8 марта. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших

8 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Сегодня хотелось бы ответить на три вопроса, и первый из них звучит так:

«Зачем Иуде понадобилось целовать Христа? Неужели воины не знали, как Он выглядит?»

Петр Ионов

Обратимся к истории предательства Иудой Спасителя в повествовании евангелиста Луки: Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 47–48).

В преддверии Пасхи Иерусалим наполнялся множеством паломников. Так как не всем хватало места для ночлега в самом городе и гостиницах в селениях близ Иерусалима, то многие ночевали под открытым небом, и лучшего места для такой ночевки, чем Гефсиманский сад, было не найти.

Большое количество людей и темные ночи Палестины делали трудным обнаружение конкретного человека среди деревьев Гефсиманского сада. Именно поэтому первосвященники, боясь каких-либо эксцессов, были рады одному из ближайших учеников Христа – Иуде, который согласился осторожно указать на Господа. Иуда же сумел выдать Спасителя так, чтобы власти могли схватить Христа, когда с Ним не было толпы.

При встрече учителя ученик клал правую руку на его левое плечо, а левую руку – на правое плечо и целовал его. В качестве предательского знака Иуда решил воспользоваться этим обычаем, Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47).

Борис Ильич Гладков отмечает: «Из последующего поведения Иуды и предложенного Ему Иисусом вопроса можно заключить, что он намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, затем отойти к Апостолам и тем скрыть свое предательство. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Иисус сказал: “ Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?”»

Таким образом Иуда привел воинов синедриона ко Христу в темноте Гефсиманского сада, среди прочих людей указав на своего Учителя.

Если Господь заповедовал нам молиться молитвой «Отче наш» и не быть многословными, почему же у нас столько молитв – целые молитвословы? И можно ли заменять все эти молитвы и молитвенные правила молитвой «Отче наш»? Или молиться вместо утреннего и вечернего правила по правилу Серафима Саровского (три молитвы "Отче наш", три молитвы "Богородице Дево, радуйся" и "Символ веры")?

Евгения Сумишова

В Евангелии от Матфея, глава 6, стихи 7–13, говорится: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш ...»

Наставляя о молитве и преподавая как образец молитву «Отче наш», Господь предостерегает от подражания язычникам, то есть многобожникам. Под словами   говорить лишнего   в греческом языке подразумевается слово, которое можно перевести как «бубнить» или «болтать». Среди язычников существовало убеждение, что молитвы – это род магических заклинаний, в которых важным является большое количество слов и точность их воспроизведения. А так как они верили в многочисленных богов, то и обращений к ним было множество. Римский философ Сенека язвительно говорил, что цель такой молитвы – «утомить  богов» и тем заставить их стать благосклоннее.

Порицая такое многословие, Господь в то же время не запрещает продолжительных молитв и молитвословий. От нас требуется только, чтобы молитвы наши не были пустыми и бездушными, но, напротив, были искренними и сердечными.

Конечно, мы всегда просим что-либо в своих молитвах к Господу, но очень важно осознавать следующее: мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив своим духом во внутреннее общение с Богом, – ведь это и есть высшая цель молитвы. Молитва же наша должна быть непрестанной и разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его и исполнение которых спасительно для нас.

Поэтому каждый христианин должен выбирать себе молитвенное правило согласно своему духовному становлению, соотнося свои силы и возможности. Что же касается правила преподобного Серафима Саровского, то стоит помнить, что три обозначенные в вопросе молитвы являются только начинательными, а далее полагается читать в течение всего дня молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

«Что значит выражение (народа, который требовал распять Господа) “кровь его на нас и потомках наших”?»

Александр Попов

22. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

(Мф. 27, 22–25)

По иудейскому обычаю, утверждая смертный приговор, судьи возлагали руки на голову осужденного и говорили: «Кровь твоя на тебе». Они делали это в знак того, что произносили правильный приговор и будут нести ответственность за смерть осужденного. Словами «кровь на нас и на наших детях» иудеи хотели сказать, что если Христос будет распят, то они принимают на себя и своих детей ответственность за Его казнь. Так ответили все собравшиеся, а не только представители синедриона.

Нужно помнить, что толпа состояла из сторонников Вараввы, видевших в нем национального героя. Это не те люди, которые тысячами ходили за Господом, чтобы услышать Его и получить исцеление. Кроме того, вина лежит на лидерах народа, искусно влиявших на массовое сознание. Они обвинили Иисуса Христа в богохульстве. А каждый иудей знал, что «хулитель имени Господня должен умереть», как указывает 24-я глава, 16-й стих Книги Левит.

Но при чем здесь дети? Понятно, что дети иудеев, как мудро замечает Александр Павлович Лопухин, были ответственны за кровь праведника лишь настолько, насколько принимали или принимают участие в злобе своих предков против Иисуса Христа. Согласно пророку Иезекиилю, дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез. 18, 20).

В годы властвующего атеизма наш народ позволил случиться трагедии поругания Христовой веры. И дабы не быть наследниками безумных поступков наших предков, нам следует через любовь к Богу и покаяние очищать наши сердца если не от крови Христа, как детям тех иудеев, то от пыли разрушенных храмов и монастырей. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы