6 мая. Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня

6 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 7, с 14 по 30 стих.

 

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

 

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

 

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

 

17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

 

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

 

19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

 

20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

 

21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

 

22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

 

23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

 

24 Не судите по наружности, но суди́те судом праведным.

 

25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

 

26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

 

27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

 

28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

 

29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

 

30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

 

(Ин. VII, 14-30)

 

Сегодняшний отрывок в Евангелии от Иоанна хронологически находится не совсем на своем месте, так как должен бы следовать за рассказом об исцелении больного в купальне, после которого Христа осудили за то, что он исцеляет в субботу, тем самым нарушая закон. Здесь  Господь отвечает на обвинения и показывает, что искал лишь славы Божией, что в его поступке нет ничего плохого, с некоторым осуждением направляет свою речь против фарисеев и законников.

 

В 15-м стихе говорится, что иудеи дивились, откуда Он и как знает Писания, не учившись. Для них проповедь Иисуса была несколько сомнительной, поскольку всякий фарисей был учеником того или иного великого раввина, и всякий, кто толковал Писания, ссылался на авторитетный источник. Тем самым, они хотели подловить Христа, спрашивая, откуда Он и откуда знает Писания, ни у кого не учившись. Если бы Он сказал, что Ему не нужен никакой учитель, а значит, толкует Писания от Себя, Его проповедь была обречена на провал: в традиции такое было невозможно, и Он выглядел бы просто обманщиком.


Но Господь отвечает совершенно иным образом, говоря, «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня». Кто же послал Его? Здесь беседа переходит в тонкую и искусительную для иудеев область. Христос вновь свидетельствует о Самом Себе и Своем мессианстве. Начиная отвечать на вопросы, Он говорит, что имеет право и учит не от Себя, но от Пославшего Его. Далее звучит тонкая мысль о том, что хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении «от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». Затем Он переводит разговор на вопросы мессианства и вопросы закона, обличая фарисеев и книжников. Здесь же звучит тема смерти: Христа хотят схватить и убить за то, что Он делает Себя равным Богу и смущает народ.

«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». Если вы исполняете Божию волю, то поймете, Кто такой Христос - это парадоксальная мысль, но глубоко истинная и одновременно понятная. Можно перевернуть эту фразу так: если ты хочешь увидеть, что хочет Бог и Кто такой Бог - взгляни на Христа. И наоборот, если хочешь понять, каково учение Христа и откуда оно произошло, то исполни волю Божию. Такая здесь имеется взаимная связь, которая очень тонко показывает единство Сына Божия Иисуса Христа с Богом Отцом и их согласие. Здесь прямо и ярко открывается мессианская тема.

 

«Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем». Итак, Господь говорит: Я не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня и пришел не нарушить закон, но исполнить его. Христос исполняет волю Божию - то послушание, которое дал Ему Бог. Он говорит, что не ищет славы для Себя - это значит, что Он полностью послушен Тому, Кто Его послал.

«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону...»  Наверное, это очень страшные слова для тех, кто всю жизнь выполнял закон в его мельчайших деталях. И им Господь говорит: «…никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» Естественно, за эти слова они были готовы растерзать Его.

 

Далее Христос приводит очень простой пример: закон Моисея об обрезании, которое совершалось на восьмой день после рождения и часто могло выпадать на субботний день, день покоя. Обрезание имеет два аспекта: с одной стороны, это медицинская операция, с другой -  увечье, которое человек сам наносит одной из частей своего тела. Тем самым Господь спрашивает фарисеев и книжников: как вы можете порицать Меня за то, что Я исцелил тело человека (напомним, что разговор происходит после исцеления человека возле купальни), когда сами позволяете увечить себя в субботу?  «На Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» Итак, Господь совершает благое дело, и Его осуждают за то, что Он совершил его в субботу. Это был, конечно, очень сильный аргумент - и никто уже не мог ответить на это Христу.

 

Данный вопрос исчерпан, и евангелист Иоанн переводит разговор в другую плоскость: кто-то из иерусалимлян спрашивает: «не Тот ли это, Которого ищут убить?»  Далее идет рассуждение народа и Христа о том, кто есть Христос.

Отметим для себя 24-й стих «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Вопросы суда всегда остаются для человека очень тонкими и щепетильными. Господь научает нас не судить по наружности, но призывает, хоть сколько-то ограничивать себя от этого. Потому что каким судом судим, таким будем судимы и мы с вами. Здесь Христос призывает судить судом праведным: всматриваться в глубину и сущность того, что происходит вокруг нас.

Храни вас Господь!

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать