8 июня. Ищите же прежде Царства Божия

8 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 31 - 34; глава 7, ст. 9 - 11

 

31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

7:9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

(Мф.  VI, 31-34; VII, 9-11)

 

Господь говорит: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» Зачастую человек, читая Евангельское благовестие и сталкиваясь с этими словами, впадает в некое недоумение: как же мы будем жить, если не будем заботиться, ведь мы нуждаемся и в пище, и в питии, и в одежде, и многих вещах земных? Действительно, когда вера еще слаба, пока человек не знает, каков Бог, ему гораздо проще уповать на самого себя, свои жизненные обстоятельства, людей. Когда человек постоянно ищет земного, тогда у него нет сил, принять эти слова Господа, возложить свое упование на Бога. Исходя из этого евангельского повествования (и не только его), мы должны сделать вывод, что все мы нуждаемся в укреплении веры, в живом общении с Богом. Только живое общение дает возможность узнать Его. Узнавание Бога, Который есть любовь, Который никогда не оставляет и не предает тебя, но действительно относится к тебе как любящий отец, в итоге приводит человека в состояние внутренней тишины и покоя.

В русском переводе употреблено слово «не заботьтесь», в греческом языке оно связано с болезненной заботой, состоянием некоего помрачения, когда человек буквально не находит себе места, не может ни есть, ни спать, потому что мысли не дают ему покоя. Именно такая забота запрещается здесь Господом. Он призывает не быть подобными язычникам, которые не имеют возможности знать настоящего Бога и постоянно пребывают в страхе за свою жизнь и будущее. Языческая мифология рисовала в сознании человека богов капризных  и переменчивых, которым человек, по сути, не нужен: они живут в своем мире и до людей им дела нет. Человек в языческом мире исполнен страха и ненадежности; хотя обращается к богам, никогда до конца не может быть уверен, помогут ли они. Отсюда постоянная забота: что же мне сделать, чтобы моя жизнь стала спокойной и безмятежной. Поэтому Христос и предупреждает о том, чтобы не превращать естественное попечение о жизни в такую болезненную заботу. Конечно, мы обязательно должны трудиться и думать о том, как живем мы и наши близкие, помогать им.

Христианство никогда не говорило о том, чтобы перестать трудиться. Когда Спаситель призывал посмотреть на птиц небесных и лилии полевые, Он учил надеяться на Бога, всегда помнить о Его заботе о мире, о том, что Он является любящим Творцом. Но это вовсе не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Апостол Павел учил христиан: «Кто не трудится, тот пусть и не ест». Сами апостолы являли пример людей трудолюбивых и работящих. Тот же апостол Павел зарабатывал себе на хлеб тем, что делал палатки (в которых люди укрывались от ветра или зноя). Существует памятник апостольских трудов «Дидахе», где раннехристианской Церковью прописаны некоторые правила жизни и молитвы. В нем апостолы пишут: «Пророка Божия принимайте, но если он провел два дня и остается на третий жить за ваш счет, то знайте, что это лжепророк. Вы должны изгнать его от своего общения». Труд необходим, но он не может быть связан с многозаботливостью, когда человек не может думать ни о чем другом, кроме вопросов: «что я буду есть и пить?», «во что буду одеваться?». Возложи свое упование на Бога, трудись и помни, что Господь благословит твои труды.

Дальше Христос, развивая эту мысль, говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем...»  Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что очень много беспокойства у нас бывает из-за размышлений о будущем. Мы не так сильно волнуемся о дне сегодняшнем, потому что видим планы на день, условия, которые Бог дает нам сегодня. Но человек постоянно заботится о том, что же будет завтра, через месяц, сможет ли он выполнить то или иное через полгода. Господь как раз и говорит: не заботься об этом, перестань мучить самого себя. Бог дал тебе жизнь, относись к ней ответственно сегодня, наполни ее смыслом, радостью от Богообщения и надейся, что если Бог даст тебе завтра, то и на завтра даст и силы, и необходимые условия. Подчеркнем, что это не означает того, что мы должны забыть о будущем и совершенно к нему не готовиться. Запрещается многозаботливость, которая забирает у человека все силы и не дает душе быть живой.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Вот чем должно быть занято твое внимание, человек, а все остальное приложится, потому что Господь заботится о тебе больше, чем ты сам можешь позаботиться о себе. Твой долг и твоя задача - пребывать в Богообщении. Царство Божие внутри нас есть, поэтому все внимание должно быть направлено в глубину сердца. Все остальное в  нашей жизни может исправить Господь, в том числе и чудесным образом. Наша жизнь и так - сплошное чудо. Многое ли мы можем контролировать в нашей жизни? Очень мало! Все остальное дает Бог, и ровно столько, сколько нужно.

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Этими словами Господь учит тому, что Бог, как любящий Отец, заботится о жизни человека и всегда дает благо. Как говорят святые отцы, очень часто мы просим неполезного для себя, потому что нам кажется, что сегодня необходимо, чтобы произошло вот именно это. Но проходит какое-то время (порой очень малое), и мы понимаем: как хорошо, что этого не было, как замечательно, что Бог не дал мне того, что я так желал, потому что это бы мне повредило. Здесь Христос учит нас тому, что Бог дает нам полезное. Мы должны, конечно, просить, но никогда не переживать и не отчаиваться, что не получаем просимое. Хорошо научиться понимать, что мне полезно на самом деле, чтобы просить не камня, а хлеба, не змеи, а рыбы.

Итог таков: «Если вы, будучи несовершенными людьми, заботитесь о своих детях по любви к ним, тем более Отец ваш Небесный даст благо просящим у Него».

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать