6 января. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им

6 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 31–36. 

 

13.31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

13.32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

13.33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

13.34. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

13.35. да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

13.36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.

(Мф. 13, 31–36)

 

Для жителей Палестины из всего многообразия растительного мира горчичное зерно было известным как самое малое семя, из которого вырастало дерево высотой до двух с половиной метров. Даже сложилась поговорка: «Мал, как горчичное семечко», которую нередко переводят на русский язык другой поговоркой: «Мал золотник, да дорог», указывая на самую маленькую по размерам монету из золота, которая ценилась дороже других.

В притче Христос уподобляет Царство Божие горчичному зерну, посаженному человеком, и которое, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сей притчей Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были уничиженнее всех, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то проповедь распространилась на всю вселенную».

Необходимо отметить, что в восточных образных выражениях, да и в самом Ветхом Завете, крупное государство обычно изображалась в виде большого дерева, а покоренные народы – в виде птиц, нашедших отдых и убежище в его ветвях.

То же ожидает и Церковь Христову, как видимый образ Царства Божия, которая, постепенно увеличиваясь в численности, будет наполнять мир, раскидывая свои ветви там, где они будут нужны, чтобы «птицы небесные», под которыми можно понимать одухотворенных людей, устраивали свои «гнезда», то есть создавали христианские общины.

Борис Ильич Гладков замечает: «Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц небесных».

Точно так же бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, едва приметное поначалу, все сильнее охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Такой же смысл имеет и притча о закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33). Три меры муки составляли примерно сорок килограммов и являлись средним количеством муки, необходимым для выпечки хлеба для довольно большой семьи в Назарете.

Закваска представляла собой маленький кусочек теста, сохраненный от предыдущей выпечки и забродивший во время хранения. Несмотря на то, что закваска составляла очень незначительную долю теста, она полностью меняла его свойства. Оживляя и заключая в себе деятельную силу, закваска заставляла тесто подниматься и таким образом меняла весь характер процесса приготовления хлеба.

Евфимий Зигабен поясняет: «Подобно тому как закваска, хотя по объему не велика, но когда скрывается в большом количестве муки, то этим смешением всю муку соединяет в одно целое и приводит в другой вид, отличный от прежнего… так и учение веры, хотя оно высказывается и не во многих словах, но когда скрывается в души многих людей путем проповеди, то всех их соединяет в одно тело Церкви, приводит к другому образу жизни и, хотя они были мертвы для добродетели, оживляет их к исполнению ее, заставляет их подниматься на небо и делает все это, имея в себе несказанно великую силу».

Весь смысл притчи сводится к одному: к преобразующему воздействию закваски. И как она полностью преображает тесто, так и наступление Царствия Небесного преображает жизнь.

Пребывание Бога внутри любящего Его человека и есть Царство Божие. А силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Сила Божественной благодати действует, невидимо распространяясь на все свойства жизни человека, освящая их и преображая.

Для стяжания этой благодати, дорогие братья и сестры, необходимы: христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге, стремление исполнять волю Божию, великая сила любви и желание послужить ближнему своими богоугодными делами.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать