Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1.18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
1.19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
1.20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
1.21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
1.22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
1.23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
1.24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
1.25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
(Мф. 1, 18–25)
Сегодня, в пятницу перед Рождеством Христовым, литургия не совершается. На часах же читаются четыре евангельских зачала. Во время первого часа, для нашего назидания, Святая Церковь предлагает отрывок из Евангелия от Матфея.
Повествование о Рождестве Иисуса Христа мы встречаем только у двух евангелистов – Матфея и Луки. И если последний рассказывает нам о взволнованной Деве, которая готовится стать Матерью Христа – Сына Божьего, то евангелист Матфей описывает рассудительного Иосифа, обнаружившего беременность своей невесты.
Иными словами, историю Рождения Иисуса Христа Лука передает глазами Матери Божией, а Матфей – глазами Иосифа Обручника. Но есть то, что объединяет оба эти рассказа: явление ангела Божия, который говорит Иосифу то же, что архангел Гавриил Марии: «Не бойся»!
Блаженный Феофилакт, рассуждая о значении слов ангела, указывает на возможность понимать их двояко: или «что Иосиф боялся принять Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: “не бойся”, то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но “не бойся принять”, то есть поселить в своем доме».
По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18–19). В этих словах евангелист описывает типичные для иудеев традиции бракосочетания, состоявшие из трех основных этапов.
Во-первых, сватовство. Нередко молодые даже не встречались друг с другом, обо все договаривались родители или назначенные сваты. Брак считали очень серьезным делом, чтобы руководствоваться какими-либо чувствами.
Во-вторых, обручение. Нередко только на обручении и происходило знакомство молодых. В этот момент они могли разорвать договоренность сватов, но если обручение состоялось, то молодые уже считались в обществе мужем и женой, хотя и не жили вместе до последнего этапа – свадьбы.
И так как Дева Мария и Иосиф были уже обручены, то, видя беременность своей невесты, Иосиф и решается, по своей праведности, «отпустить» Марию, то есть дать ей разводное письмо. Это был единственный способ расторгнуть обручение.
Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20–21).
Евфимий Зигабен, пишет: «Почему ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Мария имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, – открывает и легче убеждает. Почему Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему Самой Деве ангел открыл о зачатии от Духа Святого до того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе… Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения».
Евангелист Матфей, передавая слова ангела святому Иосифу, указывает и на имя будущего Богомладенца – Иисус. И сразу же поясняет: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).
Имя Иисус, по-еврейски – Иешуа, переводится как «Бог спасает». Это было распространенное имя среди евреев. Так называли детей в честь Иисуса Навина, который после смерти пророка Моисея ввел свой народ в землю обетованную.
Евангелист указывает на Христа как на нового Иисуса, который не просто выведет Свой народ из рабства вавилонского, египетского или римского, а избавит от рабства греха. Это имя станет символом и явным указанием Бога на то, что Он никогда не оставлял и не оставит Свой народ, являя всю полноту безграничной любви и милости, в который мы, дорогие братья и сестры, так нуждаемся.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!