7 октября. И поведен был Духом в пустыню

7 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 1 - 15

 

1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

(Лк. 4, 1 – 15)

 

Событие, описанное в данном евангельском отрывке, нам особенно интересно, так как могло стать известным лишь из уст самого Спасителя.

Между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение». Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь, и обрывалась отвесной стеной по направлению к Мертвому морю. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус.

Само событие искушения Христа в пустыне описывает не только евангелист Лука, но и Матфей. Порядок же описания отдельных искушений у Луки отличается от Евангелия от Матфея: вторым по счету Лука дает описание того искушения, какое у евангелиста Матфея описано третьим (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, вообще существующего между Евангелиями. Но как отмечает Александр Павлович Лопухин: «…на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением».

Первое искушение состояло в том, чтобы обратить, камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо, дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (Втор. 7, 3), которая другими словами значит: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.

В описании второго искушения мы находим Иисуса, стоящим на горе, с которой виден весь цивилизованный мир. Это – искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Иисуса свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: «Господа Бога Твоего бойся и Ему одному служи» (Втор. 6,13; 10,20).

В третьем искушении мы видим Иисуса на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 16), ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.

Данное евангельское событие показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека. Нас, например, не одолевает искушение обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя силой воли, уединенной молитвой и постом.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать