8 августа. Итак сыны свободны

8 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 17, ст. 24 - 27; Глава 18, ст. 1 - 4

 

24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27. но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

(Мф. 17, 24-27)

1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…

(Мф. 18, 1-4)

 

Господь пришел со Своими учениками в Капернаум, и там произошло чудесное и назидательное событие. К Петру подошли собиратели налога и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Был такой закон, что всякий мужчина-первенец в семье платил налог как некую благодарность Богу, что он стал первым, а иногда и единственным сыном. Ко Христу это тоже относилось, и собиратели дидрахм подошли к Петру. Почему они не подошли сразу к Господу? Как толкуют святые отцы, из особого уважения к Нему, не захотели Его беспокоить. И Петр, не посоветовавшись с Господом, ответил утвердительно.

Господь никогда не нарушал закон. То, что фарисеям казалось нарушением, чаще всего было клеветой, и этому есть особое объяснение. Петр вошел в дом, но Иисус, предупредив его, являет свою осведомленность о происшедшем: Он открывает Себя как Бога всеведущего. Это очень важно, потому что дальнейший разговор касается именно этого момента. Он говорит: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?», то есть: «Смотри, ты сейчас четко понимаешь, что Я Сын Божий, для тебя это явно открыто. Как думаешь, должен ли я платить пошлину Богу Отцу?» Петр отвечает, что сыны свободны, только с посторонних берут подать. Действительно, каждый из людей является по своей сути посторонним Богу: мы творения Божии, не являемся Его единородными детьми, это и невозможно в силу разности природы (Он - Бог, мы - творения), но мы можем стать детьми Божиими через соединение с Господом Иисусом Христом, так Бог Отец усыновляет нас себе. Конечно, это человеческие термины, но здесь их можно применить.

Спаситель сказал: «Я, как Бог, свободен от всех человеческих законов, но чтобы не соблазнить людей, исполним эту обязанность». И дальше Он вновь являет чудо, когда говорит Петру: « Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Кто мог это устроить, кроме Бога? Когда Господь одним Своим словом успокаивал море, и люди говорили: «Кто же это такой, что ветры и море повинуются Ему?» Также и здесь Господь являет чудо: рыба, послушная Ему, находит на дне нужную монету и приносит ее и ловится на ту удочку, закинутую Петром, который тоже был первенец в своей семье и платил этот благочестивый налог.

Что произошло дальше? Остальные ученики заметили особое отношение Христа к Петру, слышали их разговор, видели, как Петр чудом поймал эту рыбу и достал монету, которая была платой за него и за Иисуса. Там же был Иаков, брат Господень, который был старше Петра и более уважаем (впоследствии стал первым епископом Иерусалима), а тут какое-то особое предпочтение Петра - всё это возмутило учеников, что обнаруживает в них обычное человеческое состояние: они еще не обновлены благодатью Божией, еще не стали теми, кто пойдет во все стороны света проповедовать Евангелие без боязни, с великой ревностью и радостью. Здесь они еще ревнуют о первенстве, пока им нужна слава не Божия, а своя собственная, поэтому они и спрашивают Господа: «Скажи нам, кто больше в Царстве Небесном? Когда ты будешь Царем, а мы рядом с тобой, кто какое место займет в Твоем Царстве?»

Господь умиряет их, берет ребенка (по Преданию это был Игнатий Богоносец), поставляет его посреди учеников и говорит: « Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ». То есть: «Вы потому ревнуете здесь о славе, что вам кажется, что вы поработали, потрудились, чего-то добились и соответственно заслуживаете какой-то награды. Вы правы, во многом вы лучше других людей, сердца ваши имеют и любовь, и кротость, и милосердие, иначе вы не смогли бы стать Моими апостолами, вы действительно потрудились, но гордиться здесь совершенно нечем. Доброе, светлое, кроткое и спокойное, мирное и любвеобильное состояние - это то, что должно быть нормой для человека, это не какая-то заслуга, а возвращение к нормальному состоянию. Как ребенок, пока он маленький, естественным образом мил и кроток, тих и любвеобилен, еще не растерял эти качества и обратно их не собирал, и он не гордится этим. Так же и вы: умалитесь в понимании себя, перестаньте считать себя великими, которые обязательно должны быть кем-то оценены, тогда Царство Божие будет для вас доступно и вы сможете наследовать его не как награду, а как свое естественное состояние».

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать