7 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

7 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня посвятим время нашей передачи молитве Господней, так как она является неотъемлемой частью жизни каждого христианина. Вопрос от Андрея:

В самом начале 11-й главы Евангелия от Луки говорится, что один из учеников просит Господа научить молиться их, как и Иоанн научил учеников своих. Отец Пимен, а какой молитве научил пророк и Предтеча Иоанн своих учеников, и что это была за молитва? Есть ли текст этой молитвы? Андрей Царенков

Во многих религиозных группах были свои молитвы, которые им давали их учителя. Не исключением стал и Иоанн Креститель. К сожалению, евангелист не передает нам слова той молитвы, но из его слов мы можем сделать вывод, что молитвы эти отличались от молитв других религиозных групп эпохи Иисуса Христа, до нашего времени они не сохранились.

Целью же евангелиста Луки была молитва, произнесенная из уст Самого Сына Божия, для которой характерна краткость, и в ней Бога просят о самом важном: чтобы Он поскорее установил Свое владычество во всем мире.

Известны две версии молитвы Господней: в изложении евангелиста Матфея (привычный нам текст, который мы слышим за каждой Божественной литургией) и в упомянутом в вопросе Евангелии от Луки, у которого она короче и немного отличается лексически. Вряд ли можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому обычно считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении лексики ближе текст Матфея, сохранившего обороты речи, свойственные арамейскому языку.

Важно помнить главное: даже если допустить возможность, что перед нами не два варианта одного и того же арамейского текста, а что Сам Господь произнес молитву дважды, с некоторыми изменениями, из этого явствует, что молитва дана нам как образец, а не как текст, который необходимо заучить наизусть, как язычники заучивали заклинания, боясь перепутать что-либо местами.

И как обычно, Христос в данной молитве не придумывает чего-то нового, но преображает то, что уже было до Него. Многие слова и обороты заимствованы из молитвы, произносимой во время синагогальной службы. Она звучит так: «Да возвеличится и освятится великое имя Его в мире, который Он сотворил согласно Своей воле. Да установит Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего дома Израилева быстро и в ближайшее время».

А так молитва Господня звучит у евангелиста Матфея:

6.9. Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

6.10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

6.11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

6.12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

6.13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(Мф. 6, 9–13)

Как мы видим, молитва Господня имеет четкую структуру: после обращения следуют три прошения о «Твоем» и три прошения о «нашем». Как раз речь о втором прошении о «Твоем» и идет в вопросе.

Да приидет Царствие Твое (Мф. 6, 10). Речь в данном отрывке идете о Царстве Бога, или Царстве Небесном – это метафорический синоним. Именно с провозглашения пришествия Царства Божия начинает Свою проповедь Спаситель на земле.

Хотя в Ветхом Завете, кроме Книги Премудрости Соломона (10, 10), это словосочетание не встречается, понятие Царства Божия являлось краеугольным камнем всей религиозной мысли народа Израиля. Царство Бога не есть некое место, географическое пространство на небесах, куда после смерти попадают праведники. Это динамическое понятие, которое можно выразить предложением: «Бог правит, царствует». Слово «Царство» в значении «владычество, суверенное правление, царствование» часто употребляется в Священном Писании:

144.10. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;

144.11. да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,

144.12. чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

144.13. Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды.

(Пс. 144, 10–13)

Бог есть Творец, Владыка и Судья мира, Он Царь вселенной, главным образом Израиля.

Но в мире видимым образом торжествует зло, а Израиль, избранный народ Божий, предмет Его особых забот и попечения, потерял политическую независимость и постоянно пребывает под игом то одних, то других иноземных захватчиков. Как согласовать это противоречие? Кто правит миром – Бог или темные силы? Народ Израиля никогда не сомневался в том, что наступит такое время, когда Бог зримо проявит Свое могущество и установит Свое суверенное правление.

Постепенно складывается убеждение, что воцарение Бога зримым для всех образом произойдет в будущем:

45.21. Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

45.22. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.

45.23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.

(Ис. 45, 21–23)

Но к I веку появилось и другое представление, когда Царство Бога отождествлялось с исполнением закона Моисея. Появилось выражение «возложить на себя ярмо закона, или Царства Небес», что осуществлялось в исповедании строгого единобожия и преданности закону.

Но что открывает нам Спаситель? Установление Царства Божия не зависит ни от человеческих усилий, ни от соблюдения ими закона или религиозных обрядов.

Как пишет святитель Кирилл Александрийский, «Царство Небесное – это оправдание верой и освящение Духом. Поэтому и в другом месте сказано: Царство Небесное внутри вас есть».

Ученики Христовы уже в присутствии Господа ощущали власть Божию. Это проявлялось в том, что Спасителю повиновались те силы, которые порабощали людей: бесы, силы природы. Но главное, что именем Сына Божия подобное творили и сами апостолы. Это было явным проявлением «Царства Божия».

Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны быть наследниками этого Царства, непрестанно пребывая в общении с Богом посредством молитвы.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы