6 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

6 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дорогие братья и сестры, сегодня мне хотелось бы дать ответ на вопрос от Анастасии:

Здравствуйте! Слава Богу за возможность просветиться через Вашу программу! Вопрос по Евангелию от Иоанна, глава 9, стих 4: Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Как понимать эти слова Спасителя? Анастасия Кочура

По традиции предлагаю прочитать евангельский отрывок, где упоминаются слова Спасителя, о которых идет речь в вопросе, чтобы рассмотреть их в контексте Священного Писания:

9.1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

9.2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

9.3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

9.4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

9.5. Доколе Я в мире, Я свет миру.

(Ин. 9, 1–5)

Это единственное чудо, записанное в Евангелиях, в котором о страдальце говорится, что он был рожден со своим недугом.

Он был, по-видимому, известной личностью, потому что ученики прекрасно знали о нем. Увидев слепорожденного, они воспользовались случаем, чтобы обратиться к Иисусу с вопросом, который с незапамятных времен беспокоил иудеев и поныне еще беспокоит многих. Иудеи связывали страдание с грехом. Они всегда понимали, что страдание, есть следствие греха. Именно поэтому апостолы задают Спасителю вопрос: Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? (Ин. 9, 2).

О причинах физических пороков у новорожденных вследствие греха у иудейских богословов было две теории.

Во-первых, у некоторых было странное представление о грехе до рождения. Они буквально верили, что человек может начать грешить еще в утробе матери. В раввинистической литературе встречается некий спор, в котором один из собеседников задает вопрос: «С какого времени злое влияние оставляет свой след на человеке, со времени образования зародыша в утробе, или от момента рождения?» Раввин ответил сперва: «От начала формирования зародыша». Но его оппонент возразил, подкрепляя доводы словами из книги Бытия, где говорится: «У дверей грех лежит» (Быт. 4, 7). Трактуя их не иначе, что грех может ожидать человека у дверей утробы, в момент его рождения. Этот спор показывает, что идея утробного греха была известна и абсурдна.

Во-вторых, во дни Иисуса некоторые иудеи верили в предсуществование души. Они позаимствовали эту идею у Платона, через эллинистическую культуру. Верили, что все души существовали до создания мира в Эдемском саду, или что они были на седьмом небе, или в известном месте, где они ожидали вселения в тело. Греки верили, что такие души добры и что вселение в тело оскверняет их; но были некоторые группы иудеев, которые верили, что уже тогда души были добрыми и злыми.

Во дни Иисуса некоторые иудеи верили, что недуг человека, даже если он у него от рождения, может быть у него по причине греха, совершенного еще до рождения. Это странная мысль, и может казаться нам даже фантастичной, но в ее основании лежит идея зараженной грехом вселенной.

И все же самой распространенной причиной недуга человека от рождения считали грех родителей. Идея, что дети наследуют последствия греха родителей, вплетена в мышление всего Ветхого Завета:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.

(Исх. 20, 5)

Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.

(Чис. 14, 18)

Одна из ведущих мыслей в Ветхом Завете заключается в том, что грехи родителей всегда поражают детей. Да не забудет никто, что ни один человек не живет сам для себя и не умирает сам для себя. Когда человек грешит, он пускает в ход цепь последствий, которым нет конца. Подобно тому, как женщина, страдающая пороком наркомании во время беременности, не может родить абсолютно здорового человека.

Очень важно отметить мысль, которую мы находим в книге пророка Иезекииля:

Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.

(Иез. 18, 19–20)

Но в евангельском повествовании Господь не дает ответа о причине слепоты исцеленного человека, Он указывает иной путь мысли: не стоит задавать вопрос «почему?», лучше спросите «для чего?»: для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3).

В Евангелии от Иоанна чудеса всегда знак славы и силы Божией, тогда как у других евангелистов нередко чудеса сопровождаются пояснениями о сострадании Иисуса к людям. Конечно, здесь нет противоречия. Это просто два взгляда на одно и то же, оба основаны на высшей истине, что слава Божия в Его сострадании, и что Он ни в чем не проявляет Своей славы так, как в сострадании.

Этому учит Спаситель и Своих учеников: Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я – свет миру (Ин. 9, 4–5).

Господь призывает нас, дорогие братья и сестры, делать добро, пока есть время. Бог дал человеку день для труда и ночь для отдыха. День приходит к концу, и время для труда заканчивается. Иисус должен был торопиться делать дела Божьи, потому что Его день близился к концу и ночь Креста приближалась. Но это верно и в отношении каждого человека. Нам дано только определенное количество времени, и все, что мы должны сделать, должно быть сделано в этот срок.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы