8 апреля. Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа

8 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, ст. 1–17. 

 

1.1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

1.2. Оно было в начале у Бога.

1.3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

1.4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

1.5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

1.6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

1.7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

1.8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

1.9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

1.10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

1.11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.

1.12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 

1.13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

1.14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

1.15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

1.16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 

1.17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

(Ин. 1, 1–17)

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

В этот день, который Святая Церковь именует Праздником праздников и Торжеством из торжеств, – в день Светлого Христова Воскресения за богослужением мы слышим особое евангельское чтение – первые семнадцать стихов первой главы Евангелия от Иоанна.

На первый взгляд удивительно, что для чтения во время пасхальной Божественной литургии избран отрывок, в котором ни слова не говорится о Воскресении Христа. Связано это с тем, что, согласно древнейшей церковной традиции, весь евангельский текст (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) разделен на фрагменты таким образом, чтобы в течение года Евангелие было прочитано полностью. А поскольку Евангелие от Иоанна самое глубокое, насыщенное богословскими понятиями и трудное для восприятия новичка, начало чтения этого Евангелия было приурочено к тому моменту, когда в Церкви новичков практически не оставалось.

Во время предпасхального Великого поста уверовавшие во Христа, но некрещеные христиане проходили «оглашения», то есть изучали основы христианской веры. А накануне Пасхи, на литургии Великой Субботы, совершалось массовое крещение подготовившихся к этому событию христиан.

Таким образом, в пасхальной Божественной литургии участвовали, практически, только «верные», которые, согласно пониманию Церкви, были подготовлены к слушанию самого сложного по содержанию Евангелия.

В начале было Слово (Ин. 1, 1). Трудно сказать что-то более лаконичное и более значительное в богословском смысле. Каждый читатель Библии при виде этих слов возвращается к ее началу, Книге Бытия, которой открывается Ветхий Завет: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Возвещение Иоанна, начинающееся с тех же слов В начале, открывает новую эру: мира преображающегося, приобщающегося через Иисуса Христа к Богу.

Этими словами – по замечанию Александра Павловича Лопухина – евангелист обозначает вечность Слова. Уже само выражение В начале ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков», как пишет святитель Иоанн Златоуст.

Но что это за Слово? В оригинальном тексте Нового Завета на месте русского «Слово» стоит древнегреческое «Логос», которое можно перевести не только как «слово», но еще и как «мысль», «смысл». Понятие Логоса как разумного принципа, управляющего миром, играло очень важную роль в античной философии.

Но Иоанн Богослов вкладывает совершенно иное значение: теперь Логос – это уже не безликий закон, а Христос, Бог-Слово, воплотившееся и жившее среди людей, умершее на Кресте за наши грехи и Своим Воскресением открывшее человечеству путь к Вечной Жизни.

А потому кульминацией сегодняшнего евангельского чтения можно назвать следующие строки: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Христос, Единородный Сын Небесного Отца, принял человеческую природу, обитая среди людей и наделяя нас благодатью Божией.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен пишет: «Сын Божий стал Человеком, чтобы люди стали сынами Божиими. Когда слышишь: Слово стало плотию, не подумай, что изменилось существо Божие, которое неизменно и невредимо, но что Слово, оставаясь тем, чем было, стало тем, чем не было, или: оставаясь Богом, стало Человеком через восприятие плоти, одушевленной, конечно, мыслящей и разумной душой».

А вершиной тернистого пути Спасителя, увенчанного страданиями и Голгофской Жертвой, является Его Воскресение. И как Крестной смертью Спасителя совершено очищение наших грехов, так и Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово, дорогие братья и сестры, является основой нашей веры и первой, важнейшей, великой истиной, источником постоянной радости, ведь именно через Воскресение Христово человек обретает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

 

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы