6 июня. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

6 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 42 - 48

 

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(Мф. V, 42-48)

 

Во всем Новом Завете, наверное, больше нет отрывка, где бы так сжато была изложена вся христианская этика личных отношений. Господь объясняет, как мы должны общаться не только с родными и близкими, но в целом с окружающими людьми. Здесь также представлены и принципы Ветхого Завета, о которых мы слышали и ранее, когда речь шла о противлении и непротивлении злу.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»  Христос говорит  о новом типе отношений  между людьми, построенных на принципе любви. Нельзя в чем бы то ни было отказывать человеку - ты должен помочь, в этом тоже заключена добродетель. Не будем углубляться в разговор о том, как отличить нужду и необходимость от обмана, здесь это непринципиально. Общий подход в отношениях между людьми - это реальное желание помочь другому, построенное на основном принципе, который приносит нам Господь, - принципе любви. Далее Он раскрывает, в чем он заключается.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Очень понятный, логичный принцип, в котором все ясно. Есть враг - и его нужно ненавидеть, потому что он враг. Есть ближний - и его надо любить. Но Христос говорит по-другому: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Он сразу очень высоко поднимает планку: вы будете сынами Отца Небесного, потому что Он повелевает солнцу восходить и над злыми, и над добрыми. Мы видим, что Господь долготерпелив и милостив в отношении любого человека, всегда поступает из соображений бесконечной, всеобъемлющей любви и терпения к каждому человеку. Из Евангелия мы знаем, что иногда терпению приходит конец,  это тоже принцип жизни: человек, увы, умирает и должен дать ответ за всю свою жизнь. Но Господь терпит нас всех и дает возможность покаяния и изменения самих себя.

«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Здесь нам открывается простой принцип - наша любовь к ближнему как бы врожденная, она исходит не от нашей воли, но от сердца. Мы любим маму и папу, любим своих детей - это естественно, понятно, и никто не задается этим вопросом. Но как любить другого человека, когда это не врожденное чувство. Эта любовь уже исходит от воли, для этого мы должны иметь в себе какое-то побуждение. Для того чтобы полюбить другого человека, надо захотеть это сделать, и это настоящий труд.  Как это сделать, если в отношении тебя совершается грех? Это уже победа над самим собой и по-настоящему христианская жизнь. Мы должны понять, что путь жизни христианина сложный и трудный. Некоторые думают, что если ты поверил в Бога и крестился, то все у тебя будет замечательно. Но ты вступаешь на очень сложный путь. Неслучайно Господь говорит, что путь к Царству Небесному очень труден, узок и тернист. Тернии - колючки, о которые ты можешь поцарапаться и причинить себе боль. Путь узкий потому, что тебе придется что-то делать с самим собой; можно сказать, что он еще и низкий, потому что тебе придется наклониться и ползти, а еще нести или тащить свой крест. Все это требует от нас побуждения своей воли и понимания, куда мы вступаем. Поэтому всякий раз, когда я говорю, что я христианин, я должен понимать, на какой путь я встал, и спрашивать себя, иду ли я этим путем.

В Евангелии от Иоанна мы разбирали слова Христа о том, что наступит и уже наступило время, когда христиан будут гнать, убивать и думать, что тем совершают благое дело. Не надо забывать о том, что Господь призывает нас к очень трудному пути и вовсе не сулит, что нам будет радостно здесь, на земле, но обещает блаженство будущей жизни, которое уже никогда не отнимется от нас.

Дальше Господь говорит необычайные слова, воплотить которые в своей жизни, кажется совершенно нереальным. В 48-ом стихе Он говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Какой вывод можно сделать из этого?  Все учение Священного Писания сводится к тому, что мы становимся настоящими людьми, лишь когда уподобляемся Богу. И только одно делает нас подобными Ему - любовь к людям, забота о них, независимо от того, к кому она обращена: ближнему, постороннему человеку или врагу. Мы обретаем христианское совершенство, когда научаемся прощать и прощать так, как прощает нас Бог. Мы становимся по-настоящему христианами и людьми, только когда научаемся любить человека так, как любит его Бог.

Эта истина открыта нам, и к ней призывает нас сегодня Господь. Он призывает нас к великой цели, говоря «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать