Читаем Псалтирь. Псалом 23

13 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Святые отцы говорят, что в 23-м псалме представлены образы Воскресения Господа, Его Вознесения, восшествия каждого верующего в горний Иерусалим.

«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все, живущие в ней».

Святые отцы говорят, что вся земля – Божия, ведь она была создана Господом. Но она не принадлежала Богу до тех пор, пока Он не искупил ее Своею Честною Кровию: некоторое время земля все же пребывала во власти врага рода человеческого, который распоряжался не только ею, но и теми, кто населял ее. В основе своей все люди принадлежали врагу рода человеческого, творя грех и беззакония, уходя от Бога, наполняя свою жизнь ужасными, совершенно неприемлемыми отношениями не только между собой, но и с Богом. Вместо Творца они стали поклоняться творениям Божиим, принося в жертву Богу не кровь тельцов, а даже своих младенцев. В такой власти дьявола земля пребывала много лет, принося боль не только Самому Господу, но и всему человечеству. Когда Господь искупил землю Своею Кровию, тогда она стала Божией.

Нет на земле такого места, которое бы не было освящено подвигом Господа, Божественной благодатью и Евхаристией. Что освящает землю? Храмы Божии, где проходят литургии, где молятся верующие. И сейчас нет такого уголка на земле, где бы не было православных людей, которые тайно или явно совершают Божественные литургии. И в самых жестких условиях, в исламских странах, например, число православных храмов растет. Даже в Антарктиде стоит наш православный храм, где совершается Божественная литургия. Таким образом, весь мир озарен великим подвигом нашего Спасителя. Да не только мир, но и «вселенная и все, живущие в ней», поясняет псалмопевец Давид.

«Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть».

В этих строках святой псалмопевец восхищается великим чудом: все наполняет Господь и все держит Своею благодатью. Удивительно, насколько прекрасен этот мир! Мы не можем себе представить, как Господь основал эту землю на морях. И саму землю пропитывает вода – реки проходят через землю, напитывая ее своей влагой.

«Кто взыдет на гору Господню? Кто встанет на месте святем Его?» Горой Господней мы можем назвать небо и храм Божий на земле, ведь храмы всегда ставили на возвышенном месте. Но если храм стоит и на ровной местности, то в него обязательно ведут несколько ступенек. Такая символика сохранена в каждом храме: это Небо на земле, и чтобы прийти в него, нужно сделать усилие: подняться. Что интересно, в храм действительно входит не каждый, а только тот, кто сумел подняться над своими страстями, повседневной суетой. И только после внутреннего изменения человек направляется в Божий храм. Верующие люди неспроста кажутся какими-то просветленными, с внутренним спокойствием, немногословными, не вызывают раздражения и злости. Такие люди всегда выделяются из общей массы, потому что они поднялись на гору высокую.

А что за место святое Его? Здесь речь о священнослужителях, которые поднимаются еще выше – в алтарь как самую высокую часть храма, куда тоже ведут ступени. На этом святом месте могут стоять только священнослужители. Таким образом, в этих строках речь идет и о простых мирянах, и о священнослужителях, которые стоят у престола Божиего.

«Неповинен рукама и чист сердцем».

Псалмопевец Давид расшифровывает для нас, кто же может взойти на гору Господню. Кто неповинен руками? Тот, кто бежит от греха, злых дел, неправильных поступков, тот, кто своим руками творит добрые дела.

Что такое «чист сердцем»? Сердце – это сосредоточение наших мыслей. Наш ум должен всегда находиться в сердце. Когда же он живет далеко от сердца, то начинает вольнодумствовать, творить непотребное. Чист сердцем тот, кто не имеет злых мыслей.

«Иже не прият всуе душу свою».

То есть тот человек, который не творит суеты, напраслины, не растворяет себя в суете этого мира.

«И не клятся лестию искреннему своему».

Человек, который не клянется неправедно и лукаво перед ближними, чтобы извлечь выгоду для себя.

«Сей примет благословение от Господа».

Тот войдет в Царствие Небесное, получит милость Господа, кто будет творить правильные дела, будет чист сердцем, неповинен руками, старается избегать суеты этого мира и не клянется лукаво ближним своим.

«Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля».

Что значит искать Бога? Встречи с кем мы ищем больше всего в своей жизни? С тем, кого мы любим. Тут говорится о роде ищущих Господа, то есть любящих Его. Нам надо обращать внимание на первую заповедь Закона Божиего, которая гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Наша цель – не материальная жизнь на земле, наша цель – научиться любить Бога. Если мы полюбим Его, то всегда будем искать Его в словах, делах, в своих стремлениях. Тогда нас не будет тревожить ничто из того, что тревожит сейчас.

Многие говорят: главное, чтобы Бог был в душе. Эдакая успокоенность по отношению к Богу, к заповедям Божиим. То есть вроде и присутствует, но и жить мне пусть не мешает. Такого быть не должно. Здесь есть четкое уточнение: «ищущих лице Бога Иаковля». А Иаков какому Богу поклонялся? Богу Отцу. Где же Бог Сын, спросите вы? А Священное Писание отвечает: «Кто познал Отца, тот познает и Сына».

«Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы».

Речь идет о Вознесении Господа. К кому обращены эти слова? Что это за врата? Строки эти обращены к ангелам, которые непрестанно сопровождали Господа, а именно к тем, которые держат врата Царствия Небесного закрытыми. Почему говорится не «откройте», а именно «возмитеся»? Потому, что потом не нужно эти врата закрывать, ибо Господь открывает царские врата навсегда. То есть врата нужно не просто открыть, а убрать вообще, упразднить.

Но ангелы не просто так открывают. Они дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою, поэтому спрашивают: «Кто есть Сей Царь славы?» «Господь крепок и силен», – отвечают ангелы. То есть Господь возвращается в царские обители после победы над злом. Но мы знаем, что небо не одно – есть первое небо, а есть самое высокое.

И вот начальствующие ангелы снова говорят:

– Возмите врата князи ваши.

На что вопрошают:

– Кто есть Сей Царь славы?

– Господь сил, Той есть Царь славы. – Тогда врата открываются, и Господь восходит на Небо.

Данный псалом небольшой, но очень насыщен радостными повествованиями. Очень теплый псалом, открывающий нам, что состоялось спасение рода человеческого и что даже от ангелов был утаен подвиг Господа, Его Вознесение, ведь они держали врата закрытыми. Теперь же эти врата «упразднены», и всякий человек, имеющий глубочайшую веру в Господа и живущий тем, о чем мы сегодня говорили, может войти в эти врата.

Слова этого псалма мы должны сопоставлять со словами предыдущего, где говорится, как стать тем человеком, который сможет познать то, что уготовал ему Господь, – Трапезу, то есть Тело и Кровь Христову. Мы не должны пренебрегать этой Трапезой, ибо только с Ее помощью можем пройти через те врата, которые были сняты. Только через это мы сможем войти в Царствие Отца и Сына и Святого Духа.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Инна Минькова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать