Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 42 - 48
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф. V, 42-48)
Во всем Новом Завете, наверное, больше нет отрывка, где бы так сжато была изложена вся христианская этика личных отношений. Господь объясняет, как мы должны общаться не только с родными и близкими, но в целом с окружающими людьми. Здесь также представлены и принципы Ветхого Завета, о которых мы слышали и ранее, когда речь шла о противлении и непротивлении злу.
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» Христос говорит о новом типе отношений между людьми, построенных на принципе любви. Нельзя в чем бы то ни было отказывать человеку - ты должен помочь, в этом тоже заключена добродетель. Не будем углубляться в разговор о том, как отличить нужду и необходимость от обмана, здесь это непринципиально. Общий подход в отношениях между людьми - это реальное желание помочь другому, построенное на основном принципе, который приносит нам Господь, - принципе любви. Далее Он раскрывает, в чем он заключается.
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Очень понятный, логичный принцип, в котором все ясно. Есть враг - и его нужно ненавидеть, потому что он враг. Есть ближний - и его надо любить. Но Христос говорит по-другому: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Он сразу очень высоко поднимает планку: вы будете сынами Отца Небесного, потому что Он повелевает солнцу восходить и над злыми, и над добрыми. Мы видим, что Господь долготерпелив и милостив в отношении любого человека, всегда поступает из соображений бесконечной, всеобъемлющей любви и терпения к каждому человеку. Из Евангелия мы знаем, что иногда терпению приходит конец, это тоже принцип жизни: человек, увы, умирает и должен дать ответ за всю свою жизнь. Но Господь терпит нас всех и дает возможность покаяния и изменения самих себя.
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Здесь нам открывается простой принцип - наша любовь к ближнему как бы врожденная, она исходит не от нашей воли, но от сердца. Мы любим маму и папу, любим своих детей - это естественно, понятно, и никто не задается этим вопросом. Но как любить другого человека, когда это не врожденное чувство. Эта любовь уже исходит от воли, для этого мы должны иметь в себе какое-то побуждение. Для того чтобы полюбить другого человека, надо захотеть это сделать, и это настоящий труд. Как это сделать, если в отношении тебя совершается грех? Это уже победа над самим собой и по-настоящему христианская жизнь. Мы должны понять, что путь жизни христианина сложный и трудный. Некоторые думают, что если ты поверил в Бога и крестился, то все у тебя будет замечательно. Но ты вступаешь на очень сложный путь. Неслучайно Господь говорит, что путь к Царству Небесному очень труден, узок и тернист. Тернии - колючки, о которые ты можешь поцарапаться и причинить себе боль. Путь узкий потому, что тебе придется что-то делать с самим собой; можно сказать, что он еще и низкий, потому что тебе придется наклониться и ползти, а еще нести или тащить свой крест. Все это требует от нас побуждения своей воли и понимания, куда мы вступаем. Поэтому всякий раз, когда я говорю, что я христианин, я должен понимать, на какой путь я встал, и спрашивать себя, иду ли я этим путем.
В Евангелии от Иоанна мы разбирали слова Христа о том, что наступит и уже наступило время, когда христиан будут гнать, убивать и думать, что тем совершают благое дело. Не надо забывать о том, что Господь призывает нас к очень трудному пути и вовсе не сулит, что нам будет радостно здесь, на земле, но обещает блаженство будущей жизни, которое уже никогда не отнимется от нас.
Дальше Господь говорит необычайные слова, воплотить которые в своей жизни, кажется совершенно нереальным. В 48-ом стихе Он говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Какой вывод можно сделать из этого? Все учение Священного Писания сводится к тому, что мы становимся настоящими людьми, лишь когда уподобляемся Богу. И только одно делает нас подобными Ему - любовь к людям, забота о них, независимо от того, к кому она обращена: ближнему, постороннему человеку или врагу. Мы обретаем христианское совершенство, когда научаемся прощать и прощать так, как прощает нас Бог. Мы становимся по-настоящему христианами и людьми, только когда научаемся любить человека так, как любит его Бог.
Эта истина открыта нам, и к ней призывает нас сегодня Господь. Он призывает нас к великой цели, говоря «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!