7 июля. Елисавете же настало время родить, и она родила сына

7 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 1–25; 57–68; 76; 80.

 

1.1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

1.2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

1.3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

1.4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

1.5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

1.9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

1.10. а все множество народа молилось вне во время каждения, –

1.11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

1.14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

1.15. ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

1.16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

1.17. и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

1.18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

1.20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

1.23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

 

1.57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

1.58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

1.59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

1.60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

1.61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

1.62. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

1.63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

1.64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

1.65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

1.66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

1.67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

1.68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

 

1.76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

 

1.80. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

 

(Лк. 1, 1–25; 57–68; 76; 80)

 

Сегодня, в день Рождества честнóго славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, за богослужением читается Евангелие от Луки.

Рождение, которое описывает евангелист Лука, было чудом для всех, даже для не знавших о видении ангела Захарии. Елисавета, которая на протяжении многих лет своей жизни претерпевала поношения от родственников и соседей за свое бесплодие, родила дитя. Этот родившийся мальчик и стал поводом для радости всей семье и всему селению, в котором произошло чудо.

Несмотря на то, что в самые древние времена имя давалось сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение имени с обрéзанием.

Епископ Михаил (Лузин) пишет: «По закону Моисееву (Лев. 12, 3), основанному на повелении Божием Аврааму (Быт. 17, 9 и дал.), всякий еврейский младенец мужского пола непременно должен быть обрезан. Это было символом завета между Богом и еврейским народом, символом особенного избрания и освящения еврейского народа… тем же законом было повелено совершать обрезание на восьмой день по рождении».  

Евангелист Лука рассказывает интересную историю о наречении имени. Родственники настаивали на том, чтобы при обрéзании младенцу было дано имя его отца. Но Елисавета настаивает, что младенца должно назвать именем Иоанн, которое провозгласил архангел Гавриил Захарии в Иерусалимском храме. Возможно, Захария с помощью письма заранее указал своей супруге имя их сына. Но мы не можем исключить и того, что это имя могло быть открыто Елисавете действием Святого Духа.

Тем, кто присутствовал при обрéзании, показалось странным желание Елисаветы, и они обратились к Захарии, которому и принадлежала честь дарования имени ребенку, а потому спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его (Лк. 1, 62). То, что близкие спрашивали «знаками», говорит о том, что Захария не только не мог говорить после посещения ангела, но и не слышал.

Захария потребовал дощечку, на которой и написал имя своему сыну – Иоанн, что переводится как «милость Божия», «дар Божий».

И вновь мы встречаемся с чудом. Пророчество ангела исполнилось: ребенок родился, ему дали указанное свыше имя, а к отцу вернулись речь и слух. Люди, видевшие все это, исполнились страха, потому как своими глазами увидели чудо и почувствовали близость Бога. Захария же, явившийся свидетелем великого события, начал прославлять Бога.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия».

Действительно, появление младенца, ставшего величайшим пророком, было милостью Божией для всего человеческого рода, потому как делом всей жизни Иоанна Крестителя было помочь людям встретиться со Христом.

Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Иоанн Креститель является удивительным примером послушания Божией воле, смирения и преданности Господу.

Помогай нам в этом Господь! 

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы