Читаем Псалтирь. Псалом 28 (продолжение)

24 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

В прошлой передаче мы начали говорить о 28-м псалме. Обсудили надписание псалма – «исхода скинии». Под скинией, говорят святые отцы, псалмопевец Давид подразумевает тело человеческое, откуда исходит душа. И чтобы это достойно происходило, душа должна стремиться к служению Богу в течение всей своей жизни через жертвоприношение, а в Новом Завете – через служение Господу участием в Божественной литургии, молитвословием, и, конечно, той благочестивой жизнью, которую человек может принести в дар Творцу, исполняя заповеди Божии.

Мы говорили о святых апостолах, о том, что они принесли плод высокой духовной жизни. Господь призывает: «Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь». То есть распространите веру Христову, научите языческие народы истине и служению Богу, принесите их Господеви! И апостолы пошли во все концы Вселенной, просветили народы учением Христовым и принесли к Престолу Господа замечательные плоды своего служения – огромный народ Божий, посвященный нашему Спасителю. «Принесите Господеви славу и честь». Мы говорили с вами о том, что эти слава и честь приносятся через служение, которое человек осуществляет не только делом, но и словом; о том, что даже наши передачи, на которых мы говорим о Господе, о Церкви Христовой и правде Божией, устрояемой здесь, на земле, тоже являются не чем иным, как исполнением слов «принесите Господеви славу и честь», то есть служением Богу и прославлением имени Его.

«Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Мы говорили с вами, дорогие братья и сестры, о том, что приносить славу имени Божьему можно и делами, и словами. Но ими же имя Божие может и хулиться. На нас лежит большая ответственность: встречаясь с людьми другого вероисповедания или неверующими, мы должны помнить, что, проповедуя и прославляя имя Божие своими делами, необходимо относиться к себе, своей жизни и своим поступкам очень строго. Не случайно в Священном Писании говорятся такие удивительные слова: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех». Для нас очень важно творить такие дела, через которые человек не только будет узнавать о нашем Боге, но и возжелает прославлять имя Его. «Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Мы должны не только приносить славу Богу своими добрыми делами, но и поклоняться Ему в том определенном месте, которое Он нам указал – «во дворе святем Его». Но какой двор называется святым? Раньше это был двор при храме, где приносилась жертва, молился народ и служили священники. Сейчас этим местом является храм Божий, именно там определено место для нашей совместной молитвы и прославления имени Господнего. Почему так? Потому что храм – это дом Божий, где присутствует Он Сам. Это особое место служения, где все настраивает человека на то, чтобы он совершал молитву, где ничто не отвлекает и не рассеивает его ум и сердце. Не где-то на стадионах, не в каких-то домах или квартирах, как любят сектанты, а именно в храме Божием мы, исполняя повеление Священного Писания, совершаем служение «во дворе святем Его». Здесь полное сосредоточение мысли, о котором нам говорили святые отцы, не позволяющее отвлекаться от богослужения…

«Глас Господень на водах. Бог славы возгреме, Господь на водах многих». На этом стихе мы, дорогие братья и сестры, остановились в прошлый раз. Удивительный, глубочайший стих. «Глас Господень на водах» – это пророчество святого псалмопевца Давида о евангельских событиях: когда Иисус Христос пришел креститься на реку Иордан, был слышен глас Божий. Но слышен он был не всем, а только тем, кто был достоин этого, потому что глас Господень обращен только к тем, кто может слушать и слышать Бога. Когда Христос пришел к усыпальнице, к гробу умершего Лазаря, также был глас с неба, но не всякий его воспринял. Кто-то услышал просто некие раскаты грома, а кто-то – явственное обращение Отца Небесного к Своему Сыну. Не всегда человек может осознать, что звучит глас Божий, если он не достоин этого понимания – не поймет, но голос Бога будет слышен всегда! Как гром звучит во всех концах земли, так и глас Господень – его можно не понять, но не услышать его будет невозможно. «Господь на водах многих» – это свидетельство того, что Господь, вошедший в реку Иордан, освятил водную стихию во всем мире. Что происходит и сейчас, когда вода освящается в храмах Божиих.

«Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии» – только тот человек, который высоко духовно поднимается, который в жизни своей, напрягаясь, становится крепким, сильным духовно, может слышать глас Самого Господа. Еще говорится, что глас Господень – в великолепии. Что это значит? Великолепный – это ведь не только внешне красивый. Человек приятной наружности не может быть великолепным, если начинает изрыгать хулу, матерную брань или творить какие-то непотребства, с ним вообще не хочется общаться. Он может вас предать, осквернить и так далее. Какого же человека можно назвать великолепным? Того, кто обладает мудростью духовной. Когда мы видим мудрого, духовного человека, с ним хочется общаться, и мы не смотрим, какой у него носик – ровненький или курносенький, ушки – большие или маленькие, борода – пышная или маленькая, седая или черная. Мы видим красоту его мысли, духовную проницательность, и с таким человеком, конечно, хочется общаться. Глас Господень – в крепости и великолепии, но они должны мериться не нашими земными параметрами.

«Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския». Говоря о кедрах ливанских, мы говорим об их высоте, стройности и неприступности. Кедр ливанский – это все-таки не яблонька, его не наклонишь, он стоит горделиво, порой даже на недоступной высоте. Господь сокрушает эти кедры, то есть сокрушает гордыню человеческую, его высокомерие и «неприступность». «Стрыет Господь» – то есть сотрет кедры ливанские, разрушит их, сокрушит. Прежде всего, под кедрами подразумеваются языческие правители, которые высоко на склонах гор посреди этих деревьев ставили жертвенники – если не приглядываться, невозможно было различить, где кедры, а где языческие идолы. Господь сокрушит и тех идолов, которые человек через свои страсти ставит и взращивает в собственной душе. В этом глубокий смысл 28-го псалма.

«И истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь». Как разгневанный Моисей, спустившийся с горы Синайской и увидевший, что народ, решив, что он отсутствует слишком долго и уже не вернется, построил себе для поклонения «истинному богу» тельца, разбил его в негодовании, так и Господь сокрушит этого языческого тельца. Но как разрушит, чем? «И возлюбленный яко сын единорожь» – разрушит через Сына Своего Единородного. Кто такой единорожь? Это единорог – свободолюбивое и непобедимое животное. Он очень силен, может победить любого врага, с ним никто не способен справиться, он никогда не будет подчиняться и не станет домашним животным. Почему здесь такое сравнение? Мы привыкли говорить о Христе как об Агнце Божием: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира», о кротости и смирении Господа, о той Божественной любви, которая явилась жертвенной. Но здесь мы видим сравнение с непобедимым и свободолюбивым животным, и оно говорит нам о том, что Господь не пойдет на поводу у греха, а всегда его победит.

«Глас Господа, пресецающаго пламень огня». Что значит «пресецающаго пламень»? Это разделяющий пламень огня. Мы знаем, что огонь, как его ни дели, всегда будет всепожирающим. Но мы знаем, что Благодатный Огонь в первые минуты светит, горит, излучает тепло, но не обжигает и не опаляет – значит, огонь может обладать и другими свойствами. Из Священной истории мы знаем, что благодать Святого Духа сошла на апостолов в виде огненных языков – озарила, осветила, наполнила их, но не попалила. И святые отцы говорят нам о том, что в будущей вечности, в день Страшного Суда, огонь будет самый разный, он будет разделен, но не сам по себе, а по отношению к кому-то. Для праведников он будет светом озаряющим и согревающим, а для грешников – геенной огненной, им он будет причинять страдания, потому что осветит их богопротивную жизнь.

«Глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую». Господь Своим Пришествием изменил, «стряс» пустыню – это безводное, безжизненное, греховное место Господь наполняет святостью, Церковью Своею. Бог освящает и сотрясает человеческую пустыню языческих народов, не приносящих никакого плода и живущих, как в пустыне (а мы знаем, что эта земля ничего не родит, там ничего нет, кроме песчаной пыли, бури, зноя и холода одновременно). И языческие народы принесли огромный плод через мученичество, праведность и высоту служения Господу! Это очень глубокие слова псалмопевца Давида.

«Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу». Глас Господень изменяет человека. Святые апостолы и любые верующие люди уничтожают грех словом Божиим и служением Самому Господу. А дыхание – это благодать Святого Духа, которая обновляет человека. «И открыет дубравы» – что значит открыть дубравы? Дубрава – это лес, а там человека ждут всякие неприятности и от дикого зверя, и от тех же змей, насекомых, и так далее. А когда дубрава открывается, то есть вырубается лес, разбегаются звери, и человек может беспрепятственно идти дальше. Конечно, это образ души, наполненной, как зверями, всякими страстями. Когда приходит Христос, Он освящает душу, избавляет ее от страстей и пороков, и таким освященным, чистым человек прославляет Бога и служит Самому Господу, по слову псалмопевца – «и в храме Его всякий глаголет славу».

«Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век». Потоп – это большая вода. Мы знаем замечательные свойства воды – она омывает, очищает, обновляет. Всемирный потоп времен Ноя, как говорят святые отцы, потопил грехи человеческие, то есть уничтожил и омыл все греховное на земле, которая омылась и обновилась. Так же омывается и обновляется и человеческое естество в таинстве Крещения. Святые отцы и толкователи Псалтири говорят, что здесь речь идет о таинстве Крещения, которое обильной благодатью Божией обновляет всего человека, и тогда «сядет Господь Царь в век», ведь Он может пребывать только в месте чистом, обновленном, и таким становится человек после Крещения.

«Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром». Очень глубокие слова мы слышим в завершении 28-го псалма. Мы можем не прочитать Псалтирь, можем не услышать весь псалом в обычных церковных чтениях, но эти последние слова мы очень часто слышим в храме, они звучат в виде прокимнов – стихов, взятых из святой Псалтири. Мы с вами не раз уже говорили, что Псалтирь несет в себе не только буквальный, но еще и глубочайший таинственный смысл. То мы толкуем строки псалма и говорим о Давиде, каких-то его переживаниях, то тут же переходим к христологии Псалтири и начинаем говорить о Христе, Его крещении, вхождении в воды Иорданские: здесь всегда присутствует некий таинственный смысл. Если мы спросим, где в Священном Писании больше всего пророчеств о Христе, то увидим – в самой Псалтири. Она наполнена глубочайшим христологическим смыслом. Возьмем слова из Священного Писания: «Господь крепость людем Своим даст». Господь действительно дает крепость Своим людям, но почему Своим? Получается, кому-то не дает? У кого забирается эта крепость? Господь забирает ее у тех, кто изменил Богу, отошел от Него. Почему происходит такое шатание у многих людей, почему такая неуверенность в их жизни? В 29-м псалме мы отчетливо увидим, что Господь лишает силы, богатства, спокойствия тех людей, которые из-за грехов отходят от Бога. Но это еще полбеды. Мы видим, что сегодня происходит постоянное отхождение от Господа, когда кому-то вдруг понравилось что-то в другой религии, когда, пообщавшись с каким-то человеком, кто-то начинает восхвалять либо язычество, либо сектантство. Человек не находит в себе мира. Господь забирает у него крепость и передает тем, кто хранит истину. «Господь благословит люди Своя миром». Здесь надо помнить о том, что мир всяческий дается именно верующему человеку. Мирно, в благочестии и чистоте он поживет в своей земной жизни, но, в первую очередь, Господь даст ему внутренний мир, спокойствие. За счет чего обретает человек спокойствие? За счет уверенности, что Господь никогда его не оставит. И, конечно, такой человек с мирным духом и в мирное время будет совершать свое служение Богу.

Вот такой глубочайший псалом подарил нам псалмопевец Давид!

 Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать