Читаем Псалтирь. Псалом 114

19 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 114-м псалме, который имеет преднаписание: Аллилуиа. Он, как и предыдущий, воссылает хвалу и благодарение Господу за великие благодеяния, являемые Господом каждому человеку, испытывающему трудности, скорби и болезни в этой жизни. Человеку, находящемуся в нужде, следует читать этот псалом, и Господь будет являть утешение.

«Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». Возлюбих… Возлюбить Господа – это особое состояние, к которому человек должен прийти в своей жизни. Любить Господа должен каждый, но как прийти к этому? Святые отцы четко говорят, что начало премудрости – страх Господень. Прежде у тебя должен быть страх, что ты потеряешь любовь Божию к себе, но когда проходит страх, тогда наступает любовь к Богу. Когда человек научился любить Бога, тогда Господь и слышит его, и помогает. Все в этой жизни, которую устроил Господь, совершается по любви, но не из-за страха. Возлюби Господа –  и Господь услышит возносящего моления Ему.

Почему Господь иногда не слышит нас? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так: мы недолжно просим. Святитель Василий Великий говорит: помолились один час и думаем, что за час мы превзошли все недостатки и грехи, ради которых Господь посылает нам испытания в жизни? Нет, мы должны быть более упорны и долготерпеливы, и ждать, когда Господь пошлет нам Свои великие милости. Некоторые начинают говорить, что Господь не слышит нас – мы просим одно, а Господь нам не дает просимого. Но никогда не нужно ждать от Бога исполнения нашего прошения, ибо Он все равно пошлет все потребное не только для нашей земной жизни, но и для нашего спасения. И порой Бог не дает нам не потому, что не слышит нас, и не потому, что не хочет нам милости и исполнения наших прошений, а потому, что знает: это нам неполезно. Поэтому, когда ты просишь у Бога какой-то милости, а получаешь совершенно другое, прими и это – оно должно послужить тебе ко спасению и к исправлению твоей внутренней жизни. Именно об этом и говорят святые отцы: если просишь благо, а получил голод или нужду, прими их из рук Божиих с благодарением, и тогда Господь, видя твое смирение, воздаст тебе должное и в этой жизни, и не забудет тебя в вечности.

«Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову». Псалмопевец показывает, насколько Господь слышит человека: Он нисходит к немощи человеческой. К кому мы наклоняем ухо? Конечно, к тому, кто хочет сказать нам что-то сердечное. И к тому, кто лежит на одре болезни и у не имеет сил сказать громко, мы приклоняем ухо, чтобы услышать его и утешить. И Господь, говорят святые отцы, нисходит к немощи человеческой, нисходит к нашему низкому состоянию и наклоняет Свое ухо, чтобы исполнить наше прошение, являя Свое великое милосердие каждому.

«Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах». В таком тяжелом состоянии мы и начинаем обращаться к Богу – когда и болезни различные, и скорби, и беды: в жизни порой бывают такие страдания, что человек думает, что находится в аду, что уже вся жизнь перевернулась, и многие уже не видят радости в этой жизни. Недавно мне позвонила одна наша прихожанка и говорит: «Батюшка, в таких трудностях сейчас нахожусь, что пришла на могилку к своим сродникам и подумала, какая там тишь, благодать и радость. Как мне уже хочется уйти сюда, к своим предкам, поселиться на этом месте, где не будет ни забот, ни печали, ни всяких жизненных испытаний; уйти ко Господу». Действительно, бывают такие трудные ситуации, которые, казалось бы, показывают нам итог нашей жизни, когда человек уже не может себе и места найти от этих трудностей. Об этих трудностях и пишет Псалмопевец, какими они являются: «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах».

В каком бы тяжелом состоянии ты ни находился, не забывай всегда призывать имя Божие, люби Бога, общайся с Богом, обрети Бога в своей жизни, и тогда Господь выведет тебя из этих тяжелых ситуаций, и все тебе будет в радость. Мы всегда говорим любому приходящему к нам в церковь, чтобы человек научился дружить с Богом, любить Бога, знал Бога, тогда трудности в жизни он сможет преодолеть. Иначе жизнь покажется неудобоносимой, но Господь дал человеку жизнь для радости и для спасения.

«О, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует». Здесь обращение к Богу: «О, Господи, избави душу мою». Не должно быть никакого отчаяния, никакого уныния в нашей жизни, хотя нам тяжело бывает справиться с трудностями, но всегда должна быть молитва: «Господи, избави душу мою». Далее Псалмопевец поясняет, что Господь все это сделает, ибо Он милостив и праведен. Господь милует не без суда, но и суд Божий, говорят святые отцы, тоже бывает не без милости. Так что здесь говорится о праведности Божией, о правде Божией, но два раза Псалмопевец говорит о милости: Господь настолько милостив, что даже праведность Его и правда Его всегда подчиняется Его милосердию, Его человеколюбию. Бог любит человека, и Он всегда – через правду, через суд, но явит двойную милость к человеку, никогда не оставит без Своих попечения, оправдания, помощи. Господь всегда помогает человеку, поэтому здесь Псалмопевец и говорит такие глубокие слова – милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Бог наш – Бог милости, щедрот и человеколюбия: эти слова мы всегда слышим за Божественной литургией.

Мы должны обращать внимание на эти слова Псалтири и на слова, которые звучат через священнические возгласы или через гимны, которые поются и читаются в церкви. Сегодня мы с вами уже начинаем понимать многие возгласы, которые славословят Бога. Мы говорили о необходимости благословлять Бога, с чего, собственно, начинается Божественная литургия, каждое богослужение: если мы не благословляем Бога, то и сами не получаем благословения от Бога. Если мы не видим в Боге Его милости, щедрот и человеколюбия, тогда мы не можем уповать на Господа, мы всегда будем жить какими-то юридическими законами и понятиями: сделал то – получи это, сделал это – получи вот это. Нет, конечно же, мы до этого не можем дойти. Поэтому на Исповеди у нас стоят не какие-то определенные аппараты, как вводятся сейчас в Западной Церкви, а стоит священник, и он через себя проводит великое милосердие, снисхождение и человеколюбие Божие. В этом есть наше служение Богу, и в этом есть смысл понимания нашего Бога – Он милостив, щедр, долготерпелив и человеколюбив.

«Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя». Очень глубокие слова – храняй младенцы Господь. Посмотрите на беспомощных младенцев и порассуждайте: смогли бы они, если бы Господь не имел о них попечения, сохранить себя? Смогли бы сохранить их родители или нянечки? Конечно же, нет, – невозможно усмотреть за ребенком: поверни голову в сторону – и ребенок уже в луже. Поверни голову в сторону – и ребенок уже на дороге, и любой транспорт ему может причинить вред, да и любые предметы, которыми наполнены наши дома (начиная от розеток, инструментов и электроприборов) могут причинить ему вред, и любое животное может причинить вред, ведь младенцы, по сути своей, самые незащищенные (неслучайно мы видим открыточки, на которых изображается, как ангел Господень сохраняет младенцев). И мы по жизни своей тоже младенцы, и, по сути, мы сами себя сохранить не можем: мы видим, сколько опасностей даже у современного человека – мы не видим на дороге диких зверей, но мы видим столько опасностей от природы, от погоды, от людей, от нашего технологического мира, наполненного различными приборами, несущими в себе опасность. От транспортных средств до обычных бытовых предметов – везде опасность. Но Господь хранит младенцы Своя – Господь сохраняет нас, и мы, по жизни своей будучи младенцами, просим у Господа помощи и заступления: «Смирихся, и спасе мя» – необходимо смирение, ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему такое сравнение? Если мы считаем себя младенцами, вверяем себя попечению Божию, то мы должны относиться ко всему, что окружает нас, как младенцы.

А если мы так не сможем, то Господь будет нам посылать страдания, и тогда через них будет приходить смирение. Господь посылает нам страдания, чтобы сделать нас любомудрыми, чтобы мы не были беспечными в этой жизни, но особо относились ко всему происходящему, не считая что-то неважным и неценным, чтобы не были легкомысленными. Господь посылает нам страдания, чтобы мы пересмотрели свою жизнь и были более внимательны ко всему, что окружает нас, особенно к своим поступкам. Поэтому смирихся, и Господь спасе мя. Для чего спасе? Чтобы явить Свое милосердие, чтобы открыть нам надежду на то, что Господь никогда не оставит нас.

«Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя». Здесь покоем называется разное состояние – святые отцы говорят о разном. Когда у человека наступает покой? Когда у него есть примирение со своей совестью, – а иначе полное беспокойство, переживания, смута, раздвоенность, расстроенность в душе. Покой наступает, когда человек находится в состоянии покаяния, исправления: покаяние есть изменение наших мыслей, дел, поступков – когда человек раскаивается, он становится совершенно другим. Поэтому всегда следует помнить, что мы никогда никого не можем осуждать, ибо не знаем состояние души этого человека: сегодня он был грешник, разбойник, а завтра он первым входит в райские селения… Мы не можем говорить о человеке хорошо или плохо, поскольку не знаем состояния его души, – но человек может выйти из любого греховного состояния и войти в состояние покоя, гармонии, внутреннего мира, в приобретение Царствия Небесного через покой.

В то же время святые отцы говорят, что покоем – это и приобретение уже другого состояния. Есть такая поговорка в церковной жизни: батюшку спрашивают: «Батюшка, когда же нам будет покой?». – «Как пропоют над вами „Со святыми упокой”», покой, когда человек уже приобщается к смерти и переходит в другое состояние – служение Богу, когда человек уже не суетится, не заботится о своем положении, об этом времени, а начинает только служить Богу и прославлять имя Господне; такое состояние после смерти и называется состоянием покоя.

«Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения». Хотя здесь и говорится о смерти (яко изъят душу мою от смерти), святые отцы говорят, что, конечно же, о смерти не физической, а духовной. Когда человек начинает жить с Богом, пребывать в правде и праведности, тогда только он приобщается к такому состоянию, когда очи его уже не слезят, ибо он находится в мире и согласии с Господом, и нозе его стоят ровно, твердо: они нащупали основание, камень, ибо стоят на основании веры, на основании исполнения заповедей Божиих. Эти нозе уже чувствуют в себе крепость, твердость и, конечно, их не может уловить в свои сети враг рода человеческого.

«Благоугожду пред Господем во стране живых». Страной живых называется уже жизнь вечная, жизнь праведная, которую Господь открывает для человека: там открывается подлинное и истинное служение Христу. Наша земная жизнь не может называться страной живых, ведь жизнь здесь всегда находится в состоянии некой борьбы, преодоления трудностей – каждый из нас не знает, в каком состоянии он может оказаться к концу своей жизни, но каждый стремится к Царствию Небесному через добрые дела и через покаяние, которое он приносит всю свою жизнь, ведя борьбу. Поэтому страною живых называется вечное блаженство. Здесь есть связь с предыдущим стихом: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, то есть говорится о состоянии, которое ты должен приобрести в течение всей своей земной жизни, – это состояние мира, покоя, борьбы со грехом, согласия со своею совестью. Тогда ты достигнешь этого особого, должного состояния, и тогда ты можешь уже достойно служить перед Господом в стране живых.

Наша огромная задача – полюбить Бога и приобщиться к Богу, понять, в чем же заключается жизнь вечная. А она заключается в благоугождении Богу, в благословении Его, в славословии Господа в вечности. Все это нужно понять. Когда ты поймешь, тогда ты сможешь принять, когда ты примешь, значит, сможешь пребывать в Царствии Небесном. Это определенное условие любого даже земного государства: если ты хочешь жить, например, в Германии, ты должен принять законы этой страны, должен понять и принять культуру этого народа, должен приобщиться к тем ценностям, которые есть в этом народе, и тогда ты смело сможешь стать достойным гражданином этой страны и твоя жизнь в ней будет приносить тебе какое-то удовлетворение. А иначе это будет просто испытание, даже если тебе будут предоставлены все блага цивилизации. Так же, если ты захочешь поехать в другую страну, например, в Израиль: тебе будет тяжело жить, если ты не примешь все, что происходит в Израиле, со всеми их ценностями, культурой, какими-то особыми служениями, я бы даже сказал, характером этого народа, и для тебя пребывание в этой стране каждый день будет пыткой и серьезным испытанием… Ты не сможешь быть и гражданином Иерусалима Небесного и Царствия Небесного, если не примешь все, что там будет приносить тебе полное внутреннее удовлетворение. Псалмопевец Давид говорит: «Благоугожду пред Господем во стране живых». Вот здесь тяжело благоугодить, очень тяжело служить: мы пытаемся, но в полноте и в полном успехе это служение откроется только в Царствии Небесном – там мы в полноте послужим Тебе, Господи. А здесь пока я в борьбе, в испытаниях, пока я стремлюсь к тому, чтобы очи мои не наполнялись слезами, и чтобы нозе мои были твердыми и крепкими и не испытывали поползновения. Это глубокая мысль!

Мы должны в этой жизни научиться благословлять Господа, славословить Его и благоугождать Ему, как говорит псалмопевец Давид, иначе для нас Царствие Небесное будет великим испытанием, и мы не сможем быть там. Господь всех нас приглашает в Царствие Небесное, но для нас оно не будет в радость, а будет великим испытанием. Тяжело человеку заниматься нелюбимым делом, но чтобы полюбить какое-то дело, нужно приложить немало труда. Почему? Мы должны узнать его , увидеть все хорошие, замечательные стороны и трудности, которые нужно будет преодолевать, чтобы добиваться успеха в этом служении; так же и здесь: подобное познание должно быть у нас, только после этого появится радость – мы познали, узнали, испытали на себе красоту, радость общения с Богом, Его благословение и благоугождение Ему. Тогда в нашем сердце появляются некие зачатки служения Господу, которые там откроются в полной мере и во всей красоте.

Вот к чему нас призывает сегодня Священное Писание, говоря нам о наших трудностях и о том, как мы их можем преодолеть – преодолеть их, братья и сестры, мы сможем только когда будем обращаться к Господу за помощью. Без Бога мы ничего доброго не сможем достигнуть и не преодолеем все испытания, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать