Читаем Псалтирь. Псалом 8

21 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Молитвословия царя Давида дарят нам не только смысл, но и рождают в нашем сердце покаяние, открывают духовный мир: Псалтирь христоцентрична, она говорит о Христе, о Его воскресении, о приближении славных событий; и в то же время говорит о Суде Божием.

Восьмой псалом – пророческий, в нем Давид рассуждает, что такое точило и храм Божий. Точило – это то, на чем обрабатывают виноград, делая из него вино. В христианской жизни символический язык: лоза – Христос, ветви – святые апостолы, виноград – само христианское учение, которое апостолы проповедовали по всему миру, а Церковь – точило, которое обрабатывает этот виноград, делает это учение понятным для народа. И когда народ Божий потребляет это «вино виноградное», то есть христианское учение, то он приходит в изумительное состояние торжества и радости духовной. Вино призвано веселить сердце человека – и христианское учение настолько веселит человека, что он пребывает в радости. Когда неверующие или невоцерковленные люди приходят в храм Божий и видят верующих людей, особенно ликующих в пасхальные дни, они говорят: «Мы не видели нигде таких святых лиц!» Потому что эти лица исполнены их сердцем, а сердце исполнено «вином» Христовым – учением Христовым, благодатью Божией. Человек Божий пребывает в веселии и радости от того, что над нами величайшая милость Божия: Господь дарует нам вечную жизнь и вечное спасение. Именно об этом 8-й псалом. Он очень глубокий и радостный.

«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес». Псалмопевец говорит, что нельзя провести какие-то аналогии с тем, насколько высок наш Господь, насколько Он чуден и славен. Он является Господом и для верующих, и для неверующих. Только верующий человек имеет радость в прославлении имени Божьего, а неверующий так и остается в тени. Но Бог – над всеми Господь, и Он может являть такую милость, которая не вмещается в уме человеческом. Именно это хочет подчеркнуть псалмопевец Давид. Этот псалом – мессианский, он говорит о Христе воплощенном. Господь превыше небес, но через Сына Своего Он приходит на землю. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это приводит в некое изумление.

«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника». Каждый год мы вспоминаем Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим, когда дети начали воспевать Христа, прославлять Его всесвятое имя. Какие именно дети? «Из уст младенец и ссущих» – то есть из уст младенцев, сосущих грудь матери, был воспет Господь. (Надо помнить, что еврейские матери кормили своих детей грудным молоком до трех лет, поэтому они вырастали сильными и крепкими, ведь нет ничего питательнее материнского молока; и по сей день в еврейском народе остается эта традиция.) Дети, которые еще сосали грудь матери, возносили хвалу Богу. Почему это воспринимается как необычное действие? Это изумило фарисеев и книжников, которые подошли ко Христу и сказали: «Скажи им, чтобы они замолчали». Он ответил: «Если Я скажу, чтобы они замолчали, тогда камни будут воссылать хвалу». Здесь толкователи, святые отцы, говорят, что много чудес было и до Христа. Изумляли не только чудеса, которые творил Христос (исцелял больных, слепых, хромых, сухих, воскрешал мертвых). И до этого, как мы знаем из Священного Писания, были чудеса; пусть не в таком многообразии, но они были и свидетельствовали о попечительстве Божием о земле. Но никогда не было такого, чтобы дети восхваляли Христа. Это действительно было нечто необычное, подчеркивающее для всех, что здесь Сам Господь, Мессия, Царь Израилев. Это призвано показать внешнему миру, что происходит что-то особенное. Мы нигде не видели в Писании, чтобы дети воздавали хвалу. Более того, были дерзкие дети, дразнившие пророка Елисея. Когда он зашел в Иерихон, встретили его дети и стали говорить: плешивый, плешивый идет. Тогда святой пророк Елисей помолился Богу, из леса вышла медведица, разодрала детей. И сказано: в назидание их родителей, что так воспитывать детей нельзя.

«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси». Псалмопевец Давид смотрит на мир и видит, какую красоту, какое великолепие и какое величие Господь сотворил. И если Он – Творец всего этого, то чем Он обладает? Далее Давид говорит: «Господи, мы познаем Твое величие через видимый мир, который явлен каждому из нас. И что после этого для Тебя человек? Былинка, песчинка, которая ничто. И ради этого ничтожества Ты приходишь на землю».

«Что есть человек, яко помниши eго, или сын человечь, яко посещаеши eго? Умалил еси eго малым чим от ангел, славою и честию венчал еси eго». Псалмопевец Давид на таком сравнении показывает, что есть величие мира и что есть человек, сын человеческий... Давил говорит: «Ты пришел на землю – что Ты сделал для человека? Ты мало чем умалил его от ангелов, славою и честию венчал, то есть все дал человеку: и славу, и честь». В чем заключается слава человеческая? В образе и подобии Божием. Действительно, славен человек, и никто больше не имеет такой славы. Какой великой честью человек увенчан? А тем, что Сам Господь пришел спасти род человеческий. Он избрал образ человека, Он стал Сыном Человеческим: рожденный от Девы, Он принимает на Себя природу человеческую. Для чего Господь являет высокую милость? «Умалил еси eго малым чим от ангел». Чем умален человек? Тем, что имеет плоть. Святые отцы говорят: зато какой имеет разум и мудрость! Если бы не было тела, а остался только великолепный разум человеческий, по образу и подобию созданный, тогда человек мог бы иметь гордыню, которая превзошла бы гордыню Денницы. Действительно, мало чем умалил Господь – только тем, что дал плоть человеческую. Но Он потом освятил ее: какой Промысл, какое чудо, какое уважение к человеку! «И честию венчал eго» – царем поставил над всей тварью. Все животные приходили к Адаму, и Адам нарекал их.

«И поставил еси eго над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе eго. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския» – нет ничего, чтобы Ты не отдал во власть человека. Вот какой честью и славой увенчан человек! Как должен относиться человек к тому, что Господь сделал для него, как должен благодарить Господа?..

«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Этими словами Давид начинает и заканчивает псалом, восхваляя Господа за чудное, соделанное Им по всей земле, и подчеркивая, насколько же мы должны быть благодарны Отцу Небесному за Его великую милость. Глядя на мир, который является видимым Откровением Божиим, должно рассуждать именно о великом милосердии Божием. Конечно, современная жизнь направлена на то, чтобы мы этого не видели. Очень многие жалуются, что в условиях мегаполиса не могут увидеть самой погоды и природы, – то подземка, то ПК, то телевизор, то домашние дела, некогда на природу сходить, некогда порассуждать. Это очень сильно уводит человека от Бога. Чтобы наслаждаться словами псалма, мы должны немного отстать от земной жизни, от суеты, которая полностью захватывает нас.

Святой апостол говорит: почему люди стали язычниками? Почему они ушли от истинного богопочитания? Потому, что осуетились. Суета закрывает нам глаза, уводит от Бога. Господь не случайно дал заповедь: шесть дней работай, седьмой отдай Господу Богу твоему. Раз в неделю хотя бы каждый должен остановиться, увидеть этот божественный мир и найти время, чтобы мысли свои остановить и посмотреть на небо.

Один мой знакомый любил приезжать из города в деревню, где он родился: читал молитвы в саду, глядя на поля и на небо, потом часами стоял, размышлял, и рождалась благодарность к Богу за великую милость и радость, которую Он дал человеку в том числе через созерцание этого божественного мира. Нам важно хотя бы раз в неделю отстать от этого мира и пообщаться с миром, который дал Господь, порассуждать о великом милосердии Божием. Тогда и молитва будет горячая, тогда мы найдем правильное место в этой жизни. Иначе жизнь пройдет однообразно, и будет не важно: есть ли Божий мир, пришел ли Спаситель на землю. Останутся только земные материальные потребности. В молчании, тишине, спокойствии человек может услышать не только свой голос, но и голос Божий. Это очень важно, тем самым сохраняется человек, удлиняется его жизнь, снимаются стрессы.

Мы же живем в постоянной внутренней борьбе, суете и из мира негатив приносим в храм. Мы больше живем не глубиной, а обрядовостью христианской жизни, не возвысились еще над житейскими и духовными потребностями, не увидели самого главного – Бога в нашей духовной жизни. Как говорил митрополит Вениамин Федченков, в храм Божий приходим не Богу послужить, а как в супермаркет – себя обслужить. Нам постоянно что-то нужно от Бога. А просто увидеть Бога и пообщаться?..

Что значит возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой? Это значит полюбить, иметь некую тягу к Нему. Когда человек любит другого человека, он не ищет своей выгоды, он просто ищет возможности пообщаться, полюбоваться, порадоваться, что этот человек есть у него. Так же и здесь. В своих отношениях с Богом мы должны не просто что-то просить у него – дай мне Господи этого и этого, а общаться с Ним, увидеть Его, полюбоваться Его величием и красотой, восхититься милосердием Божиим, чудом Его пришествия на землю, порадоваться тому, какою честью и славой венчал нас Господь, сколько милости явил в этой жизни. И потом воскликнуть вместе с псалмопевцем Давидом утешительные, дивные, радостные слова: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Почему «чудно имя»? Столько милости явить, столько радости дать нам никто больше в жизни не может. И Господь являет. Насколько же мы должны радоваться, восхищаться и быть благодарны Богу в наших земных обстоятельствах, в нашей земной жизни! К этому мы должны стремиться и этого искать, отходя от суеты – порока сегодняшнего времени.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать