Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что значат слова Христа о том, что он пришел исполнить закон? Вера Яковлева
По традиции прочитаем вместе отрывок из Евангелия, о котором идет речь в вопросе.
5.17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
5.18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
5.19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
5.20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Мф. 5, 17–20)
Данный отрывок можно озаглавить как «Слово о законе».
Это действительно очень трудный для понимания текст Писания, в том числе и для нас с вами – современных христиан. Как нам нужно относиться к закону Моисея и Торе? Почему Церковь с первых веков отвергла одни правила и оставила другие? Ведь Господь четко говорит: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).
У иудеев слово «закон» имело четыре значения.
Во-первых: они употребляли его по отношению к десяти заповедям.
Во-вторых: законом называли первые пять книг Библии – Пятикнижие.
В-третьих: у иудеев было выражение закон и пророки, они употребляли эту фразу как общий термин для всего Ветхого Завета.
И наконец, в-четвертых: это слово означало устный закон и закон книжников.
В эпоху Иисуса Христа чаще всего имели в виду последнее значение. А что представлял собой закон книжников? В самом Ветхом Завете мы находим очень мало правил и норм. К примеру, Декалог: каждая из десяти заповедей представляет собой великий общий принцип, из которого человек сам должен вывести для себя нормы жизни и поведения.
Позже иудеям эти великие принципы показались недостаточными. Они считали, что закон свят. В нем Бог сказал Свое последнее слово, и потому в нем должно быть сказано все. То, что в законе не сказано явно и ясно, то, по их мнению, должно в нем подразумеваться. Поэтому иудеи утверждали, что из закона можно вывести правило или норму поведения на любой случай жизни. И потому книжники и законники, в течение всей своей жизни, делили великие принципы закона, в буквальном смысле, на тысячи и тысячи норм и правил.
К примеру, в законе сказано, что субботу должны святить, и что в этот день нельзя выполнять никакой работы. Это великий принцип. А иудейские законники с ревностью не по разуму стали уточнять, что есть работа.
Под работой стали понимать различные виды деятельности. Так, например, носить тяжесть в субботу – это работа. И книжники проводили несчетные часы в спорах о том, может ли человек в субботу поднять лампу и переставить ее на другое место; согрешит ли портной, если выйдет из дому с иголкой, заткнутой в лацкан одежды; или может ли человек поднять в субботу своего ребенка. Вот в этом и заключался для них смысл религии. Их религия сводилась к кодексу мелочных правил и норм.
Что же тогда понимал Иисус под законом? Каково же истинное значение закона?
Когда мы смотрим на десять заповедей, которые составляют суть и фундамент закона, мы видим, что их смысл можно свести к одному слову: уважение, или лучше почитание, благоговение. Благоговение перед Богом и перед именем Божьим, почитание дня Господня, почитание родителей, почитание жизни, уважение собственности, уважение личности, почитание истины и доброго имени людей, уважение к себе – вот фундаментальные принципы, стоящие за десятью заповедями. Весь закон основан на них.
Спаситель пришел в мир, чтобы показать людям, что значит отдавать должное благоговение Богу и уважение к людям.
В этом контексте более явно звучат слова Христовы: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19).
Иными словами, те, кто рассматривают закон как сам по себе являющийся важным, не учитывая Божественной воли о любви к людям, – не понимают его, и тем самым нарушают принцип закона. Любовь, благоговение и уважение – это и есть «иота» закона Божия, без которой теряется весь его основной смысл.
Святитель Иоанн Златоуст, Блаженный Феофилакт, Евфимий Зигабен понимают под малейшей заповедью – тот закон, который Спаситель намеревается преподать людям в Своей Нагорной проповеди. И их мнение никак не противоречит вышесказанному, так как дальнейшие слова Христа наполнены тем, что вложит в уста Спасителя Иоанн Богослов, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).
Всякий же, кто будет противиться закону Божию, малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Как пишет епископ Михаил (Лузин): «Выражение не означает того, чтобы такой нарушитель и развратитель остался в Царстве Небесном, хотя бы на последних степенях блаженства. По свойству греческого выражения оно означает, что таковой не войдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда».
Книжники и фарисеи стремились к исполнению различных предписаний и установлений, непрестанно ограничивая себя и других «буквой закона», в то время как Иисус Христос открывает нам всю суть закона Божьего, которая заключается в любви. А любовь границ не имеет. Именно поэтому Господь предупреждает: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).
Выдающийся учитель Церкви Блаженный Августин говорил, что суть христианской жизни можно свести к одной фразе: «Люби Бога и делай, что хочешь». Но пока человек рассуждает в категориях закона без любви, он не сможет быть свободным. Лишь в тот момент, когда мы осознаем, как Бог возлюбил нас, дорогие братья и сестры, у нас появляется желание – ответить на эту любовь.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!