Читаем Псалтирь. Псалом 103

3 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 103-м псалме: «Псалом Давиду, о мирстем бытии, 103». Псалом говорит о благодати Божией, которая распространяется на все творение, включая и человека, и животный мир, и землю – обо всем Господь заботится и управляет Своим Промыслом. Поэтому все мы должны воздавать благодарение Богу и благословлять Его за великие благодеяния. К этому призывает псалмопевец Давид.

«Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси». Псалмопевец призывает всех прославлять Господа: Господь все делает, чтобы прославить человека, укрепляя его Своею благодатью – без благодати Божией невозможно ничего осуществить на земле: если бы Господь не поддерживал нас, то мы ничего доброго не могли бы совершить в этой жизни, да и вообще жизнь человека была бы крайне тяжела и опасна, но Господь через Свою благодать поддерживает нас и тем самым возвеличивает человека – и человек должен прославлять Творца. Опять-таки, святые отцы говорят, что Бог не нуждается в нашем прославлении, но через прославление Его мы также прославляемся, и прославляется весь род человеческий. Добрыми делами человек прославляет Бога, Который помогает ему совершать их, и для многих людей открывается слава и великолепие Божие. В нашем прославлении Господь облекается в велелепоту – раскрывается красота бытия Божия, и тем самым все новые и новые люди открывают для себя возможность такого славного существования здесь, на земле.

«Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу» – здесь Псалмопевец говорит, что Бог находится во свете неприступном. «Бог есть свет», – говорит нам Священное Писание. Когда мы смотрим на солнце, мы не можем увидеть его сущность: оно озарено великим светом, и этого света наш глаз покорить не может. Так же мы не можем проникнуть в сущность бытия Божия:  Бог есть Свет, и Господь во свете неприступном, то есть Господь закрывает Свою сущность от глаз человеческих, ведь наш разум не может объять сущность Бога. «Простираяй небо, яко кожу» – Господь настолько велик, что Он все делает с легкостью на этой земле – творит своды небесные и делает это так просто, как если бы человек раскинул палатку из кожи животного. Легко и просто Господь творит этот мир: Ему все подчиняется на этой земле.

«Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню». Твердью Господь сотворил видимое небо, над ним Господь простирает облаки Свои, и воды изливаются на землю – мы знаем, что воде не свойственно находиться в таком месте, которое бы ее не держало и не ограничивало, но здесь великое чудо: облака находятся на небе, Господь это содержит, и они изливаются только тогда, когда Господь повелевает им это делать. «Ходяй на крилу ветреню» – мы знаем, что и ветер не имеет крыльев, и Богу не нужно крыльев, чтобы продвигаться и находиться во всех концах света. Ветер имеет свойство находиться везде и очень быстро передвигается. Здесь Псалмопевец Давид использует образный язык, чтобы показать, что Бог вездесущ – Он везде, и для Него нет пределов, как нет пределов для ветра, который очень быстро передвигается по лицу всей Вселенной.

«Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный». Ангелов называет Господь духами – это одно и то же, и слугами Своими называет их: Он сотворил еще и невидимый мир, и в этом невидимом мире присутствуют духи чистые, светлые – это ангелы Божии, которые выполняют волю Божию с горячностью, как огонь горят они, исполняя волю Божию. Исполнение воли Божией происходит очень быстро: как огонь быстро разгорается и распространяется, так и ангелы, горя любовью к Богу, так же огненно исполняют Его повеления.

«Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века», и она как бы не имеет особого основания, а держится повелением Божиим, Промыслом Божиим и не преклонится в век века – никакие изменения в природе не могут подвигнуть землю, ибо земля держится на крепком Божественном повелении, на крепком Божественном слове. И это слово, как говорится в Священном Писании, для каждого из нас является непреложным. Когда нам говорят, что летит комета, или создается какое-то особое оружие, или какие-то технические силы, которые смогут поколебать землю, мы можем быть уверены – никто и ничто не сможет поколебать землю: только словом Божественным она держится, и только Божественное слово может произвести какое-то изменение на земле. А про изменение Господь сказал, что будет новая земля и будет новое небо, и будет другая жизнь на земле и будет совершенно иной человек, который восстанет от смерти к вечной жизни. Мы должны быть уверены: какие бы фантастические истории сейчас не рассказывали, как бы ни фантазировал человеческий разум, ничего не произойдет. У верующего человека должно быть четкое, уверенное внутреннее состояние, мы не должны ловиться на выдумки и желания испорченного человеческого разума.

«Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды» – бездной называется множество вод: когда мы смотрим на море, на океан, мы понимаем, какая это бездна. И ею Господь одел землю так, что земля видна как некие островки. «На горах станут воды» – Господь наполняет горы различными водными источниками, реками, которые пополняются и от облаков, и от источников, существующих на горах: это и снежное пополнение, и таяние льдов, и так далее. На горах станут воды – там также появляются водные источники. И, толкуют святые отцы, «на горах станут воды» сказано вместо «воды стали как гора»: нужно понимать, что как горы неподвижны, так и воды неподвижны, имеют свое ограничение.

«От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся» – все повинуется Ему во Вселенной; как мы страшимся грома, так и вся стихия, которая есть на земле, страшится слова Божия: без повеления Божия, без слова Его ничего не происходит на земле.

«Восходят горы, и нисходят поля, в место еже основал еси им» – Господь на земле основал высоко горы и внизу основал поля – как Он повелел, так все сейчас и находится в незыблемом состоянии, что и видит наш глаз: обо всем есть Промысел Божий. Что хочет сказать этим Псалмопевец? Что Господь заботится об этой земле. Он создал водные стихии, которые могли бы потопить землю, разрушить все вокруг – против стихии воды все бессильно, но Господь заботой Своей каждому Своему творению дал особое повеление: земле – основание, чтобы она была непоколебима, водам – ограничение через песок, как говорит Псалмопевец и продолжает: «Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю» – никакая вода не сможет покрыть всю землю. Хотя водная стихия страшная, как называет ее Псалмопевец, но предел положил еси Господь этой воде, и она не может выйти за обозначенные пределы. Чтобы она вышла за пределы, должно быть особое повеление Божие – либо когда человек начинает вмешиваться во все процессы безумным материальным прогрессом, тогда вода начинает выходить из берегов. Но, опять-таки, Господь попускает это только чтобы человек увидел свое беззаконие, свою неправду: Господь наказывает человечество, показывая человеку, что он не всесилен, что он должен жить согласно Закону Божию.

«Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды». С гор сходят воды, мы говорили, что много водных источников на горах. Для чего Господь наполняет массой источников землю, и эти источники нисходят с гор, преобразуются в реки, что текут по лицу всей земли? Господь заботится о всем творении, находящемся на земле. И дальше Псалмопевец поясняет, для чего нужно такое огромное количество водных источников: «Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою». Онагри – молодые ослы или куланы. Господь напаяет вся звери сельныя – зверей, что расселены по всему лицу земли: они жаждут, и на этих источниках они должны утолять жажду. «Ждут онагри в жажду свою» – этих источников ждут и молодые ослы, ослята, которые особо нуждаются в воде, и особо жаждущие животные; они даже прохладу глотают, если нет источников водных, чтобы как-то прохладить себя и насытить себя водой.

«На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас» – и птицы небесные приходят к источникам, чтобы напоиться водой, у водных источников много птиц, которые вообще не могут без воды – например, утки, гуси. «От среды камения дадят глас» – мы знаем, когда разные водные источники падают с гор, они очень сильно шумят, они даже издают глас – говорят всему животному миру, что здесь они смогут найти источник, который и напоит их, и утешит, и даст возможность дальше существовать.

«Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли» – горы и поля напояются от источников вод, Господь дождит на землю: Он заботится и о человеке, и о всяком скоте, который нуждается в пропитании. Чтобы было пропитание, Господь и орошает землю водою. «Прозябаяй траву скотом» – Господь дает необходимую траву, чтобы весь животный мир имел возможность напитаться, быть сытым, чтобы в них жизнь жительствовала. «И злак на службу человеком, извести хлеб от земли»: хлеб – всему голова, есть хлеб – и человек сыт, есть вода – и человек больше не жаждет.

Все необходимое Господь дает для человека. Что может сделать человек? Человек может только сажать, сеять и жать, а все остальное растит Сам Господь. Не было бы солнца, воды, благоприятной погоды – и не было бы тогда хлеба насущного. Господь все дает и для животного мира, и для человека, Он заботится о человеке Своим великим Промыслом, поэтому Псалмопевец Давид призывает каждого из благодарить Бога, прославлять Его (самое плохое качество в человеке – неблагодарность).

«И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит». Конечно же, вино веселит сердце человека – растворенное с водою, оно помогает, укрепляет человека, насыщает его и выводит все ненужное из организма. Елей дает человеку возможность насытиться, умягчить внутреннее состояние, улучшить обмен веществ. А хлеб – основа: он дает все необходимые микроэлементы, углеводы для жизни человека, тем самым укрепляет организм человеческий. Неслучайно Псалмопевец говорит о тех веществах, которые передают человеку великую благодать и соединяют с Небом – ведь он не просто говорит о неких земных процессах, проходящих в нашем видимом мире, но забегает вперед, пророчествует о тех временах, когда вино и хлеб будут являться сущностью духовной жизни человека – это Тело и Кровь Христа Спасителя, которые будут человека избавлять от грехов: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... и Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», – говорит Господь, и Он говорит о Своей Божественной Плоти, о Свой Божественной Крови. Человек через вино и хлеб приобщается Тела и Крови Христа Спасителя, приобщается вышнему Божественному миру, через елей получает великую милость и благодать, почему елей до сих пор и является основанием помазания в Церкви: человек помазывается не просто видимым знаком, но так он приобщается к милости Божией, а милость изливается на человека через великую благодать, что Господь дает через елей, и благодать Святого Духа укрепляет человека, дает разуметь процессы жизни: Господь через благодать Святого Духа дает разные дары, необходимые человеку для этой жизни и его приводящие в жизнь вечную.

«Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил» – Господь заботится о внешнем мире, об украшении его, о процессах, необходимых для очистки воздуха, о земле, чтобы она возделывалась. Все процессы, происходящие на Земле, необходимы для поддержания жизни и самой Земли (атмосферы, плодородной почвы), все это направлено на пользу всего живого мира. Часть которого – и человек, питающийся от плодов древа, и животный мир, находящий в древах свою среду обитания. Она совершенно необходима – они не только живут в ней, но, самое главное, они сохраняют жизнь свою, ведь есть еще и другой животный мир, который живет питаясь более слабыми живыми существами, и так далее.

Поэтому Псалмопевец и говорит дальше: «Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». «Еродий» – это аист (цапля), который высоко на деревьях делает свои гнезда, становясь недоступным для хищников, которые хотели бы питаться ими. Господь заботится и о птицах небесных, чтобы и они имели особую среду обитания, а для этого насыщает землю. Насытятся древа польская чем? Конечно, водой, солнцем, той почвой, которую Господь создал. «Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил»: Господь насадил, и не просто чтобы радовался глаз, но каждое творение Божие несет определенную функцию, чтобы жизнь жительствовала на этой земле.

«Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Господь животному миру дает особую среду – ту, что им необходима и полезна, где они спасаются от хищных зверей: олени могут бегать по высоким горам, и там они спасаются, за камнем прячется, так что невозможно его порой найти и достать хищнику, заяц.

«Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой» – повелел в определенное время восходить луне на этой земле, чтобы ночь не была такой темной. Луна освещает землю и показывает путь, тусклое, но все-таки светило. «Солнце позна запад свой» – ни луна, ни солнце не могут стихийно светить на землю, но каждому положен свой предел, и каждому определена своя задача. И солнце знает запад – оно знает, когда взойти, а когда осуществить заход на земле, ибо так повелел Господь. Все на этой земле происходит по Промыслу Божьему и нет никакой стихийности, но есть определенный порядок, по которому и живет вся земля.

«Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии» – Господь дал тьму и ночь, чтобы дикие звери в это время могли жить свою жизнь. Что они делают в это время? Далее псалмопевец говорит: «Скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе» – они в это время охотятся, ищут себе пищу и находят ее, – но и пища им от Бога подается. Некоторые святые отцы говорят очень мудрые вещи, что звери голосом своим обращаются к Богу, рычат, просят у Бога, чтобы Господь послал им пищу: когда они воют и рычат, они мордочки свои обращают к небу – тем самым святые отцы делают вывод, что они обращаются к Небу: просят Бога, чтобы Господь напитал и их, и Господь дает им.

«Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут». Солнце возсияло – и звери пошли, легли в свои норы и отдыхают. Так повелел Господь, Он дал им особое время искать себе пищу, а далее по Промыслу происходит уже следующее: «Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» – с восходом солнца человек выходит на дело свое, он возделывает землю, вместе с домашними животными занимается деланием, необходимым для поддержания жизни и его и домашнего скота: в это время пасется уже скот домашний, который приносит пользу человеку, а дикие звери в это время отдыхают и не мешают человеку и домашнему скоту. Придет ночь – тогда они уже выходят на свое делание, а человек отдыхает до утра, чтобы приобрести силы.

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея» – здесь уже царь и пророк восхищается Промыслом Божиим, прославляет Бога за то, как промыслительно Господь заботится обо всем живом на земле.

«Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими» – он восхищается и о море, которое Господь сотворил: там и малые рыбы, и киты огромные, все это не может не вызывать восхищения. И об этом месте тоже Господь заботится. «Тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму» – змием морским называется кит, как самое огромное морское животное. «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время – все к Тебе, Господи, идут, ведь Ты всем даешь пищу во благое время. «Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости» – Господь дает: если Господь не даст, то никто и ничто сам здесь не добудет, все дается по Промыслу Божию. Господь дает – тогда все получается.

Не дает Господь – тогда что происходит? «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся». Если Господь отвергает Лице Свое, то весь животный мир предается голоду, внутренне отчаивается: нечем напитаться. Если Господь возьмет Дух Свой от человека, то и человек возвратится в землю, в персть свою возвратится – жизнь прекратится в человеке. Всё Господь содержит: и нашу земную жизнь, и вообще жизнь в целом, все в руках Божиих.

«Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли»: но когда Господь посылает Духа Своего, то и земля обновится.

«Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся». Все в руках Божиих, говорит Псалмопевец: если Господь будет посылать Свой гнев на землю, то будет землетрясение, опять-таки чтобы человек познал, что он должен жить по воле Божией и по Промыслу Божьему.

«Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь» – пока ты жив на земле, прославляй Бога, и прославление Бога тебе даст возможность безбедно существовать здесь, на земле: «Без Бога ни до порога» – говорили наши предки. Без Бога ничего доброго ты не сможешь получить на земле.

«Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» – должна быть постоянная молитва, славословная и благодарственная, и она должна соединяться с добрыми делами, говорят святые отцы, тогда ты получишь великую пользу и благо здесь, на земле.

«Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» – не то чтобы псалмопевец Давид говорит, что грешный человек не должен жить на земле, а должен быть уничтожен; он говорит, что зло должно быть уничтожено на земле и человек не должен прикасаться к злу, но всегда творить прославление Бога.

И опять Псалмопевец заканчивает псалом удивительными словами: «Благослови, душе моя, Господа» – мы никогда не должны забывать прославлять Бога за его великий Промысл и заботу о всем живом и о самой земле, которую Господь сотворил для человека.

Дорогие братья и сестры, разобрав такой замечательный псалом, мы прощаемся с вами. Храни вас Господь!

 Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать