Читаем Псалтирь. Псалом 20

20 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

19-й и 20-й псалмы читаются в Церкви, когда народ Божий хочет поддержать своих правителей, царей, потому что здесь возвышается тот царь, который уповает на Господа. Сила царя не в экономической, политической и даже не в военной мощи, а именно в том, что с ним Господь.

Мы избираем наших правителей, поэтому несем ответственность перед Богом за них. Если мы чувствуем, что им тяжело, должны за них молиться, читая 19-й и 20-й псалмы. Кто хочет на себя взять такое правило, келейное, по соглашению или в приходах, должен читать именно эти псалмы, чтобы Господь силою Своею укрепил или возвысил царя или правителя. Если мы живем в тихое, мирное время, то это время для созидания, сугубой молитвы, для достижения как материальных вершин, так и духовных. Поэтому обязательно нужно молиться, и Господь будет давать тихое мирное время. 20-й псалом тоже называется «В конец», потому что возвещается милость Божия, победа.

Если читать разных толкователей, одни говорят, что это Давид пророчествует об Иезекииле. Другие - что Давид говорит сам о себе, он тоже пережил и нашествие, и победу, и упование на Бога. Третьи говорят, что здесь заложен мистический смысл - о Пришествии Христа Спасителя, Который явил победу над всяким злом, в первую очередь над врагом рода человеческого.

Никто из них не ошибается, каждый говорит правду. Иезекииль пережил трудное время, потому можно сказать, что царь Давид пророчествует и о нем. Можно говорить, что эти слова применимы и к служению царя Давида, и что вся Псалтирь христологична, то есть говорит о Пришествии Христа Спасителя, Его особой миссии - Воскресении, смерти, победе над врагом рода человеческого, в целом над смертью. И то, и другое, и третье заложено в Священном Писании. Лучше сказать, что псалом говорит и о Давиде, и о Иезекииле, и о Пришествии Христа Спасителя на землю. Мы будем называть то Иезекииля, то Давида, то Божественного Спасителя, указуя на глубочайший смысл этого псалма, который состоит в том, что всякий, уповающий на Бога, обязательно будет получать от Него надежду и подкрепление. И тот, кто уповает не на Господа, а на свои силы, будет посрамлен, в каком бы высоком положении он ни находился, потому что гордыня всегда низведет его до такого состояния, в котором неприлично находиться человеку, достигшему определенной высоты в этой жизни.

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Здесь Давид пророчествует о Иезекииле, которого Господь возвысил силою Своею. Почему «силою Божией возвеселится царь»? Потому что он уповает на Бога, и только этим можно радоваться и только на это можно уповать. Потому что если Господь не поможет, то всуе будет всякое противостояние злу и беззаконию, зло будет побеждать, ведь оно имеет огромнейшую силу, но того, кто уповает на Господа, надежда не посрамит.

В жизни мы часто уповаем на Бога, вся Псалтирь и все Священное Писание пронизаны этими словами: если Господь не благословит землю, то земля не даст плода. Если не будет Божией помощи, то всуе трудится зиждущий, потому что все, что созидается и строится в этой жизни, происходит по милосердию Божиему.

Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго. Какое желание было у Иезекииля? Он молится, сосчитаны дни его жизни, враг подошел к стенам Иерусалима и хочет разрушить город. При этом враг смеется над Богом, на Которого уповает народ Израильский, смеется над всесильною десницею Божею, и, естественно, посрамляя Бога, тем самым делает вызов не просто царю земному, но Самому Господу. И в этом глубочайшая ошибка всех тех, кто идет против Бога: Господь посрамлен никогда не бывает.

В то же время здесь заложен глубочайший смысл: кто идет против царя как помазанника Божия - тот идет против Бога, и такой человек будет обязательно наказан. «Желание сердца eго дал еси eму». Желанием Иезекииля было победить врага. Мы знаем, что Господь изгоняет врага силою Божиею и силою ангелов, но знаем и то, что Он продлевает жизнь самого Иезекииля на 15 лет, в чем все увидели руку и особый Промысл Божий.

Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна. Благословение - это всегда помощь, возвышение. Благословение - это хвала, приобщение к святости. Как человек приобщается к святости? Через то, что было явлено миру. Господь показывает, что Иезекииль - Его помазанник и слуга, а быть слугой - это уже быть святым, быть при дворех Божиих и в обителях Божиих.

Мы знаем, что венец - это некая внешняя атрибутика, которая свидетельствует, что сему человеку вручено целое царство. Иезекииль был увенчан царским венцом. В то же время мы знаем, что царь, попирающий другого царя, водружает на себя его корону в знак того, что он стал победителем и покорителем всего народа. Здесь глубочайший смысл: Иезекииль, как и Давид, неоднократно оказывался победителем – он царь и помазанник Божий, поэтому Господь украсил его царскою короною, и в знак этой победы Иезекииль и Давид становятся коронованными царями и другого народа.

 Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века. Иезекииль просил жизни, и Господь дал ему еще 15 лет. Но это была не просто жизнь: «и дал еси eму долготу дний во век века» - здесь говорится о будущей жизни, которую он через Христа имеет в вечности, как тот, кто удостоился милостыни Божией и был верен Богу, принес Ему покаяние. И Господь наградил его жизнью через то уважение, которое было явлено Ему.

Какое уважение? Когда увидели великое милосердие Божие к Иезекиилю, поняли, насколько велика сила в израильском народе - не политическая или экономическая, а Божественная. Иезекииля стали почитать еще при жизни - многие цари приходили с дарами поклониться этому великому человеку, который силою Божьей победил врага.

Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Слава сия в том, что Господь с ним, и победа была явлена совершенно чудным образом. Ангелы Божии изгнали и победили врага, и поэтому «слава его спасением Твоим и велелепие возложиши на него»: великое звание, почести по отношению к Иезекиилю как к великому царю, к тому, кого слышит Бог и кому Он помогает, распространились по всей земле. И приходили другие цари и великие, знатные люди поклониться Иезекиилю и прославить Господа и Его раба, царя Иезекииля.

 Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. .. «Возвеселиши eго радостию с лицем Твоим» - то есть лицо Божие обращено на праведника, который сам молится Богу, ищет у Него заступления и через это свидетельствует о своей вере в Господа. А если Господне лицо с человеком, что это значит? Даже по аналогии с нашей земной жизнью - тот, к кому обращено наше лицо, видит нас. Мы находимся под неотступным Божиим взором, ходим перед Ним, и значит, никто не может причинить нам вреда.

Здесь очень важно, что благословение это «во век века», потому что Господь радостью Своею взирает на этого человека. Если Господь взирает на него, значит, сохраняет и любого врага, который хочет причинить ему вред, будет отгонять и побеждать.

В нашей жизни, особенно в советское время, мы взирали на стариц, которые были почти в каждом храме. Когда приходили молодые девушки, женщины - косматые, раскрашенные, неприлично одетые, прокуренные и пытались молиться, ставить свечи, эти искренне верующие дщери Божии очень мягко говорили: «Вы вот свечку ставите, Матери Божией молитесь, а Она Свое лицо отворачивает от вас». – «Почему отворачивает?» - «Да потому, что вы не с того начинаете. Не со свечи вам надо начинать, а с покаяния и с примирения с Богом, тогда Матерь Божия будет и видеть, и слышать вас, а те дела, которые вы сейчас творите, непотребные». Откуда они брали эти слова, люди не понимали. А взяты они из Святой Псалтири: Господне лицо на праведных и на тех, кто ищет исполнение воли Божией.

- Я застала такую старицу, мать Зинаиду, в храме святителя Николая Чудотворца в Северном Бирюлеве. Она была в очень преклонных летах, у нее был свой стульчик. К ней практически все подходили, приносили ей то яблочко, то конфетку. Она была невероятно доброй и ласковой, глубоко верующей женщиной. Я тоже сделала ей подарочек, и она сказала, что припрячет его на жизнь вечную. Помню, насколько она всех обнимала своей любовью, для меня это было так удивительно!

- Все стремились прикоснуться к этой чистоте и святости, а их слова не были выдуманными, приукрашенными или прочитанными в Интернете. Свои слова они всегда брали из Псалтири, потому что не только глубоко знали ее, но и понимали каждое слово, поэтому и говорили человеку, чтобы и тот знал ее.

Ты становишься Божиим, когда, как сказал псалмопевец Давид, «яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим», - лицо Божие будет обращено к тебе с радостью великою, тогда ты становишься настоящим, подлинным человеком. «Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится» - царь, уповающий на Господа, всегда получает неизреченное милосердие от Господа, и оно будет непреложным, постоянным, основательным, то есть этот царь будет основательным в царствии своем, в правлении, в делах.

Так что каждый, кто «стоит у руля», большого или маленького, должен помнить, что всегда нужно уповать на Господа и помнить, что у него есть огромнейшая сила, которой он может добиваться многого, - без Бога не до порога! Каким бы великим ни был человек, но величие его и победа – даже когда все будут его притеснять - всегда будет явлена от Бога. И в сегодняшнее время это особенно важно помнить всем стоящим у руля государственного: когда нас обижают неправедно, всегда нужно взывать к Богу - и Господь, конечно же, явит Свою помощь и Свое заступление.

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Десницей Божией побеждаются враги, и уже побеждены восставшие против Иерусалима, Иезекииля, против истинного богопочитания. В то же время говорится: «десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе». Кто может ненавидеть? Кто-то и в битве может остаться в живых, но, если у него нет любви к Богу, Иерусалиму, если он презирает Иерусалим, такого человека достигнет десница Божия.

Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Не только в день Суда, но и при жизни эти люди будут уготованы огню. Как в пещи, в их жизни не будет ничего хорошего, потому что «плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих»…

Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Здесь приводится очень хорошее сравнение. Все богатство, все благосостояние древнего человека измерялось не банковскими счетами - оно состояло в хлебе насущном. Сколько зерна у человека, настолько он и богат. Нет зерна - этот человек самый бедный. Если поля не дают плода, человек становится нищим, он никому не нужен. Даже если будет золото, оно быстро закончится, а человек будет нести непомерные страдания во время голода. Поэтому «плод их от земли погубиши» означает, что они уже нищие и никогда не будут состоятельными людьми. «Семя их от сынов человеческих» - дети их погибнут, не будет в народе земном продолжения их рода. Ты становишься нищим, а без продолжения рода человеческого в тебе заканчивается всякая жизнь, как физическая, так и духовная. Ведь духовная жизнь всегда была связана с продолжением своего рода: кто-то из чад войдет в то удивительное время, когда Сын Божий откроет двери Царствия Небесного для израильского народа. Конечно, это большое потрясение – «и семя их от сынов человеческих». Это самое страшное: человек обнищал и уже ничего не может сделать для своего будущего.

 Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Здесь говорится, что не будет на этих людях благословения, ведь они «уклониша на Тя злая», то есть уклонились ко злу, оставили все благая - и в советах их, и в делах их видится только неправда. Но Господь оставил их зло с ними, и это явилось для них поражением. Всякий человек, творящий неправду, действительно обречен на великую трагедию, на поражение. Дальше псалмопевец Давид говорит, что будет с таким человеком: «Яко положиши я хребет», то есть увидеть у такого человека можно только хребет, это, как говорится, «ходить пятками вперед» - такой человек уже побежит от тех, против кого шел с гордостью, тщеславием, они увидят его хребет, спину: человека, не уходящего, а именно бегущего.

«Во избытцех Твоих уготовиши лице их». Избытки - это остатки. И остатки поразишь гневом, и оставшиеся в живых тоже будут поражены гневом Божиим.

Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Каждый человек уповает только на силу и славу Божию. Надо воспевать и благодарить Господа: Он являет силу Свою через то, что утверждает избранных Своих. В данном случае мы говорим о помазанных - царе, избранных правителях народа Божия. Кто такие правители народа Божия? Не все те, кто избраны им, так как не каждый благословляется Богом. Благословенного правителя всегда видно. Через что? Через его покровительство Церкви Божией, правде Божией, Закону Божию. Сегодня мы можем сказать так и о наших правителях, поскольку они не гонители Церкви, но всячески устраивают в том числе и церковную жизнь, участвуя в созидании храмов, благотворительных делах, богослужениях, таинстве Причастия. Если говорить о Президенте России, то он является покровителем православия во всем мире.

И если кто хочет помолиться за президента как благословенного, того, кто является покровителем не только народа, но и святого православия, могут читать 19-й и 20-й псалмы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать