Читаем Псалтирь. Псалом 112

5 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры! Продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 112-м псалме, имеющем преднаписание: Аллилуиа – как и все предыдущие, он призывает нас благодарить и хвалить Господа.

«Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне». Псалмопевец приглашает отроков восхвалить Господа. Отрок – человек до 14-ти лет – это особое состояние, состояние незлобия. Ребенок переживает переходный возраст, а в это время человек пытается утверждаться: хотя он еще не состоялся как личность до конца, думает, что он уже что-то значит в этом мире и что-то уже может сделать. На самом деле, такого переходного возраста не наблюдалось ранее, ибо каждый жил по заповедям Божиим, по Закону Божьему и внутренне работал над своей гордыней, над непослушанием, которое очень рано рождается в сердце – послушание отличало его от сегодняшнего отрока, который растет в мире вседозволенности. Был тяжелый труд, к которому ребенок приобщался с раннего детства, чтобы в нем не развивалась леность; в то же время было послушание родителям, которое заканчивалось далеко за переходный и даже совершеннолетний возраст. Когда человек живет в вере, тогда он может избежать того, что сегодня мы называем переходным возрастом. Отроки имели особую чистоту. Псалмопевец Давид приглашает: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне». Или: хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Кто такой раб? Мы уже говорили, что рабом Божиим называется человек, который свободно отдал свою волю в волю Божию, то есть, всю свою жизнь стремится исполнить волю Господню. «Да будет воля Твоя», – говорится в молитве Господней: человек все в своей жизни воспринимает так, что это совершается не по его воле, а по воле Господней и, значит, это необходимый этап жизни, который ты должен пройти, чтобы утвердиться и приблизиться к Царствию Небесному. Другое дело раб человеческий: здесь отрицательное отношение к слову «раб», ведь он не отдает никакому господину свою волю, а господин порабощает его волю, навязывая свою, – здесь рабство не по свободе, а по неволе. Когда мы говорим о рабах Божиих, то это рабство по свободе, по нашему избранию и по нашей воле – мы свою волю вручаем в волю Божию. От этого и не бывает ропота, поэтому раб Божий может достойно восхвалить Бога – и так же достойно может восхвалить отрок. Почему? Он чистый, светлый, у него нет неправильных мыслей, он еще не познал греха в этой жизни, его славословие светло и чисто. К такому славословию Псалмопевец и призывает каждого из нас – чтобы мы уподобились отрокам (юношам и девушкам) и в чистоте и в славе восхваляли имя Господне.

Опять-таки, если мы говорим о хвалении, прославлении Господа, мы всегда должны помнить, что хваление, как говорит святитель Иоанн Златоуст, должно быть светлым и чистым. Сначала очистите себя и потом чистыми устами прославляйте Бога: невозможно грязными устами прославлять Бога, когда человек, с одной стороны сквернословит, а с другой – славословит Господа. Уста человека верующего должны быть светлы и чисты – и дела должны быть подобными: как неоднократно говорит Псалмопевец, хваление Богу воссылают ангелы Божии. И ты, говорит Иоанн Златоуст, должен уподобиться ангелам Господним и потом уже славословить Господа.

Через что должно быть прославление имени Божьего? Не просто словами, не просто устами, но делами – через исполнение заповедей Божиих и милосердное служение ближнему. Вашими делами, говорит святой апостол Павел, ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Дела человека верующего и богобоязненного должны быть всегда праведными, и через них происходит прославление имени Господня.

«Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Мы уже сказали, что благословляется, восхваляется имя Божие через наши конкретные дела: если они добрые, то благословляется имя Господне всеми окружающими, которые видят, как верующий человек живет, и им хочется жить так же и прославлять Бога, Который дает силы среди всей неправды творить дела праведные и совершать истинное служение Господу. «Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздается Ему людьми?», – пишет Златоуст: неужели имя Господне не благословенно на Небе? Будем мы его благословлять или не будем – все равно имя Господне благословенно. Но здесь каждому из нас нужно понять глубочайшую истину – если мы будем благословлять Господа, то через это будем получать благословение и для себя: благословляется тот, кто благословляет Господа, и прославляется тот, кто прославляет Господа. Это очень важный момент: мы не только уподобляемся ангелам, которые благословляют Господа и прославляют имя Его, но через это служение приближаемся к небожителям. Кто не благословляет имя Господне здесь, на земле, не будет наследником Царствия Небесного – если он не научится здесь прославлять Бога, то что он будет делать на Небе? На Небе же вечно прославляется имя Божие: в Царствии Небесном через славословие ангелы приближаются к Богу,  им же и еще через служение и человек приближается к Богу.

Славословие – основной труд в Царствии Небесном. Если человек почувствовал сладость благословенной молитвы, тогда его место в вечности, а если не почувствовал глубину, сладость и даже не имеет привычки молиться, то что он будет там делать (как многие говорят, «если в Царствии Небесном не будет телевизора или интернета, что мне там делать?»)? И действительно так, ведь человек приучен к земле, он нуждается только в земных благах. Но если он любит молиться, если он почувствовал сладость молитвы здесь, на земле – значит, он готов пребывать в вечности, в Царствии Небесном.

«От восток солнца до запад хвально имя Господне». Святые отцы единогласно говорят, что Псалмопевец здесь уже начинает пророчествовать, что вся земля прославит имя Господне. И это действительно так: не только в определенном месте будет прославляться Господь – в Иерусалиме или в Палестине, но по всей земле; говорится, что Господь придет, и апостолы пойдут проповедовать по всей земле Его славное Пришествие на землю, Его крестные страдания, Его смерть и Его Воскресение, и спасительный подвиг, совершенный Им за каждого из нас. Поэтому такие удивительные слова: «…от восток солнца до запад хвально имя Господне» – вся земля, вся Вселенная будет прославлять имя Господне на всяком месте.

«Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Над всеми господствует Господь, говорит Псалмопевец: и над видимым, и над невидимым миром, над всей Вселенной. Здесь очень важно, что Господь прославляем не только видимой и невидимой тварью, но достойная слава Богу совершается на Небе. Псалмопевец обращается к каждому из нас, чтобы и мы достойно прославляли имя Его.

«Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли» – здесь Псалмопевец показывает всему миру, что разные люди исповедуют разных богов, но посмотрите, что они из себя представляют, боги язычников или боги других народов: это лишь изваяние и творение человеческих рук и вымысла человеческого разума. Кто Бог наш? Он Вездесущий. Псалмопевец говорит: «…на высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли» – Бог одновременно и на Небе, и на земле. Псалмопевец, как бы немножечко укоряя иудеев, показывает, что не только здесь Господь, но Он всеведущ и вездесущ: Бог наш настолько велик, истинен и праведен, что никто другой не может с Ним сравниться ни на земле, ни на Небе, ни во всей Вселенной. Наш Бог – истинный Бог.

«Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога» – Господь милосердствует над всеми людьми. Он имеет столь великую власть, что может и нищего сделать богатым, и от навоза возвысить убогого, бедного человека. Как нищего можно сделать богатым? Мы всегда должны помнить, что не о земном богатстве говорит Псалмопевец, а именно о духовном. Нищий человек на земле все же обладает очень многим: он может быть и добрым, и милосердным, и творить добрые дела. Мы говорим, что к нищете стремится человек праведный – он не старается себя заземлить какими-то земными вещами, ведь когда человек начинает стремиться к земным вещам, он начинает служить земле, полагая, что его богатство – это вся земная жизнь и земные богатства, к которым и мы стремимся, – машины, квартиры, счета за границей и прочее, прочее земное. «Где богатство ваше, там и сердце ваше» – говорит Священное Писание: человеческое сердце начинает заземляться – Небо становится не только чужим, но человек уже и боится Неба, не хочет на Небо, хочет быть на земле, он боится умирать, ведь смерть может разлучить его с богатством, которому он служил всю свою жизнь...

Нищий же не имеет здесь богатства – он с легкостью уходит от этой земли, зная, что накопил себе огромное богатство на Небе: там его добрые дела, милосердное служение ближним, исполнение заповедей Божиих. Там большое богатство, и он с легкостью может пойти на Небо. Ему не страшны земные бедствия, землетрясения, наводнения, изменения политического строя, гонения, он с радостью воспримет то, что Господь даст, у него достаточно того богатства, тех «счетов», которые «имеются в банке Небесном», говоря земным языком. А современный человек стремится накопить здесь богатство, но он никогда не избежит страданий, которые есть на земле, и рано или поздно все равно пойдет на Небо. А на Небе у него ничего нет – никаких добрых дел, никаких дел милосердия, нет покаяния, нет исправления, нет стремления исполнить заповеди Божии, то есть он приходит туда без всего. Конечно, Господь даст ему определение совершенно иное: он будет лишен вечных обителей, потому что на них не работал, он работал постоянно на эту землю. И накопленное на земле богатство ему не поможет, он этим не сможет воспользоваться, потому что будет жить уже по законам Небесного Царствия, Небесного града Иерусалима, а там наши земные законы не действуют.

Так что здесь нужно жить по законам Божиим, чтобы не страшно было пребывать в вечности. Здесь жизнь коротка, а там жизнь вечная, бесконечная...

Какой человек богат? Есть журнал Forbes, где представлены миллиардеры, миллионеры, самые богатые. А у Господа Свой журнал – журнал добрых дел, и там совершенно другие имена. Там много имен тех, кто в этом мире считаются нищими, а там считаются самыми богатыми людьми по своим делам милосердия. Здесь они не имеют ничего, а там, на счетах банка Небесного, у них огромное богатство. Человек, который богат здесь, огромен в богатствах своих на это малое время, и то это богатство, как песок в руках человеческих, рассыпается (то санкции вводят, то в тюрьмы сажают, то им приходится брать одно гражданство, другое гражданство, чтобы как-то спасти себя и спасти крохи земного богатства). А там, на Небе, нет ничего, туда они приходят нищими, убогими и лишаются небесных обителей. Так что очень глубоко говорит Господь, что Он воздвизаяй от земли нища, то есть делает нищего богатым, и от гноища возвышаяй убога, и убогого делает славным. Бедного, который был богат и стал бедным, который перенес трагедии жизни, Господь прославляет: он через потерю своего богатства стал стремиться к Небу, стал стремиться исполнять заповеди Божии, стал приобретать богатство духовное, понимая, что имел богатства земные, и они ничего не дали. В моей церковной практике был такой человек, который в 90-е годы был очень богатым – и стал ниже среднего в наше время (он сказал замечательные слова: «Батюшка, я был богатым – больше не хочу»), но обеднев он стал церковным человеком, и церковная жизнь стала для него смыслом жизни.

«Посадити eго с князи, с князи людей своих». Мы говорили о том, что «от восток солнца до запад хвально имя Господне». Здесь Псалмопевец говорит еще и о мире языческом, который не имел Бога, но познал Его через проповедь апостолов. Этот мир тоже был нищим и убогим, ничего не имел. Но что он стал иметь, познав Господа, уверовав во Христа? Те, которые не имели ничего общего с избранным народом, вдруг стали князьями – посадити eго с князи, с князи людей своих: они воссели вместе со святыми апостолами. А князьями Священное Писание и псалмопевец Давид очень часто называют святых апостолов и апостольских учеников, которые проповедовали имя Господне, утверждали храмы и стали князьями Церкви. И с ними рядом воссели язычники, не имевшие истинного богопознания, но через их проповедь уверовавшие во Христа.

«Вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся». Удивительные слова: неплодная стала матерь, о чадех своих веселящейся – наполнился дом детским криком и счастьем. Счастье не там, где богатый, большой дом, много мебели, ковры, разная техника и электроника – богат не этот дом. Дом богат всегда детским криком – продолжением рода человеческого. Когда ты бесплодный, тогда нет счастья в твоем богатстве, ты понимаешь: «А для кого это? Для чего прошла моя жизнь? Я ничего не оставил после себя – у меня не было ни духовной, ни настоящей земной жизни, ибо нет тех, кому можно посвятить все, что я имею».

Здесь Господь через Псалмопевца пророчествует нам, что и земля, которая не имела ни добрых дел, ни плодов жизни ( языческий мир), теперь, уверовав во Христа, сделает дом свой полным чад Божиих. И эта неплодящая земля, то есть земля, пустая жизнью духовной, становится той, которая наполняется жизнью, веселием, радостью и продолжением рода не только в этой земной жизни, но продолжением жизни в вечности. Тот, кто со Христом, кто уверовал в Господа, вошел в церковную граду, имеет продолжение земной жизни в вечности. И в этом сила и продолжение рода человеческого не только в его земном продолжении, но, самое главное, в вечности. Через это Господь посылает спасительное не только для человека праведного, но даже если в роду будет неправедность, как мы видим в Священном Писании Ветхого Завета, то Господь праведностью предков и Своим милосердием покрывает неправедность в определенном роде: Он никогда не забывает добрых дел, и ради добрых дел наших предков все равно дает нам возможность спасительного пути и вхождения в Его вечные обители. Удивительный и замечательный псалом…

Мы благодарим Господа, что Он так все мудро устраивает в нашей жизни и призывает нас достойно Его благодарить и прославлять во все дни нашей жизни. Храни вас всех Господь!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать