Читаем Псалтирь. Псалом 104

10 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 104-м псалме. Он имеет преднаписание: «аллилуиа, 104» – как нам передали святые отцы, они сами слышали, что ангелы Божии прославляют Господа этим словом, которое означает «хваление Богу». И каждый человек должен воздавать благодарение Богу за то, что Господь заботится о нем Своим Промыслом. Самое страшное – не исполнить волю Божию и быть неблагодарным Господу. Здесь Псалмопевец призывает человека, чтобы он исповедовал, то есть прославлял Господа, и призывал имя Его на помощь, ведь говорит Спаситель: «Именем Моим бесы ижденут». Имя Господа имеет огромную силу, а для нас и значение, ибо именем Господним всякая душа живится и утверждается на этой земле.

«Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его» – мудрые и пророческие слова Псалмопевца! Он говорит, чтобы мы прославляли Господа, призывали имя Его и возвещали о милости Его во всех языцех – не в отдельном народе, но везде и всюду говорили о славе Божией. Это призыв и к каждому из нас, чтобы мы своим детям говорили о славе Божией и о том, что они должны обращаться к Богу. На каких примерах? На примерах библейской истории, как сделал это Псалмопевец, на примерах истории нашего Отечества, на примерах истории каждого нашего рода и семьи – если мы вдумчиво будем смотреть на свою жизнь, не превратимся в Иванов, не помнящих родства, то перед нами встанет картина нашей жизни и мы увидим, как много для нас сделал Господь. На этих примерах нас воспитывали наши бабушки, наши мамы, говоря нам, как сильно Господь помогал им в жизни, поэтому Псалмопевец и призывает, чтобы мы возвестили во языцех дела Его: о делах Божиих нельзя умалчивать, ведь когда мы их видим, наше сердце располагается к Богу, и тогда мы будем не только призывать имя Его, но прославлять Его во все дни нашей жизни.

«Хвалитеся о имени святем Его: да возвеселится сердце ищущих Господа» – возвеселится сердце только того, кто ищет Бога. Кто не хочет Его найти, тот и не познает Его, но кто будет искать Бога, у того будет радостное сердце: кто ищет, тот обрящет – находит Господа, а если находит, то с Господом и живет. «Господь сказал мне: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи,  – говорит апостол Павел, –  И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Действительно, в нашей жизни мы ничем не можем хвалиться: даже если мы что-то имеем, чего-то достигаем, – все это дается нам от Бога. Именем Господа нашего мы должны хвалиться, верой нашей, должны раскрывать ее перед всеми народами земли.

«Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну»: всю жизнь мы должны искать Господа, предстоять перед Лицом Божиим, и это даст нам возможность приобрести великую благодать Его.

«Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судьбы уст Его» – огромно множество чудес в жизни каждого, Господь милостью Своею не обходит ни одного человека: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, для Него каждый Его чадо, Он о каждом переживает – Он на землю пришел не праведников спасти, а грешников привести к покаянию, поэтому для Него дорог всякий человек, и Он заботится о нем. «Чудеса Его, и судьбы уст Его»: судьбы – это суды и законы Божии. Каждый из нас увидит суд и должен знать Закон Бога нашего.

«Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его». Господь никогда никого не оставляет и никогда не изменяет Своему слову. Если Господь дал обетование Аврааму, Иакову, то эти слова Он исполнил, не лишил их Обетованной Земли и наследия, которое обещал. Господь сказал: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» – и так и исполнил. Если Авраам не усомнился, не зная, что с ним будет (хотя жизнь была многотрудная, но Господь никогда не оставлял его), поверил Ему и пошел за словом Божиим, то мы не идем в неведении обещаниям Бога, но можем милость и непреложность слов Божиих проследить на судьбе и жизни Авраама, Исаака, Иакова – что Господь обещал им, Он непреложно исполнил. И Псалмопевец в этом псалме как бы доказывает каждому читающему: ты должен прославлять Бога – смотри, каким тяжелым путем шел избранный народ, но Господь не изменил Своему слову! Более того, даже если этот народ сопротивлялся, Он создавал определенные условия, которые народ воспринимал как наказание, но в конце концов они видели, что в этом заключалась любовь и великий Промысл Божий.

К сожалению, через наказание воспитываются и наши дети, не всегда понимая доброе слово, поэтому в основе воспитания всякого человека лежит не только доброе слово, но и некое вразумление, которое наталкивает человека на мысль, что он поступает неправильно, но должен идти именно за добрым словом. К сожалению, таковы наша психология и воля – они должны иметь некие испытания, чтобы иметь добрую направленность.

«Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен» – клятву, которую Господь дал, и обещание, которое Он сказал верным Своим, были непреложными, какими бы путями не шли. Мы знаем: эти пути были очень тяжелыми.

«Глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего. Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней» – обещает дать эту землю, но земля не сразу им достается – пришлось немало перенести испытаний: ходили от народа в народ, посещали и другие царства. Конечно, Господь заботился о них и не дал никому в обиду – ни фараону, ни другим царям, преследовавшим их. И хотя этот народ был бесчисленным, Господь затем соделывает его великим, и обетованная земля полностью становится землею избранного народа.

«И преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари» – всевышним Своим Промыслом Господь сохранял, никто не мог их обидеть. И хотя была необходимость переходить от народа в народ, идти в другие царства и посещать народы, которые не имели царей, никто никогда не мог обидеть Авраама, Исаака и Иакова.

«Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» – Господь запрещает прикасаться к помазанным Своим, то есть к патриархам и пророкам, ибо они исполняют волю Божию, сохраняют истинную веру. Никто не может прикасаться к помазанникам Божиим – за это Господь наказывает народы, и они страдают: мы знаем, какое сильное страдание имел и наш народ, и, наверное, до сих пор мы несем печать этого наказания на себе, ибо народ не должен был касаться помазанника Божия. Господь поставляет царей для народа, Господь вручает им определенные рычаги власти, делится Своей властью. Когда народ отказывается от помазанника, он отказывается от промыслительного заступничества Божия, и тогда происходят бедствия, которые пережил и наш народ. И потому Господь здесь словами Псалмопевца говорит: «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте».

«И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры». Конечно, не без Промысла Божьего наступают и голодные времена. Казалось бы, почему? Почему братья продают Иосифа, сына Иакова, в рабство? Святые отцы говорят: чтобы было видно зло человеческое. Действительно, наша неправда рождается из-за зависти нашей, мы не можем претерпеть что-то, что задевает нашу гордыню и нашу внутреннюю самость, ибо не боремся с нею. И Господь порой обнажает наше зло через эти предательские шаги. Этим Господь показывает: сущность-то ваша злая, вы должны бороться не с людьми, окружающими вас, а бороться со своей злой сущностью, которая ведет вас к таким нехорошим делам. В то же время Господь не убирает Своего Промысла, Промысл Божий над всеми нами, Он Своим Промыслом всякое зло направляет во благо. Господь посылает голод на землю, а затем посылает такое, что спасает избранный народ от голода.

«Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф»: Господь уже Своим Промыслом готовит путь для избранного народа, чтобы тот не умер с голода. А голод, как наказание Божие, приходит на землю за то, что языческие народы творят великое беззаконие, что можно остановить только дуновением Божиим через наказания, которые Господь посылает, чтобы человек вразумился, чтобы прекратить дальнейшее развитие зла.

«Смириша во оковах нозе eго, железо пройде душа eго» – Иосиф тоже проходит особые ступени испытаний, чтобы приобрести добрую душу и, в то же время, сохранить и утвердиться в вере отцов своих. Господь не просто дает ему, что его продали в плен, продали фараону, а фараон его возвеличил до высоты и в этой высоте он пребывает (высота тоже может испортить человека) – Господь его поднял, а затем дал ему испытание, дал ему познать, что такое смирение. Смирение познается через испытание: во оковах нозе eго, через те железные пуды, которые повесили на ноги его, - но в то же время Господь избавляет его от меча.

«Дондеже прииде слово Его: слово Господне разжже eго. Посла царь и разреши eго: князь людей, и остави eго». Господь дает Иосифу за это премудрость, и премудростью он растолковал сны тем, с кем находился в тюрьме. Затем и царь его пригласил к себе, и он объяснил сон царев. И, конечно, Господь внушает царю – фараону, чтобы он его поставил князем над людьми. И оставили Иосифа, то есть уже не было преследований – он был вторым лицом в царстве египетском.

«Постави eго господина дому своему и князя всему стяжанию своему» – он управляет всем хозяйством, всем имуществом фараона. «Наказати князи eго яко себе и старцы eго умудрити», чтобы он был примером для князей и старцев и их научал великой премудрости.

«И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову». Египет называется землей Хамовой, ибо Египет – внук Хама, и эта земля называется Египтом по имени внука Хамова:  Мицраим — это древнееврейское название Египта. Название «Египет» сотни раз встречается в Ветхом Завете и (кроме одного раза) всегда это перевод слова «Мицраим». В этот Египет и входит Иаков и спасается, ибо после 7-ми лет тучных, когда было много урожая, наступают 7 лет тощих, но Иосиф подготовился к голодным временам и с радостью встречает народ свой: он прощает братьев своих, размещает этот народ в Египте. Чем становится Египет для избранного народа?

«И возрасти люди своя зело и укрепи я паче врагов их» – Господь укрепляет народ в этой земле, вначале дает этому народу насытиться, укрепиться – избранный народ погиб бы в Обетованной Земле от голода, но Господь Промыслом Своим Иосифа направляет в землю Египетскую, и он затем встречает братьев своих, отца своего, встречает весь народ – и этот народ получает особые привилегии в земле Египетской. Если народ живет сытно, тогда он увеличивается в своей численности. Так произошло с израильским народом: пришло малое количество людей, а уходил уже народ большой, крепкий, сильный. Господь укрепляет его. Как укрепляет – мы сейчас с вами поговорим.

«Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его». Нельзя находиться народу долго, он должен пойти и получить обетование Божие. А как человека можно сковырнуть с насиженного места? Там все сытно, хорошо, есть и сытная пища, и чеснок, и лук – так ты не уйдешь с этой земли. Тогда Господь Своим Промыслом настраивает египтян против израильского народа, и уже следующий царь не помянул Иосифа, ибо не знал его, и воздвигает на этот народ тяжелые, непосильные работы. Но, опять-таки, без утешения Господь не оставляет этот народ: Он посылает им Моисея и Аарона: «Посла Моисеа раба Своего, Аарона, eгоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове».

Чтобы народ выжил в этой земле, Господь дает Моисею и Аарону творить знамения и чудеса от Господа (знамения, говорят святые отцы, – это дела, которые касаются всякого скота; как вода превратилась в кровавую воду – это уже чудеса). Знамения и чудеса творят Моисей и Аарон, их толкуют, показывая египетскому народу, что значат эти чудеса и знамения. И дальше Псалмопевец с любовью перечисляет все чудеса, что Господь сотворил, и те знамения или ту кару, которую навел Господь на египетский народ, чтобы они отпустили избранный народ в землю обетованную:

«Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи, и скнипы во вся пределы их» (песия мухи – это злые, как собаки, мухи, которые безжалостно кусали людей, а скнипы – мошкара): сильные были казни, но они не всегда имели такое сильное действие на египтян, и они все равно до конца сопротивлялись отпускать израильский народ. «Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их» – они остались без урожая.

«И порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их»: Господь уничтожил всякую возможность к пропитанию.

«Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа» – гусеницы, как саранча, сметали все на своем пути, ничего не оставалось – конечно, страшные времена! «И снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их», и это все равно до конца не вразумило египтян.

И потом было самое сильное наказание, которое коснулось каждой семьи: «И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их» – и когда род уже прекращается, человек очень сильно задумывается о своих шагах. Тогда они поняли, что нужно отпустить этот народ.

И это еще не все, – тогда Господь повелевает:«И изведе я с сребром и златом: и не бе в коленах их боляй» – Он повелевает им взять из этой земли серебро и злато за то, что они делали кирпичи и никто не платил за их труд. Он говорит: «Возьмите золото и серебро – всякий труждающийся достоин пропитания. Вы трудились, а вам ничего не заплатили, сами возьмите и выходите из этой земли». Но что самое славное и чудное Господь творит? «Не бе в коленах их боляй» – не было ни одного больного человека, чтобы никого не оставили по болезни и немощи: предстоял тяжелый путь – всякий имел здоровье, силу преодолеть тяжелейший путь. Господь потом 40 лет заботился, чтобы не было болезней, которые бы мешали им во время странствования по пустыне: забота Бога об избранном народе, о народе, верном слову Его и исполняющим заповеди Его, просто огромная! Как говорят святые отцы, болезни посылаются человеку лишь только за то, что человек не хочет исполнять заповеди Божии.

«Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня» – Египет возрадовался, что Израиль выходит и заканчиваются наказания. Они поняли, что они терпят такое наказание за то, что не отпускали этот народ.

«Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию» – днем Господь давал им облако, которое указывало им путь, ночью Он давал огненное облако, светило, которое показывало им куда нужно идти. «Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я». Крастели – это перепелы, хлеб небесный – манна, прообраз Небесного хлеба: Господь является Хлебом, который приводит человека в жизнь вечную,  – Господь наш Иисус Христос пришел и дал Плоть Свою ради спасения всего человечества.

«Разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки» – Господь и источники давал им, и реки посылал там, где они не должны были быть: в пустынных, безводных местах. Господь заботился о них так, что они ни в чем не имели нужду.

«Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму, рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людей наследоваша»: Господь исполнил слово Свое, данное Аврааму. И сколько бы времени не прошло, Господь оставляет Свои слова непреложными. Все может измениться на этой земле, но слово Божие – неизменно: то, что Он обещал Аврааму, сыну Своему, Он дал избранному народу – и извел их в радости, и насытил их весельем, и дал им страны народов, которые населяли эту землю, и их труды – дал им и землю возделанную, чтобы они не тратили все силы свои на возделывание неплодородной земли, на это неблагодарное дело, дал им города, жилища, скот.

Но Господь не наказывает одних людей, чтобы других возвеличивать, Он просто наказывает их за то, что безумие этого народа превосходило всякое понимание не только Божественное, но и человеческое: этот народ страдает не потому, что туда нужно было поселить избранный народ, но страдает за свои грехи. Господь дает эту землю избранному народу.

Для чего дает? «Яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут» – чтобы они хранили истинную веру и ходили по заповедям Божиим. Но этот народ не ходил по заповедям Божиим, не сохранил верность своему Богу. Мы знаем из ветхозаветной истории, насколько борьба была тяжелой – Господь дает все, а этот народ постоянно хромает, как скажет пророк Илия, не только на одно колено, но на оба колена, постоянно изменяя Богу, устраивая всякие горы, возвышенности для поклонения языческим богам, презирая веру отцов, изменяя ей, убивая пророков, которые напоминали им о ней. И в конце концов этот народ был наказан Богом и рассеян по всему лицу земли, стал служить другим народам, а величие и славу потерял. То есть Господь наказывает людей неблагодарных и тех, кто не исполняет Его закона.

Вот такой, дорогие братья и сестры, удивительный псалом. Мы с вами должны всегда воссылать благодарение и хвалу Богу, быть Ему верными и исполнять Его Закон, и тогда Господь будет всегда с нами. Если будет иначе, то пожнем много трудностей и скорбей на этой земле.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать