Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 17, ст. 14 - 23
14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23. и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
(Мф. 17, 14-23)
Когда Спаситель был со своими учениками на Фаворе, преобразившись перед ними во славе Своей, другие ученики стояли внизу, окруженные народом, там и произошло это событие: некий человек привел своего бесноватого сына. Горе родителя можно понять и отчасти представить, это и побудило его искать апостолов, учеников Христа, и Самого Господа нашего. Такая ситуация объясняет, почему Бог часто попускает болезни и страдания: не потому, что Ему нравится смотреть, как мы мучаемся, этого быть не может. К великому сожалению, наше самолюбие имеет настолько глубокие корни, что пока нас хорошенько не встряхнуть, Бога мы не ищем, - вот в чем беда .
Кто-то может спросить: «А зачем мне Его искать? Зачем мне Бог? и без Него проживу». Дело в том, что без Него никак нельзя прожить: мы созданные Богом существа, и только в единении с Ним человек может быть по-настоящему человеком. Эта формулировка, наверное, не очень понятна тем, кто не ищет решения данного вопроса, а объясняет свое существование только собственной волей, собственными планами и т.д. Господь, будучи Человеколюбцем, старается каждого человека привести к Себе, открыть ему Самого Себя - в этом спасение и смысл нашего существования.
Так и здесь: приходит человек со своим бесноватым сыном, тем самым находит Христа. Сначала подходит к Господу с неким упреком, сожалением и даже разочарованием: «Привел к ученикам Твоим, а они не смогли помочь». Господь дал им власть над нечистыми духами, почему же где-то они изгоняли бесов, а здесь не могут. Кроме того, что Бог попускает это Своим промыслом, есть и другие объяснения. Ученикам тоже нужно было в какой-то степени увидеть свою немощь. Вполне возможно, что после евангельской проповеди во время путешествий по городам они были в радости (« Учитель, и бесы повинуются нам о имени Твоем» ), и Господь сказал: «Не радуйтесь об этом, радуйтесь о большем, что имена ваши написаны на небесах, - а это гораздо важнее, чем управлять духами». Видимо, апостолы были в некой самоуверенности, считали, что все теперь в их руках, что они владыки над кем-то, могут исцелять болезни, а здесь столкнулись со своей немощью: оказалось, что их собственные силы вообще ничего не значат. Они увидели слабость своего внутреннего единения с Богом, от этого и вера их пошатнулась. Может, бес был настолько свиреп и нагл, что хулил Бога через страдающего юношу, ругал апостолов, изрыгал какие-то угрозы. Люди, находящиеся вокруг, фарисеи, которые спорили и пытались как-то смутить учеников, - все это тоже влияло на них и в итоге поколебало - они не смогли изгнать беса.
И говорит Господь: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» К кому относятся эти слова? Есть два понимания. Первое: эти слова относятся вообще к людям, к нашему непостоянству. Господь сожалеет не о том, что пришел нас спасать, а о состоянии людей: настолько мы непостоянны, настолько переменчивы, на нас сложно надеться. Скорее всего, это было сказано вслух, чтобы люди взбодрились и подумали: «Ну что же мы такие? Не пора ли нам поменяться?»
Второе толкование этого стиха - здесь имеются в виду бесы. Господь говорит: «Сколько я еще буду терпеть, что вы мучаете людей?» - и после этого изгоняет беса. У апостола Матфея не так много подробностей, другие евангелисты более широко освящают ситуацию: демон заставил этого юношу упасть, изо рта пошла пена, сильно потряс его, и многие даже решили, что он умер. Но нет: бес был изгнан и юноша отдан отцу.
Для нас важно следующее: когда ученики пришли ко Христу и спросили, почему они не смогли изгнать беса, Господь говорит, что вера у них ослабла. От чего зависит вера? От чего она слабеет или крепчает? Надо понимать, что вера в Бога - это не только согласие с тем, что Он есть, с вероучительными истинами, вера - это живая связь с Богом, живое ощущение Его присутствия, единение духа человеческого с Духом Божиим, когда человек способен принимать благодать Божию в сердце своем. О такой вере идет речь, и этого не хватило ученикам. Почему не хватило? Ответ на это тоже дан. Господь говорит: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» - нужен подвиг, необходимы постоянные усилия по исправлению себя. Молитва - это устремление человека к Богу, а не прочитывание каких-то текстов. Пост - это не просто перестать есть определенные продукты в постные дни, это удаление и воздержание от всего того, что закрывает мне Бога. Это могут быть люди, которые не дают мне быть с Богом, дела, которые делают меня далеким от Него, какие-то занятия, увлечения и развлечения, чтение чего-то, что закрывает для меня Бога и вносит смуту в мою душу. Воздержание от всего этого необходимо для того, чтобы человеческий дух обновлялся и становился сильным. И тогда человек действительно соединяется с Богом и получает власть, и бесы эту власть чувствуют.
Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!
Священник: Анатолий Куликов
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!