Читаем Псалтирь. Псалом 17. Часть 2

30 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем разбирать 17-й псалом.

– Господь призывает нас не общаться с людьми дурными,  развращенными, а общаться с людьми преподобными, потому что «с преподобным преподобен будешь». Это очень известная фраза, многие православные ее часто повторяют. Вы сказали, что Господь тем не менее призывает молиться за таких людей. Вы знаете, есть мнение среди православных, что молиться за грешников тяжело и не нужно: молясь за их грехи, мы переносим эти грехи на себя, и если они начнут исправляться, то нам потом от лукавого достанется, грубо говоря, за все наши старания и за отмоленного грешника. Так ли это, по Вашему мнению?

– Когда мы говорим о псалмах, мы говорим не о своих измышлениях, а о том, как думают святые отцы – им отдается приоритет в толковании Священного Писания. Сам Господь сказал, кто может увидеть Его: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Об этом говорят и святые отцы: и святой Иоанн Златоуст, и блаженный Феодорит, и другие, оставившие нам наследие толкования Священного Писания.

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». Конечно, буквальный смысл здесь не отменяется. Мы говорим: какое общество – такой и человек выходит из этого общества. Или: скажи мне, кто друг твой, и я скажу, кто ты. Если человек общается с преподобным, он становится  преподобным. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши». Преподобный, неповинный, избранный: здесь говорится именно о тех добродетелях, которые важны и перед Богом, и перед людьми. Если говорится о преподобном, то говорится о святости перед  Богом. Неповинный – это чистый человек перед людьми и перед Богом. Избранный – это тот, говорят святые отцы, кто жизнь свою проводит в добродетелях, имеет совершенство добродетельного жития. «И со строптивым развратишися»: в такое общество лучше не входить, потому что это общество не научит тебя правде, ты вынесешь из него только пороки.

В то же время святые отцы говорят, что здесь указывается на то, чтобы человек спасался через молитву за тех, кто его обижает или возносит на него клевету, то есть являет пример какой-то греховности.

– То есть не надо бояться молиться?

– Нужно молиться за всех. Иоанн Златоуст, хотя и был строг в определенных вопросах, всегда говорил о том, что молитва за ближнего выше. Он не говорил о молитве за праведного ближнего. Господь пришел не праведников спасти, а грешников привести к покаянию. Не важно, какой твой ближний. Нуждается в молитве не тот, кто живет в праведности, а именно тот, который испытывает необходимость в изменении своей жизни, своего тяжелого состояния. Поэтому молитва за такого ближнего, говорит Иоанн Златоуст, выше, чем молитва за самого себя, потому что в этой молитве мы являем любовь и исполняем пример, который нам явил Господь.

«Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши». Эта мысль лаконично переходит от Ветхого Завета в Новый Завет. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Господь любит смиренных, спасает смиренных и смиряет людей гордых, чтобы они не высоко поднимали свои брови, как говорит Златоуст, а низко опускали свои глаза.

«Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою». Светильником здесь называется разум человеческий. Кто просвещает? Конечно, Господь просвещает Своею благодатью. Что является светом, просвещением? Просвещением является Сам Господь. Когда человек познает Бога, перед ним является свет, Господь открывает жизненный путь, по которому нужно идти. Поэтому мы Христа называем нашим Светом – Он указывает нам истинный путь. Просвещение – это не то, когда ты знаешь многие науки, языки. Иной человек знает много языков или является великим математиком, физиком. Про такого мы говорим: просвещенный человек. На самом деле он знающий, обладающий знаниями, но он не является просвещенным. Просвещенный – тот, который познал Бога, знает истинные пути Бога. Когда человек знает истинные пути, он по жизни духовно и телесно не спотыкается, не делает ошибок, не совершает таких грехов, за которые получает страдания на земле и ответ на Страшном Суде Христовом.

«Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену». Стена – это грехи, которые рождаются от непослушания воле Божьей. И человек эту стену, разделяющую его от Бога, не может перейти без помощи Бога.

«Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? или кто бог, разве Бога нашего?» Здесь толкования и Иоанна Лествичника, и аввы Дорофея очень ясные и понятные: средостение, разделение между человеком и Богом, можно пройти только с помощью Божией. То есть когда будешь жить по воле Божией, исполнять Его волю (а воля – через закон, заповеди), тогда  сможешь перейти эту стену и приблизиться к Богу.

– Кто-то из святых отцов говорил, что человек может спастись, исполнив до конца хотя бы одну Божию заповедь. Можем ли мы хотя бы одну заповедь исполнить до конца?

– Я думаю, здесь говорится больше о заповеди любви. «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим, всей душою своею и крепостью своею» – это первая и основная заповедь. Если человек ее исполнит, он войдет в Царствие Небесное, в вечную жизнь. Но возлюбить Бога нужно не формально, не словесно, а всем своим существом...

– И для этого требуется все остальное.

– Да. Но Господь и намерение лобызает. Мы даже представить не можем, как Господь любит человека. Невозможно привести даже какие-то земные сравнения...

«Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя». Здесь продолжается мысль о том, как можно перейти эту стену. Это очень нелегко, непросто. Псалмопевец говорит: если ты веришь в Бога, если стремишься оставить свою волю, а исполнять волю Божию, то Бог «препоясует» тебя силой. Какую роль играет пояс в жизни? Пояс – не украшение, он держит наши внутренности, чтобы мы в работе не надорвались, чтобы у нас были силы и мы сохранили себя. Псалмопевец говорит: Бог препоясует тебя, сделает непорочным твой путь. «Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя». «Нозе мои, яко елени» – то есть ноги мои как у оленя. Олень поражает своими копытами каких-то пресмыкающихся, которые хотят причинить ему вред, в то же время ноги оленя – это скорость, возможность бегать по скользким камням и подниматься на вершины гор. И в духовной жизни нам надо подняться. Вот такой образный язык использует псалмопевец Давид в этом псалме, чтобы это было понятно тем, кто будет вникать в эту глубину.

«Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя». Когда человек исполняет волю Божию, Господь укрепляет его, дает силу поражать врага, держать оружие. «Лук медян» – медный лук. Метание копья, орудий возможно только когда у тебя очень сильные руки. В духовной жизни ты сможешь совершать спасительный путь, поражать врага рода человеческого, когда у тебя будут сильные руки. Сила человека в победе над врагом – в молитве. Молитвой ты укрепишь свои духовные руки и сможешь победить врага рода человеческого. Очень глубокие слова.

«И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит». Наказание – это наказ. Наказ – это исполнение закона Божьего. Десница – это правая рука. Все правые дела, которые мы должны совершать, мы совершаем через ту заповедь, которую Ты дал нам.

«Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои». Как бы идет повторение, но через различные образы. «Плесне» – это стопы ног. «Уширил еси стопы моя»: то есть ты будешь идти широкой дорогой, а не узкой тропой неуверенно где-то продвигаться, уходя в сети вражии. Когда ты идешь как на минном поле, боишься наступить, тогда ты широко не идешь. А когда нет какой-то подстерегающей тебя злой силы, ты идешь уверенно, широко. Почему ты идешь уверенно? Потому, что исполнил наказ Божий. В чем наказ? В исполнении заповедей.

«Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси». Здесь псалмопевец говорит о тех врагах, которых он победил, – Господь помог ему это сделать, Господь дал ему силы за то, что он почитает Бога через исполнение заповедей Божиих, закона Божьего. Поэтому по жизни он идет смело, может настигнуть врагов и побеждать их, преследовать их до конца, пока они не сдадутся. Оскорблю их – то есть унижу их, у них не будет сил противостоять. «Падут под ногама моима»: униженный человек падает под ноги и начинает просить прощения, чтобы его простили. В таком униженном состоянии будут находиться враги его. Почему? Потому, что Господь ему помогает. Почему Он помогает? Потому, что Давид исполняет Его закон, Его заповеди. «И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси». То есть Господь обратил их в бегство. Легко воевать с врагом, который бежит: ты преследуешь его, видя его спину (хребет); он убегает от тебя, полностью покорен тебе.

«Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их». И враги в таком состоянии тоже начинают взывать к Богу, говорит псалмопевец, но Господь не слышит их. Почему? Потому, что они жил в неправде и по неправде развязали войну против Давида, не понимая того, Кто его защищает. Давида защищает Сам Бог. Почему Он его защищает? Потому, что он помазанный и поставлен на царство Самим Богом. Здесь очень важно понять, что нельзя идти против помазанника Божьего, и если ты будешь даже в трудной ситуации обращаться к Богу, Господь не услышит тебя.

«И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я». «Истню» – рассею как прах, как уличную грязь. Когда ветер дует, он раздувает мельчайшие частицы,  ничего не остается. «Яко брение путей поглажду я». Брение на дороге, будучи попираемо ногами, перемешивается, растирается, углаживается. Псалмопевец говорит, что Господь их как прах разметет ветром и они будут как брение, которое попирается ногами.

«Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих». Здесь псалмопевец Давид говорит больше о себе: «Господи, Ты поставишь меня во главу языков (то есть народа)». Люди восставали против Давида, шли за Саулом, за Авессаломом, но в конце концов Господь все-таки поставил его во главу языков, и они приняли Давида. Людие, ихже не ведех, работаша ми: все стали послушны ему, стали служить ему.

Часто наши политики уповают на свой разум, свою силу, какие-то различные ухищрения...

– Придумывают политические технологии...

– Проводят выборы. А на самом деле нужно часто обращаться к Богу, чтобы сознание людей изменилось. Псалмопевец здесь и говорит, что сознание людей изменилось, они приняли его и стали служить ему. Сознание людей изменил Сам Христос: когда Он пришел, сознание людей было настолько изменено, что они стали жить по заповедям Божиим, приняли Христа и служат по сей день Христу.

– Святейший в последнее время очень часто употреблял в своих проповедях такое слово, как «переформатирование», понятное современному человеку, молодежи. Он произносил это слово применительно к революции, которая произошла в 1917 году. Он сказал, что тогда произошло переформатирование сознания, люди стали абсолютно другими. Из людей пытались выбить веру в Бога, переформатировать сознание, сделав его из религиозного атеистическим. Нечто подобное происходит и сейчас.

– Либо ты остаешься со Христом, в сознании Христовом, либо отходишь  к другому сознанию, и происходит некое смешение: ты уже не видишь и не слышишь. Псалмопевец говорит: «В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих». То есть можно оставаться сынами послушными, в формате, который дал нам Христос, в формате, который был выработан традициями нашего христианского православного государства, а можно быть другими, как здесь говорится о фарисеях и людях, которые не приняли Христа: они стали хромыми и плетутся и по дороге жизни, и по дороге, ведущей в Царствие Небесное. Псалмопевец их называет «сынове чуждии солгаша ми». Они вроде бы остаются сынами нашего Отечества, нашей православной веры, но становятся уже чуждыми. Почему? Потому, что они «солгаша ми», то есть они приняли ложное учение. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих: они становятся непригодными для Царствия Божия. Что с хромого можно взять? В духовной жизни они не могут быть созидательными, они могут только тормозить процесс. Конечно, мы уважаем всякого человека, пребывающего в немощи физической, но здесь о другой немощи говорится – духовной.

Далее продолжает псалмопевец: «Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя». Если объединить все эти стихи, то в первую очередь здесь говорится о том, что не нужно мстить за себя, не нужно искать различные ухищрения, плести какие-то сети. Если ты человек Божий, лучше помолись за этих людей, а Бог Сам даст отмщение, наставит, назидает твоего врага. Апостол Павел говорит: дайте место гневу Божьему. То есть не нужно искать отмщения, пытаться с кем-то расправиться, нужно уповать на Бога. Люди, которые пребывают в плохом состоянии, не ведают, что творят. А если они не ведают, то они только больше озлобятся, когда увидят наше противостояние им. Поэтому апостол Павел говорит: таковых исправляйте духом кротости, по образу Самого Христа Спасителя, Который, несмотря на все заушения, избиения, говорил, когда Его распинали: «Прости им, Отче, не ведают, что творят». Он отпускал грехи. Он не осудил блудницу, которую приводили к Нему.

И последние слова псалма: «Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени eго до века». «Исповемся Тебе во языцех», то есть перед всеми людьми мира. Некое смущение вызывают слова: «и творяй милость христу Своему Давиду, и семени eго до века». Но действительно семя Давида увековечено через явление и приход в этот мир Христа Спасителя, Который явился в роду Давида. Мы знаем, что Мария, Матерь Божия, – от рода Давидова.

Вот такой глубочайший псалом. Не хватит, наверное, нескольких часов, чтобы полностью изъяснить этот псалом, но основная канва псалма понятна. Мы должны уповать на Господа и помнить о том, что если человек исполняет заповеди Божии, то он находится под защитой Самого Бога. И не нужно стремиться самим отомстить врагам – Господь Сам даст отмщение за каждого человека, любящего Его и исполняющего Его заповеди.

– Спасибо! Можно только сожалеть о том, что Псалтирь не проходят в общеобразовательной школе. С моей точки зрения, Псалтирь научает духовной жизни, а это важно для детей, чтобы они готовились к серьезной духовной жизни. Но еще эта книга научает художественному образу, художественному воображению в хорошем смысле этого слова, обучает прекрасному языку, прекрасной речи. Какие удивительные метафоры, какие сравнения в Псалтири! Вот на чем нужно учиться нашим современным журналистам, которые порой мыслят штампами не самыми хорошими. А читали бы чаще Псалтирь – наверное, и образные сравнения были бы лучше, сильнее и чище.

– Спасибо за такие мудрые слова. Действительно, Псалтирь – замечательная, удивительная книга. Самое главное, она всегда была учебной книгой.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать