6 декабря. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него

6 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 15–17, 26–30. 

 

18.15. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

18.16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

18.17. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

 

18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

18.28. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

18.29. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

18.30. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

 

(Лк. 18, 15–17, 26–30)

 

Дорогие братья и сестры, позвольте поздравить вас от лица наместника и братии Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.

Для понимания евангельского текста сегодняшнего дня поясним, что в первую годовщину рождения детей матери по обычаю приносили их к известному учителю для благословения. Для этого же матери начали приносить своих младенцев к Спасителю. Вера народа была настолько велика, что одно возложение Христом рук принималось как благословение для детей.

Ученики же, зная, что Господь находится на пути в Иерусалим, где Его ожидают страдания и крестная смерть, не хотели, чтобы люди беспокоили Его. Потому и возбраняли им. В ответ на это Господь говорит: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк. 18, 16).

Не отвергая младенцев, но с удовольствием принимая их, Своим примером Господь научает смиренномудрию и тому, что Царствие Божие необходимо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, какое бывает у малых, нравственно не испорченных детей.

Как отмечает блаженный Феофилакт: «Учит Он и “словом”, говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом».

Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем желающим войти в Царствие Небесное, говоря: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк. 18, 17).

Кто не принимает проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не верует всем сердцем во Христа, тот не сможет войти в Царство Его. Как дети полностью доверяют родителям, так и мы должны доверять Господу, преклоняясь перед изумительным Его величием, сохраняя способность повиноваться Ему, прощать и просить оставления грехов, с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на Его дар.

Размышляя о том, как достичь такого душевного устроения, и зная, как сильно человеческие сердца привязаны к миру, ученики вопрошают: кто же может спастись? (Лк. 18, 26), на что Господь дает ответ: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Под этими словами Господь подразумевает, что всесильная благодать Божия может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, устремляясь в сторону, противоположную греху.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «То есть милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами».

В ответ на слова апостола Петра о том, что они все оставили и последовали за Христом, Господь замечает: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк. 18, 29–30).

Действительно, в первые века христианства во время гонений все христиане составляли как бы одну семью, являясь братьями и сестрами во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для всякого христианина, становясь как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа.

Таким образом, каждый отрекшийся ради Христа и Евангелия от своего дома и своей семьи вступал в такой дом как в свой собственный и находил в нем для себя как бы новую семью: и отца, и мать, и братьев, и сестер, и детей. Но главной наградой, ожидавшей в грядущем веке, становилась вечная жизнь.

Господь, дорогие братья и сестры, научает нас, что нет человека, который оставил бы блага и выгоды этого мира ради Царства Божия и не получил бы во много раз больше в радости покаяния очищенного сердца и общения с Богом – несравненного ни с чем воздаяния за все свои потери. Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком дано в этом мире и в веке будущей вечной жизни.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы