7 июля. Он будет велик пред Господом; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их

7 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 1 - 5, 57 - 68, 78, 80

1:1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,

1:2. как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

1:3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

1:4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

1:5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

1:6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

1:7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

1:8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

1:9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

1:10. а все множество народа молилось вне во время каждения, —

1:11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

1:12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

1:13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

1:14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

1:15. ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

1:16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

1:17. и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

1:18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

1:19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

1:20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

1:21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

1:22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

1:23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

1:24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1:25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

1:57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

1:58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

1:59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

1:60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

1:61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

1:62. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

1:63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

1:64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

1:65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

1:66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

1:67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

1:68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему.

1:76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

1:80. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

(Лк. 1-25;57-68;76;80)

 

Рождество честного, славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - апостол Лука свое благовестие, или правильнее сказать Господь Бог через ученика Своего, открывает нам это, с этого начинается все.

Как говорят толкователи, апостол Лука, будучи человеком образованным (по преданию, он был врачом), пишет этот текст в лучших греческих традициях. Если возьмем за пример греческих философов, мыслителей, то увидим, что их труды имеют такие же начала, то есть некое возвещение о чем-то великом, о том, что сейчас будет открываться истина. Вот и здесь апостол предваряет свое благовестие обращением к некоему достопочтенному Феофилу, видимо знатному человеку, которого он привел к христианству, ко крещению, и дает ему как бы некое катехизаторское поучение для чтения в своем Евангелии.

Здесь важно уточнение. Апостол Лука говорит, что «рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» так, «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Вот это важно. Это не просто какие-то собственные воспоминания, апостол все тщательно исследовал, близко общался непосредственно с первоверховными апостолами. Мы знаем, что апостол Лука был из числа семидесяти, не из двенадцати. То есть Евангелие - это не просто какая-то история, это документальное свидетельство самих очевидцев.

Дальше идет история о рождении Иоанна Предтечи, упоминаются его родители - священник Захария и жена его Елисавета. Оба они были из рода Ааронова, мы видим, что о Захарии нет такого упоминания, но это совершенно точно, потому что именно потомкам колена первосвященника Аарона было вменено в обязанность быть священниками. По традиции они и в жены себе выбирали девушек из того же рода. На тот момент было больше двадцати тысяч священников из Авиевой чреды, каждый нес служение в определенные дни, то есть у каждого было расписание.

Упоминается, что Захария и Елисавета были праведны пред Богом. Очень важное упоминание, потому что затем говорится: «У них не было детей», а это был очень тяжелый крест для них. Иудеи верили, что у человека есть семь степеней вины, за которые он отвержен от Бога. Одна из них, в самом начале прописываемая, та, что человек бездетный. Иудеи считали, что если нет детей, значит - ты в чем-то тяжко согрешил. Господь наказывает тебя, и твой род прекращается. Но нет, апостол Лука подчеркивает, что они были праведны пред Богом. А почему не было детей? Промысл Божий такой. Господь, как сегодня мы слышим, решает эту их проблему. Они и сами много молились об этом, много слез пролито, много вопросов было задано Богу, но не было ропота.

И вот однажды, когда в порядке своей череды Захария пошел в храм Иерусалимский служить Богу, ему выпала еще одна благая обязанность: производить каждение пред жертвенником кадильным, то есть войти непосредственно туда, куда простые люди входить не могли, оставались во дворе израильтян. Причем далеко не все священники за свою жизнь успевали это сделать. Порой это было один раз в жизни, а у кого-то и совсем не было, чтобы там, перед Святая святых, возложить фимиам на угли, чтобы возносилось благовоние, олицетворяющее и жертву Богу, и молитву всего народа. Видим, что Захария сподобился этого. Конечно, можем себе представить, какое у него было волнение и благоговейный страх.

Тогда-то Господь и являет ему волю Свою. Архангел Гавриил говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя». Как толкуют святые отцы, здесь говорится не только о его молитве о своей семье, хотя это тоже, наверное, было. Скорее всего, Захария был один из тех людей, кто ожидал утехи Израилевой, кто ожидал пришествия в мир Мессии и молился Богу, чтобы это скорее свершилось. И вот Господь награждает его тем, что у него родится сын, который послужит делу спасения рода человеческого, будет Предтечей воплощающегося Бога Слова.

Захария сомневается в словах Ангела. Почему сомневается? Причина, в общем-то, простая, очевидная… Такое услышать! Это и страшно, и очень ответственно. Как он рассуждает? «Мы с Елисаветой люди уже весьма пожилые, о каких детях может идти речь? Мы уж понесем этот крест до конца». Но Архангел его наказывает немотой за это: «ты не поверил», но «это сбудется». Вот тебе доказательство: «будешь нем».

Затем Захария выходит, народ дивится, почему он так долго там находился, но потом все понимают, что ему было некое явление. Еще здесь есть момент. Видим, что Елисавета, жена его, когда узнала, что беременна, таилась пять месяцев. Почему таилась? Объяснение тоже простое. Боялась людских сплетен, злых рассуждений. Пока точно не удостоверилась, что действительно беременна,  до этого людям не говорила. Конечно же, радости, наверное, не было конца.

И вот наступило время родиться сыну. Нужно еще заметить, что во всякой семье рождение сына всегда радостно, особенно первенца. Ведь что такое сын? Это продолжение рода, надежда на будущее, опора в старости. Дочка выходит замуж и принадлежит уже другой семье. А сыну вменяется в обязанность заботиться о своих родителях, что тоже немаловажно.

Многие родственники пришли порадоваться вместе с ними. В восьмой день происходит обрезание, нужно давать имя ребенку. По традиции ребенка называли или в честь какого-то события, или в честь отца или близкого родственника. Но здесь называют его Иоанном, как Архангел Гавриил заповедовал. «Иоанн» переводится как «милость Божия», «дар Божий».

Действительно, милость Божия для всего рода человеческого - явление ребенка, который стал величайшим пророком, о чем сам Захария, исполнившийся Духа Святого, возвещает, обращаясь к сыну своему: «Благословен… Бог». «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем  Господа приготовить пути Ему».

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Елена Клевцова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать