Читаем Псалтирь. Псалом 10

5 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

В каждом псалме заложен и буквальный, и таинственный смысл. Псалмопевец Давид очень много говорит о Христе, Божественном Спасителе. Он говорит и о грядущем Суде; подчеркивает в каждом псалме, чтобы не унывали люди, не думали, что на земле кто-то останется безнаказанным, что Господь не видит, кто страдает и просит Его о помощи. Господь все видит и знает. Псалмопевец утешает и дает надежду и в то же время раскрывает отношения этого мира с Небом. И это не может не утешать. Мы пытаемся объяснить смысл каждого псалма. Сложность в том, что они бывают большие, и тогда мы делаем акцент на самых важных местах, а бывают небольшие, их можно раскрыть полнее. Если знаешь смысл псалма, чему он посвящен, то можешь осознанно читать Псалтирь и молиться. Псалтирь – эта Книга, которая дает утешение и открывает Небо для каждого, и человек достигает огромной благодати, решая проблемы и молясь за своих близких.

Псалом «В конец» Давид написал после победы над Саулом после сильнейшего противостояния. Давид себя вел очень аккуратно, много раз доказывал Саулу, что он не хочет ему никакого вреда, не хочет его смерти. Он всячески избегал кровопролития, но Саул не внял этому, и ревность его победила. И через нее он пришел к злобе, ненависти к Давиду и приобщился смерти.

Конец земной жизни будет тогда, когда будет Страшный Суд. И какие бы трудности и сложности ни испытывал человек, он должен помнить, что всегда с Богом и Бог всегда с ним, если он уповает на Него. Нам, христианам, через пророческое служение самого царя Давида следует помнить, что мы должны не просто обращаться к Богу, у Которого нет имени, но к нашему Божественному Спасителю, Который явил Себя этому миру и через это открыл и Отца, и Святого Духа.

«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» Псалмопевец этими словами хочет сказать: «Зачем вы мне говорите, чтобы я прятался от Саула и вообще от врагов своих, летал между гор, как птица, скрываясь от хищников? Зачем я буду скрываться? Ведь я не надеюсь на себя и свою силу и хитрость, я уповаю только на Господа. Он мой Заступник, Он меня и защитит, и избавит от рук врагов моих».

«Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем». Пусть грешник боится врагов своих, а праведному, живущему с Богом, не надо прятаться и бояться. Сам псалмопевец Давид от Господа был помазан на Царство и не искал для себя никакой выгоды и жизненных привилегий. Его Сам Господь воззвал и через пророка поставил на высокое служение, и пусть боятся все те, кто хочет причинить ему зло как помазаннику Божию: им должно быть страшно: Господь их не пощадит, Он не будет помогать таким людям, ведь, идя против помазанника Божия, они идут против Самого Бога.

 Это мы видели и на примере нашего Отечества. Как сильно пострадал наш народ, когда пошел против царя! В то время народ не думал о своих грехах, ставших причиной страданий, экономического и политического неудобства, внутренней неугомонности. А когда человек не хочет обвинять себя, ему легче обвинить другого, и он говорит: «Да, царь виноват, давайте мы его уберем, и вместе с ним уйдет все зло». Это самообман: зло-то остается, оно царствует. Задача врага рода человеческого – обмануть человека. Через этот обман он и действует. Человек думает: «Мы убрали зло, но на самом деле зло осталось и обретает еще большую силу, потому что нет помазанника и некому противостоять этому злу». В такое испытание попал наш народ после 1917 года, когда отверглись от помазанного и произошло бедствие.

Псалмопевец Давид много веков назад сказал, чтобы боялись те, кто хочет разрушить богоустановленное устройство мира. И те, кто это делает, по словам Златоуста, уже находятся под мысленными стрелами врага рода человеческого.

«Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския». Господь на Престоле Своем видит каждого человека, знает о каждой нужде. Он, когда увидит, что праведник укоренился в терпении и уповании на Бога, тогда и помогает. И пусть не думает никто, что Господь не слышит, Господь все видит и все слышит.

«Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу». Кто живет неправдой, тот ненавидит свою жизнь. Пусть не думает, что неправда его соделает богатым, устойчивым и авторитетным человеком; это ложь, которую предлагает враг рода человеческого. Всякая неправедность погубит человека. И тот, кто так утверждает себя, потом испытывает пустоту и одиночество в жизни. Пусть он помнит, что эти его поступки приводят к тому, что он ненавидит свою жизнь, не любит самого себя. А кто поступает по правде, по Закону Божию, кто живет по установлениям, которые Господь оставил через Церковь Свою, тот испытывает подлинное счастье и внутреннее спокойствие, радуется жизни и будет приобщен к Царствию Небесному.

«Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их». На грешников Господь посылает и огонь, и серу, и ураганный ветер; грешник приводит себя к опасности, что с ним так же будет, как в Содоме и Гоморре: он попалится вместе с домом своим, богатством и имуществом своим. Если человек не видит в своей жизни явных проявлений, то в духовном отношении это проявляется немирностью в его душе, в ней пылает внутренний пожирающий огонь. А причина в том, о чем говорит Господь: нечестивый, любящий неправду, ненавидит свою душу и жизнь. То есть причина: грех.

«Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его». Господь видит правду и неправду, любит праведного человека, но не грешного. По праведности и по правде Своей Он и будет судить всякого. Об этом не следует забывать.

Этот псалом говорит, насколько человек в своей жизни должен уповать на Бога. И если он поступает в правде и испытывает трудности, то его трудности – временные. Человек, живущий по-другому, будет испытывать великие трудности. Нельзя идти против установления Божия, оспаривать слова, которые Господь оставил в Священном Писании; люди не должны противопоставлять себя Его словам: человек может потерять связь с Небом, и тогда не будет благодати, которая будет покрывать землю от всякого зла. Нельзя показывать Богу свою неправедность, свою силу и богатство неправедного состояния: неправедность будет истреблена Господом на земле. Таких примеров много: олигархи разорялись, и жизнь их заканчивалась бесславно. От неправедного богатства лучше отказаться, чтобы обрести мир и покой в собственной душе.

Пример. Один знакомый человек в 90-е годы очень сильно разбогател, и потом пошли большие трудности. Он преодолел их и стал простым человеком. Больше богатым он быть не хочет, говорит: «Не хочу идти на компромисс со своей совестью». Общение с Богом – вот истинное богатство, остальное – излишество. Двадцать телевизоров одновременно смотреть не будешь и ста ложками одновременно есть не будешь. Всякое излишество пресыщает и делает жизнь человека неинтересной.

Псалмопевец говорит: пусть человек не думает, что Господь не видит его. Сама по себе нищета не повод для спасения: от того, как ты воспринимаешь свое богатство и как относишься к своей нищете, зависит, войдешь ли ты в Царствие Божие. Господь не только протягивает руку, Он еще и взирает на сердце. Речь идет о духовной нищете, кротости и смирении. Это готовность воспринимать от рук Божиих все, что Господь посылает. Это высокая, добродетельная жизнь. И опять же: если нищий и убогий не живет в Церкви, он не готов стать тем, о ком говорит псалмопевец Давид.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать