Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 1 - 15
1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
(Лк. 4, 1 – 15)
Событие, описанное в данном евангельском отрывке, нам особенно интересно, так как могло стать известным лишь из уст самого Спасителя.
Между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение». Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь, и обрывалась отвесной стеной по направлению к Мертвому морю. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус.
Само событие искушения Христа в пустыне описывает не только евангелист Лука, но и Матфей. Порядок же описания отдельных искушений у Луки отличается от Евангелия от Матфея: вторым по счету Лука дает описание того искушения, какое у евангелиста Матфея описано третьим (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, вообще существующего между Евангелиями. Но как отмечает Александр Павлович Лопухин: «…на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением».
Первое искушение состояло в том, чтобы обратить, камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо, дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (Втор. 7, 3), которая другими словами значит: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.
В описании второго искушения мы находим Иисуса, стоящим на горе, с которой виден весь цивилизованный мир. Это – искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Иисуса свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: «Господа Бога Твоего бойся и Ему одному служи» (Втор. 6,13; 10,20).
В третьем искушении мы видим Иисуса на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 16), ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.
Данное евангельское событие показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека. Нас, например, не одолевает искушение обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя силой воли, уединенной молитвой и постом.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!