Читаем Псалтирь. Псалом 21

27 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы не раз говорили, что в псалмах Псалтири заключается очень глубокий смысл. Здесь содержатся пророчества царя Давида, в том числе о Пришествии Христа. Удивительно, насколько великим даром предвидения обладал пророк! Господь вручил ему такие великие тайны, которые затем будут исполняться во время Пришествия Христова, во время Его служения, и, наконец, самое удивительное – во время Его страданий, последних минут Его пребывания на земле. 

21-й псалом известен всем, он читается на утренней службе. Почему? Он наречен «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду», то есть когда придет Господь, взойдет утренняя звезда. Это наш Спаситель, озаривший весь мир Своей святостью, Своим учением и спасительным подвигом. Для нас важно, вникая в каждое слово этого псалма, понять, насколько тайна, пророчески изреченная царем Давидом, раскрылась полностью в нашем Божественном Спасителе. 

«Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих». Эти слова знакомы каждому человеку, посещающему храм Божий, каждому, кто даже не читал Библию. Конечно, грехопадения были не у Господа – Он взял грехи человечества и с ними взошел на Крест. 

«Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне». Здесь сказано пророком о Гефсиманской молитве, когда Господь молился до кровавого пота, когда просил, чтобы чаша, которую Он несет и которую Ему предстоит выпить, прошла мимо Него. Но Спаситель говорит: «Не Моя воля будет, но Твоя». Псалмопевец Давид рассказывает, что не только ночью, но и в предшествующий день Господь тоже молился, но Бог Отец не отвечал Сыну Своему. Почему не отвечал? Потому, что Он должен был исполнить то, ради чего пришел на землю. Святые отцы говорят, что, когда мы в своей жизни просим чего-либо, но остаемся не услышанными, это означает, что наша миссия – не избавиться от того или иного искушения, а в том, чтобы, находясь в нем, уйти от чего-то большего, сотворить что-то благое и доброе. В молитве мы должны подражать Самому Господу – не добиваться того, что хотим, а с радостью встречать ниспосланное нам от Бога. 

«Ты же во Святем живеши, хвало Израилева». Сын живет во Отце, и Отец пребывает в Сыне. 

«На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася». Авраам, Исаак, Иаков уповали на Господа, они жили в ожидании Пришествия в мир нашего Божественного Спасителя. 

«Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». Некоторые святые отцы относят эти слова к царю Давиду, но по смыслу этого псалма Сам Господь говорит: «Аз есмь червь». Какая глубина смирения в нашем Божественном Спасителе! Нисколько в Нем нет гордыни, тщеславия и превозношения. Сам Бог называет Себя таковым, и насколько же мы должны уподобляться Господу в этих рассуждениях, называя себя различными тварными именами, уничижая себя, дабы ощутить величие Божие. Существуют разные толкования, почему Господь называет Себя таким образом: потому что Он без мужеского семени рождается, как червь, – от земли и дождя или на древе в коре. Но все-таки глубочайший смысл – именно во смирении, которое Господь преподает каждому из нас. 

«Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит eго, да спасет eго, яко хощет eго» – нам очень близки эти слова из Нового Завета, когда Господь находился на кресте, и Его искушали книжники и фарисеи: «Аще Ты есть Сын Божий, сойди со креста, и мы поверим в Тебя». Псалмопевец Давид за много столетий предсказывает, как будет Господь страдать на кресте. 

«Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты». Хотя Христос родился от Богородицы, но, не имея семени мужеского, не участвовавшего в Рождении Спасителя, не было нарушено девство Пресвятой Богородицы. Эти слова пророчествуют о Царице Небесной, оставшейся Девой и до Рождества, и по Рождестве. 

«Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Здесь имеется в виду молитва Самого Господа, сердце Которого скорбело о том, что оно оставлено и в то же время отдано на поругание окружавших Его. Он видел, что на Него восставали «тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя». Тельцами здесь называется весь израильский народ, по другому толкованию – языческие народы. Юнцы тучные – те, кто знал Закон: архиереи, книжники. Все они восстали на нашего Божественного Спасителя, «отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Лев – очень грозное и сильное животное, и мало кто устоит перед силой его челюстей. Господь говорит, насколько тяжело было Ему, когда Он чувствовал эту оставленность, когда кругом были такие, которые рыкали на Него. 

«Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего» – такие переживания и страдания испытывал Господь. 

«Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси». Мы знаем, что в такой момент человек ничего не может произносить, сил нет в нем. Господь ничего не мог сказать, и никакими словами невозможно изобразить это страдание. 

«Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои». Псалмопевец Давид здесь говорит о распятии Господа и о том, кто участвовал в этом. Собаками, нечистыми животными изображаются язычники. Псалмопевец лукавыми называет евреев, кричавших Пилату: «Кровь Его на нас и на детях наших». 

«Изчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя» – можно было сосчитать кости, потому что Господь находился на Кресте в таком положении, что они проглядывали... В таких подробностях проповедует псалмопевец Давид, как Спаситель будет страдать за нас. 

«Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий». Когда мы слышим эти Евангельские слова прокимна, который поется в церкви на Страстной седмице, мы должны помнить, что эти слова принадлежат псалмопевцу Давиду. Почему стали метать жребий, ведь можно разделить ризу? Оказалось, что можно было поделить только верхнюю одежду Христа, поскольку она была сшита, разъединив ее по швам и раздав ткани по кусочку. А вот хитон, сотканный Пресвятой Богородицей, представлял собой очень искусную работу, и если бы его пришлось разрезать, то он бы пришел в полную негодность. Естественно, такую дорогую вещь сразу оценили, и был кинут жребий, чтобы забрать ее. Даже через такую мельчайшую подробность можно было узнать о будущих страданиях Спасителя. 

«Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое». Господь молится, чтобы Бог Отец сохранил Его от человеческой злобы. Эта молитва проходит золотой нитью пророчески через весь псалом, от Гефсимании и до самого распятия. 

«Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя». Удивительные слова. Посреди церкви всегда воспевали имя Божие, но пророчество в том, что воспевают его и до сегодняшнего дня. И сегодня в каждом храме возвещается Священное Писание, и посреди церкви воспевается Сам Бог. Тех, кто слышит Священное Писание, Господь называет не рабами, а братьями. 

«Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево». Иаковом и Израилем здесь называются богобоязненные, оставшиеся верными Христу люди. В наши дни мы можем назвать такими всех членов новозаветной Церкви. 

«Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя». Прославлением имени Господа обогатится даже нищий, а мы все – нищие, обогащаемся от наготы Христовой, становимся богатыми только когда принимаем Господа в себя. 

«От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века». Здесь говорится о святой Евхаристии. Тот, кто будет вкушать Тело и Кровь Христа, не умрет вовек. Не случайно эту молитву в древности рекомендовали читать перед ужином, в вечерние часы, чтобы в таких размышлениях человек отходил ко сну. 

«Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя Тому живет». В этих удивительных словах говорится, что все концы земли, все народы придут поклоняться Господу и примут спасительную веру. Все это Господне – и земля, и царствия, и Господь обладает всеми народами. Придут и сильные, и богатые, и тучные (под тучностью здесь подразумевается не столько материальное изобилие, сколько духовное богатство человека). Апостол Павел говорит, что нужно жить богатством Христовым, наполняться Его жизнью, Его мышлением и подвигом. Тогда человек в духовном благоразумии может сказать: «Живу не я, но живет во мне Христос. Я не хочу жить своей греховной волей, но хочу жить волей самого Господа, потому что воля Божия благая и совершенная». Воля Божия заключается в том, чтобы спасти всякого человека. Мы начали говорить об оставленности, а теперь говорим о той великой милости, которая является в жизни со Христом после Его славной смерти и святого Воскресения. 

«И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь». В конце псалма Давид говорит о прославлении Божием. Он говорит о потомстве по духу, которым является Церковь Божия и весь народ, входящий в нее. 

Я еще раз хочу сказать, насколько этот псалом глубок и замечателен, насколько точно он передает переживания и страдания нашего Божественного Спасителя. Мы всегда изумляемся тому, как псалмопевец Давид предсказал все это, и неслучайно Церковь называет Его пророком. Нам дается это, чтобы мы были уверены в своей вере, никогда не сомневались. Это вера, пророками открытая, святыми отцами утвержденная в сердцах наших. Читающий толкования на Священное Писание, на Псалтирь видит, насколько в правде и истине мы пребываем. И никакое сомнение после этого не может проникнуть в наши сердца, а только чувство благодарности Богу за то, что Он признает нас Своим народом. Мы же должны искать только одного – чтобы наше потомство было приобщено к этому знанию и к Церкви Божией, к той Трапезе, которая открывает жизнь вечную. 

Расшифровка: Алина Бахтиева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать