8 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

8 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы обратим наш взор на слова Нагорной проповеди Спасителя. Поводом стал следующий вопрос:

Что значат слова Христа о том, что он пришел исполнить закон? Вера Яковлева

По традиции прочитаем вместе отрывок из Евангелия, о котором идет речь в вопросе.

5.17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

5.18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

5.19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

5.20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

(Мф. 5, 17–20)

Данный отрывок можно озаглавить как «Слово о законе».

Это действительно очень трудный для понимания текст Писания, в том числе и для нас с вами – современных христиан. Как нам нужно относиться к закону Моисея и Торе? Почему Церковь с первых веков отвергла одни правила и оставила другие? Ведь Господь четко говорит: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).

У иудеев слово «закон» имело четыре значения.

Во-первых: они употребляли его по отношению к десяти заповедям.

Во-вторых: законом называли первые пять книг Библии – Пятикнижие.

В-третьих: у иудеев было выражение закон и пророки, они употребляли эту фразу как общий термин для всего Ветхого Завета.

И наконец, в-четвертых: это слово означало устный закон и закон книжников.

В эпоху Иисуса Христа чаще всего имели в виду последнее значение. А что представлял собой закон книжников? В самом Ветхом Завете мы находим очень мало правил и норм. К примеру, Декалог: каждая из десяти заповедей представляет собой великий общий принцип, из которого человек сам должен вывести для себя нормы жизни и поведения.

Позже иудеям эти великие принципы показались недостаточными. Они считали, что закон свят. В нем Бог сказал Свое последнее слово, и потому в нем должно быть сказано все. То, что в законе не сказано явно и ясно, то, по их мнению, должно в нем подразумеваться. Поэтому иудеи утверждали, что из закона можно вывести правило или норму поведения на любой случай жизни. И потому книжники и законники, в течение всей своей жизни, делили великие принципы закона, в буквальном смысле, на тысячи и тысячи норм и правил.

К примеру, в законе сказано, что субботу должны святить, и что в этот день нельзя выполнять никакой работы. Это великий принцип. А иудейские законники с ревностью не по разуму стали уточнять, что есть работа.

Под работой стали понимать различные виды деятельности. Так, например, носить тяжесть в субботу – это работа. И книжники проводили несчетные часы в спорах о том, может ли человек в субботу поднять лампу и переставить ее на другое место; согрешит ли портной, если выйдет из дому с иголкой, заткнутой в лацкан одежды; или может ли человек поднять в субботу своего ребенка. Вот в этом и заключался для них смысл религии. Их религия сводилась к кодексу мелочных правил и норм.

Что же тогда понимал Иисус под законом? Каково же истинное значение закона?

Когда мы смотрим на десять заповедей, которые составляют суть и фундамент закона, мы видим, что их смысл можно свести к одному слову: уважение, или лучше почитание, благоговение. Благоговение перед Богом и перед именем Божьим, почитание дня Господня, почитание родителей, почитание жизни, уважение собственности, уважение личности, почитание истины и доброго имени людей, уважение к себе – вот фундаментальные принципы, стоящие за десятью заповедями. Весь закон основан на них.

Спаситель пришел в мир, чтобы показать людям, что значит отдавать должное благоговение Богу и уважение к людям.

В этом контексте более явно звучат слова Христовы: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19).

Иными словами, те, кто рассматривают закон как сам по себе являющийся важным, не учитывая Божественной воли о любви к людям, – не понимают его, и тем самым нарушают принцип закона. Любовь, благоговение и уважение – это и есть «иота» закона Божия, без которой теряется весь его основной смысл.

Святитель Иоанн Златоуст, Блаженный Феофилакт, Евфимий Зигабен понимают под малейшей заповедью – тот закон, который Спаситель намеревается преподать людям в Своей Нагорной проповеди. И их мнение никак не противоречит вышесказанному, так как дальнейшие слова Христа наполнены тем, что вложит в уста Спасителя Иоанн Богослов, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).

Всякий же, кто будет противиться закону Божию, малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Как пишет епископ Михаил (Лузин): «Выражение не означает того, чтобы такой нарушитель и развратитель остался в Царстве Небесном, хотя бы на последних степенях блаженства. По свойству греческого выражения оно означает, что таковой не войдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда».

Книжники и фарисеи стремились к исполнению различных предписаний и установлений, непрестанно ограничивая себя и других «буквой закона», в то время как Иисус Христос открывает нам всю суть закона Божьего, которая заключается в любви. А любовь границ не имеет. Именно поэтому Господь предупреждает: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).

Выдающийся учитель Церкви Блаженный Августин говорил, что суть христианской жизни можно свести к одной фразе: «Люби Бога и делай, что хочешь». Но пока человек рассуждает в категориях закона без любви, он не сможет быть свободным. Лишь в тот момент, когда мы осознаем, как Бог возлюбил нас, дорогие братья и сестры, у нас появляется желание – ответить на эту любовь.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы