалом имеет продолжение предыдущего псалма, который заканчивается такими словами: «Благоугожду пред Господем во стране живых». Мы говорили, что страной живых называется бессмертная жизнь человека и пребывание в Царствии Божием. Псалмопевец говорит: «Буду служить Господу во стране живых» и далее продолжает: Веровах, темже возглаголах, то есть: «Во что я верую, о том и говорю». И эта вера не напрасная – она подкрепляется духовным опытом, который человек приобретает в своей жизни; без этого невозможно иметь крепкую, сильную веру, ибо она подтверждается твоим общением с Богом и дает возможность человеку говорить. Мы знаем, что верующий человек всегда говорит не только идейно, не только с горящими глазами, но от души, и слово верующего доходит до другого человека, невзирая на то, что он или говорит косноязычно – если он говорит с верою, то слова его воспринимаются, хорошо принимаются и понимаются. Поэтому самое главное в духовной жизни – это вера. Без веры невозможно человеку идти по пути к Богу, без веры невозможно человеку обрести Царствие Небесное. Поэтому Псалмопевец и говорит: «Во что я верю, о том и говорю». Вера помогает ему описать, сказать и служить Богу так явственно перед всеми людьми. «Аз же смирихся зело». Здесь Псалмопевец очень хорошо говорит о смирении: оно должно быть сильным – без него невозможно приобрести веру, невозможно говорить о Господе, ведь ты можешь потерять веру, если возгордишься, получая великие благодеяния от Господа, и когда Господь открывает тебе какие-то тайны – они тоже могут послужить человеку не на пользу, если он возгордится, и будет говорить: «Вот такой я достойный, мне Господь открывает и дает это». Тогда Господь заберет у тебя это внутреннее видение Самого Бога и служение Господу, и тогда ты лишишься всех даров, – но чтобы не лишиться, нужно смириться.

Святые отцы говорят, что смирение помогает человеку обрести глубокую сильную веру: чтобы иметь веру, нужно иметь и смирение; посредством смирения человек имеет глубочайшую веру, которая помогает ему проникнуть в тайны Божии, которые Господь открывает человеку. Мы знаем пример апостола Павла, который проникал в эти тайны, но говорил: знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Апостол Павел говорит, что, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Эти тайны открываются, конечно, не всякому человеку, но тем, которые имеют глубокую веру, даваемую им через их смирение. Тогда они проникают в эти тайны, а затем об этих тайнах уже говорят людям, чтобы и они имели стремление к этому. Это очень важно. Ведь мы думаем, что самое главное – это земное богатство, но на самом деле ты на земле можешь приобрести духовные богатства, которые уже здесь тебя приобщают к Царствию Небесному.

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Изступление означает удивление. «Аз же говорю в удивлении моем, что всяк человек ложь». Почему так называют человека? Человек сам себя обманывает – он думает, что вся его жизнь заключена лишь в каком-то земном служении, в приобретении каких-то земных благ и это цель и смысл жизни человека, – хотя это только лишь средство, помогающее человеку жить, и многого человеку в этой жизни не надо – он сам себя обманывает, поэтому всяк человек ложь. Самое ведь главное – это послужить Богу, благоугождать Господу в стране живых, и это благоугождение начинается здесь, на земле.

Псалмопевец здесь говорит и о себе, что он тоже обладает этой ложью? Но святые отцы говорят: нет, – человек, который научился служить Богу, уже не служит земле. Это действительно так, и мы в своей жизни видим духовных людей, которые не служат себе, отрекаются от всего земного богатства, чтобы послужить Господу. Мы видим, как молодые и зрелые люди среднего возраста уходят в монастырь – отказываются от всего мирского, не имеют ничего (только небольшую келью, бедное убранство, небогатое ложе) и питаются очень скромно (если мы говорим вообще о большинстве монастырей в России, то это действительно скромная жизнь и скудное питание, но много труда и молитвы), и эти труд и молитва их радуют, ибо они уходят от ложного служения земле и земному богатству. Мы видим и верующих людей, которые обретают веру и отказываются от богатства: имея возможность трудиться, зарабатывать огромное количество денег, они говорят, что не хотят больше быть богатыми, ибо трудно богатому войти в Царство Небесное: богатство отвлекает человека от стремления к Небу – оно есть ложь, к нему не нужно стремиться – оно обманывает, дается только на время и дает временные удовольствия. Приобретение же благ Небесного или духовного богатства дает тебе возможность обрести Царствие Божие здесь, на земле, и пребывать в Небесных обителях в вечности.

Поэтому в удивлении говорит псалмопевец: всяк человек ложь – человек сам себя обманывает, тратя силы на все временное, земное, не понуждая себя на труд духовный. В этом и заключается обман – ты поработал на земное, а земное остается на земле: ты не приобрел вечное, а вечность тебе дается только когда ты приобрел духовное богатство здесь, на земле. В этом и обманывается человек, на это и указывает псалмопевец. Надо потрудиться – поработать Господу, верить в Бога и свидетельствовать о Нем, а не показывать свои какие-то земные богатства и приобретения.

Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Что я воздам Господу о всех тех благодеяниях, которые Господь дает мне? Ведь я тоже должен что-то воздать Богу – воздать Ему благодарение, хвалу и славословие. Не Бог нуждается в этом, но мы должны воздавать Господу – и не думать, что то, что мы имеем, принадлежит нам. Конечно же, нет. Святые отцы говорят: ты получил богатство, так отдай часть своего богатства Господу. А как отдать Богу? Как мы можем отдать какие-то средства? Отдаешь нищим – значит, отдаешь Богу, ибо даем в руку нищему, а принимает Сам Господь. Поэтому Господь и говорит (и мы должны всегда помнить об этом): от всего, что дает нам Господь, мы должны воздавать Богу – и, конечно, через молитву, через славословие. А если говорить в общем, то самое главное – воздать Богу любовью, говорят святые отцы. И Сам Господь требует от нас любви: «Заповедь даю вам новую: да любите друг друга. По тому, как вы будете любить друг друга, познают, что вы – Мои ученики». Любовь к Богу должна быть в нашей жизни, и она познается через любовь к нашему ближнему. Если мы любим близких своих, значит, любим и Бога, и это – благодарение Бога за то, что Господь дает нам Свои великие и непрестанные благодеяния.

Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Мы не раз говорили, что Псалтирь христологична и здесь много говорится и пророчествуется о Христе. Чашей спасения именуется Чаша, через которую мы приступаем к Святым Христовым Таинам – к Святому Причастию, призывая имя Господне, чтобы Господь очистил нас, вселился в нас, приобщил нас к Своему Небесному Царствию. И мы становимся частью Самого Христа. И если становимся частью Христа, то становимся участниками Небесного Царствия уже здесь, на земле. О Чаше говорится также в Священном Писании. Сам Христос сказал ученикам: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» Они говорят: «Можем». Иисус сказал: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься». Это чаша страданий: чашей спасения называются страдания, которые человек несет за Христа. И они заключаются не только в мученичестве (хотя мученическое служение очень высокое, и мученическая смерть – это свидетельство о вере и сохранении верности Христу даже до последних дней своей жизни): святые отцы говорят, что такое страдание и смерть за Христа – это еще, конечно же, борьба с грехом, борьба со страстями.

Мы знаем, насколько тяжело вести духовную брань, и когда человек борется со всем этим, он несет сильный подвиг, им приобщается к смерти, которая открывает для него просторы вечности. Но невозможно вести добродетельную жизнь и бороться с грехами, со страстями без помощи Божией. Поэтому говорит Псалмопевец: чашу спасения приму. Мы принимаем страдания, принимаем смерть за Христа или ради Господа, но невозможно все это сделать, не призвав имя Божие: «Именем Моим бесы ижденут». Поэтому всегда надо призывать Господа на помощь, и Господь будет помогать, а когда Он окажет Свою помощь, тогда можно достигнуть некой духовной высоты и донести свой крест до конца.

Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Здесь говорится о молитве, о возвещении (или прославлении, или исповедании) Господа, которое человек не скрывает перед всеми людьми: не скрывает подвиг, который он несет, борьбу со страстями, ведущуюся всю его жизнь. Мы очень часто зависимы от мнения людей, которые окружают нас, где бы мы ни были: в своем ли доме, на работе ли, в кругу знакомых, друзей, и так далее. Особенно в наше время идет очень сильное стеснение: я стесняюсь, что иду в храм, скрываю это от своих близких, от своих домашних, не говорю об этом в том месте, где тружусь и работаю – я стесняюсь исповедовать. А вот псалмопевец говорит: молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Не нужно стесняться говорить, что некий поступок – недостойный, неприемлемый, ибо я христианин: недостойно мне заниматься вот такими делами, вкушать ту или иную пищу, когда идет пост. Это не говорит, что мы такие хорошие, но через это мы все-таки проповедуем о ценностях, о людях, которые, не смотря на то, модно это или не модно, хорошо это или плохо, по сей день идут за Христом, что для нас ценности, даваемые нам Церковью, – самые высокие, и мы, невзирая на мнение в обществе, все равно будем их исполнять, сохранять и придерживаться. Тогда у нас не будет так называемых «гражданских» браков от того, что «сейчас так модно» и «сейчас так поступает наша молодежь», ни разгула всяких грехов и явных общественных беззаконий, ведь люди будут придерживаться христианских ценностей и понимать, что главное – идти за Христом или принимать те в кавычках «ценности», которые дает современный мир.

Поэтому христианину ни в коем случае нельзя стесняться исповедовать Господа и ценности, которые дают Церковь Христова и Сам Господь. Мы порой стесняемся даже перекреститься на церковь, боясь, что о нас подумают люди, а псалмопевец говорит: молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Даже иноверцы нам показывают пример – они не стесняются постелить коврик посреди города (или на лестничной площадке, или находясь в каком-то учреждении) и совершить свою молитву – они не стесняются исповедовать Господа. Мы, христиане, не должны стесняться даже больше, ведь живем среди своего народа; это почетное делание на земле, это не грех! Сейчас даже не стесняются прямо говорить о своем грехе, и с экранов телевизора порой звучат такие рассказы о своей греховной жизни, которые несколько лет назад было стыдно произносить даже где-то в закрытом кругу, среди своих друзей, а сейчас говорят на всю страну: не стесняются говорить о своем грехе. А мы стесняемся говорить о духовных деланиях, о наших ценностях, которые ведут нас к вечной жизни.

Честна пред Господем смерть преподобных Его. Действительно, честна пред Господем смерть людей, живущих блаженной духовной жизнью. Святые отцы говорят, высока жизнь их, но смерть выше – после смерти их встречают ангелы и провожают до Царствия Небесного. Мы не только прославляем разлучение души от тела, говорят нам святые отцы, но прославляем и тела умерших людей, ибо они соединяются с благодатью Святого Духа и уже не презренные тела простого человека, исполненные греха: они исполнены Духа Святого. Поэтому мы и имеем в Церкви Христовой мощи (останки) святых мучеников, исповедников, преподобных отцов, святителей, блаженных и праведных – эти тела после смерти источают великую благодать Божию, поэтому мы и прикладываемся к их святым и честным мощам.

О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея. С каким удивлением, с каким восторгом, с двойным повторением восклицает псалмопевец: «Я раб Твой и сын рабыни Твоей» – какая духовная крепкая связь! Он говорит не только о своем служении, но и что он получил его с кровью и плотью матери. Смотрите, как удивительно об этом говорит и Василий Великий в утренних молитвах, которые мы с вами читаем ежедневно: «Ты еси Бог мой от чрева матери моея» – самое лучшее накапливается в человеке из рода в род, и мы уже генетически становимся христианами: мы не можем жить без Христа, не можем не служить Христу, потому что и наши предки тоже служили Христу. «Я раб Твой и сын рабыни Твоей». Мы с вами уже говорили, что такое рабство: это не есть потеря воли. Рабство человеческое – страшно, ибо когда человека забирают в рабство, его лишают воли, он становится невольником и для него несение этого креста становится очень тяжелым, ведь самое главное – свобода, а здесь ее человек лишается. Но раб Божий – это совершенно другое: он – человек, который по своей воле отказывается от свободы и вручает ее в руки Божии, отказывается от своей воли, но просит, чтобы над ним совершалась воля Божия, благая, угодная и совершенная. Если мы живем по своей воле, то, как говорится в русской пословице, «наша воля вгоняет нас в неволю» – мы становимся зависимы от грехов и страстей, нас наполняющих, еще и обстоятельства складываются так, что мы уже не хотим, но совершаем то, что совершаем. А когда человек отказывается от своего и говорит: «Господи, твори со мной волю Свою», – тогда Господь совершает с ним все самое лучшее, ибо воля Божия, благая, угодная и совершенная. Поэтому и в молитве «Отче наш», молитве Господней, мы всегда просим Господа: «Да будет воля Твоя» – если человек совершает волю Божию, отказываясь от своей воли, то с ним происходит все самое лучшее в жизни. Потому с таким восторгом и говорит Псалмопевец: «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея».

Растерзал еси узы моя. Какие узы? Конечно, узы греха, порока, какой-то неправды, которая, конечно же, есть в нашей жизни. И за то, что Господь растерзал узы, псалмопевец продолжает:

Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. «Жертву хвалы» – опять удивительные слова: не жертву через четвероногих, которых приносят Господу люди, а жертву хваления и благодарения. Он возводит человека на совершенно новую ступень, показывая, что для Бога жертва – это дух сокрушенный и смиренный, благодарение и славление надо воссылать Богу, это доступно каждому человеку. От сердца ты можешь вознести молитву, благодарение, принести именно такую жертву. Где ее нужно принести? Псалмопевец далее говорит:

Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме. И опять подчеркивает: пред всеми людьми Его. Конечно, в доме Господнем воссылается молитва и по сей день. Мы можем молиться где угодно, но тот, кто знает Священное Писание, кто его с тщанием и вниманием читает, особенно Псалтирь, то здесь говорится очень четко: молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня. Везде высока молитва, на всяком месте можно поклоняться Богу в духе и истине, но высока молитва во дворех дому Господня – в храме Божием должна воссылаться молитва, и она воспринимается Господом: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – она уже совершается пред Господом и вместе с Господом, и эта молитва возносит человека до Неба. Очень важный момент, на который мы должны обратить внимание, особенно воспитывая своих детей, показывая значение Церкви Христовой здесь, на земле: «Вне Церкви нет спасения. Кому Церковь не Мать, – говорят святые отцы, – тому и Бог не Отец». Поэтому Церковь для нас – это то, что нас оживотворяет, соединяет со Христом, что нам дает возможность принести правильную жертву Богу, и тогда Господь растерзает все узы наши.

Вот такой, дорогие братья и сестры, удивительный псалом дается нам сегодня для духовного размышления и для утешения. Господь показывает, насколько ценно нам иметь веру, но веру через наше глубочайшее смирение: без него невозможно обрести веру. Многие спрашивают: «А как обрести веру?» – пока ты не смиришься, пока ты не скажешь: «Господи, я все принимаю, что Ты мне даешь, потому что Ты даешь мне все ради спасения»... Когда человек не ищет каких-то доказательств, не прилагает к этому логику своего разума, не размышляет, не рассуждает «почему именно так, а не так», а смиренно говорит: «Господи, твори со мной волю Твою; Господи, я воспринимаю все, что Ты мне даешь», тогда вера открывается. А когда она открывается, у тебя есть возможность идти за Христом и противостоять всем неправдам, с которыми ты встречаешься. И от этого у тебя в душе радость: Господь Сам открывает тебе путь, и ты начинаешь веровать и говорить о своей вере, ведь от избытка сердца уста глаголют – ты говоришь о своем духовном подвиге, чувствуешь сладость духовной жизни, которая открывает перед тобой горизонты Царствия Небесного. Конечно, в этом удивительном состоянии ты можешь воскликнуть вместе с псалмопевцем: «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея» – это восторженно, красиво, приятно, ибо «через это смирение Ты, Господи, дал мне познать красоту духовной жизни и красоту Твоего вечного спасения».

Просто удивительнейший псалом! Его рекомендуют читать тем, кто находится в трудных обстояниях: через чтение его, дорогие братья и сестры, будете получать и утешение, и избавление от своих бед и скорбей. Храни вас всех Господь!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать