9 июня. Берегитесь лжепророков

9 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 15 - 21

 

15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20. Итак по плодам их узнаете их.

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Мф. VII, 15-21)

 

Общаясь здесь с иудейским народом, Господь говорит им понятные и привычные вещи. Ведь уже в течение многих веков этот народ Промыслом Божиим готовился к пришествию в мир Спасителя. Бог выбрал Авраама и его потомков и заключил с ними завет, что именно из их потомства произойдет  «Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»  (Мф. 2:6). Читая Ветхий Завет, мы видим, что путь, который прошли иудеи, тернистый и неровный. Это говорит о том, что, отпав от Бога, человек сильно исказился. Даже при непосредственном руководстве Бога, многие из народа часто отказывались и возмущались против Него, искали своего, вынуждая тем самым Бога применять порой очень жесткие меры, например Вавилонское пленение и пленение римлянами. Все это использовалось Творцом в педагогических целях, чтобы напоминать людям о самом главном.

Что касается закона и отношений человека и Бога, иудеи были научены этому, потому им и было понятно то, что говорил Господь. Надо иметь это в виду для того, чтобы нам открывался смысл новозаветного откровения и мы понимали всю трагедию отказа еврейского народа от Спасителя мира: пришел к Своим - Свои Его не приняли; говорил на понятном для них языке - и они не желали Его слушать. Так человек может использовать свою свободу. Кто-то становился апостолом, а кто-то откровенным  врагом Христовым, чтобы кричать затем «Распни Его!» и смеяться над распятым.

Господь говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Иудеи знали, что пророки - это служители, которых Бог избрал, для того чтобы открывать людям Свою волю. Рассматривая историю иудейского народа, можно видеть частое появление пророков. Также из своей истории иудеи знали, что бывают и те, кто пытаются воспользоваться пророческим авторитетом. К пророкам, как к возвестителям Божиим, было особое внимание и отношение, иногда даже и почет, поэтому всегда находились люди, которые, не будучи служителями Божиими, желали всем этим воспользоваться.

В словах Христа «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные», с одной стороны, содержится сравнение. Такого «переодетого» волка какие-то овцы могут принять за своего собрата, но на самом деле он озадачен тем, чтобы своровать и растерзать овцу. Но есть и другое объяснение: еще со времен пророка Илии была традиция, носить пророкам одежды из овечьих шкур, некие власяницы. Именно в такой одежде изображается святой пророк Иоанн Креститель, в Евангелии упоминается, что она была из верблюжьего волоса, но так же использовались и овечьи шкуры. Было понятно, что если человек одет довольно необычно для климата и нетрадиционно для других людей, это не обычный человек, а пророк Божий. Таким образом, этот пример использован и для того, чтобы сказать, что не всякий, одевающий на себя пророческие одежды, является таковым на деле. Господь предупреждает: берегитесь обманщиков и лицемеров, они могут увести совсем не туда. Лжепророк говорит о правде, истине, призывает идти за собой, но на самом деле ведет в погибель. Как это понять?

Христос говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Существует вид терновника, ягоды которого издалека похожи на мелкий виноград, но подойдя поближе, всякий человек понимает, что это вовсе не виноград и питаться ими просто опасно. Так же есть вид репейника, плоды которого издалека сходны с инжиром, то есть смоквами. При близком рассмотрении понимаешь, что это вовсе не смоквы и есть их нельзя. Точно так же и здесь: смотрите на плоды, не столько слушайте слова, сколько смотрите на поступки и дела, которые совершает человек, и по ним сможете узнать, к Богу ли он ведет или от Бога.

Следующий пример: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».  По каким плодам можно определить, является ли человек служителем Божиим. Во-первых, истинный пророк Божий никогда не будет ставить свою личность на первое место. Его задача - прославлять Бога, и он готов отказаться от себя целиком и полностью.

Мы уже упоминали, что апостолы в своем труде «Дидахе» говорят, что пророк должен быть бескорыстным, не должен жить за счет кого-то или требовать деньги за свой труд. Если просит хлеба, надо его накормить, но если говорит о плате за возвещаемые пророчества, то это лжепророк. Соответственно раннехристианская Церковь учила, что каждый должен жить за счет своих трудов. Это не опровергает того, что народ Божий содержит своих священнослужителей. Становясь священнослужителем, человек отказывается от многих благ мира, от жизни, привычной для многих, выбирая себе ту, которая будет полностью посвящена службе Божией. Логично, что прихожане начинают питать своего служителя. Но и здесь мы можем применять апостольские правила: служба его должна быть Богу, а не чему-то другому. Если есть такие плоды, как: бескорыстие, скромность, когда человек ищет не своей славы, но славы Божией, такого человека нужно слушать. Сейчас мы живем в новозаветные времена, и понятно, что если человек говорит о своем пророческом служении и хулит Христа или отказывается от Него, это лжепророк.

Какая участь ждет лжепророков? «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» - таков Суд Божий.

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Вновь подчеркивается, что слова нужны,  но одними словами сыт не будешь, необходима жизнь, поступки, деятельное исполнение воли Божией, заповедей. Если этого нет, то никакая вера спасти человека не может.

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать