5 октября. Обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого

5 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 19 - 22

 

19. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,

20. прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

21. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

(Лк. 3, 19 – 22)

 

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено пророку Иоанну Крестителю. Это был человек, посвятивший свою жизнь Богу и служению проповеди покаяния и благочестия среди избранного народа Божия. Именно резкая и прямая проповедь праведного образа жизни и навлекла на Предтечу гнев Ирода Антипы, который был правителем Галилеи.

Ирод приказал арестовать Иоанна Крестителя. Иосиф Флавий говорит, что Ирод «боялся, как бы Иоанн со своим большим влиянием на народ не задумал бы подчинить себе народ и поднять восстание; ибо народ, казалось, был готов сделать все, что он скажет». Страх правителя Галилеи можно понять, но авторы Нового Завета приводят другую, личную и более очевидную причину. Ирод Антипа женился на Иродиаде, а Иоанн порицал его за это.

Отношения, связанные с этим браком, очень сложны. Ирод Антипа был одним из сыновей Ирода Великого от самарянки по имени Мальфака. После своей смерти Ирод Великий разделил свои владения между Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Среди прочих детей Ирода Великого был еще один сын от другой жены по имени Мариамна, дочери первосвященника Симона. Этот Ирод, который также имел второе имя Филипп, не получил доли во владениях отца и жил как частное лицо в Риме: именно он был мужем Иродиады, которая была дочерью Аристовула, еще одного сына Ирода Великого. Собственно говоря, он приходился Иродиаде дядей, так как и он, и ее отец Аристовул были сыновьями Ирода Великого от разных жен. Ирод Антипа во время одного их своих посещений Рима соблазнил Иродиаду, увел ее от своего сводного брата и женился на ней. Она одновременно приходилась ему и невесткой, так как была женой сводного брата, и племянницей, потому что была дочерью Аристовула, другого его сводного брата. Все это представлялось иудеям крайне отталкивающим, ибо оно противоречило всяким нормам иудейского Закона. Но если другие боялись упрекать Ирода за его нечестивое сожительство, то Иоанн, не колеблясь, осудил беззаконие правителя Галилеи.

Святитель Феофан Затворник так характеризует описанную ситуацию: «Ирод - образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча - образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому».

Когда Иоанн стал проповедовать покаяние, люди приходили толпами, чтобы послушать его и принять крещение. Во всей стране проявился небывалый до того интерес к Богу. Именно к этому правдолюбцу, Иоанну Крестителю, наследнику ветхозаветной пророческой традиции, и приходит на реку Иордан Иисус Христос. Приходит, чтобы креститься. Сам Предтеча свидетельствует, что Иисус для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю , как пишет Евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1, 31). И это крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями: отверзлось небо,   и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22).

Как отмечает Александр Павлович Лопухин: «У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения, и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось, не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события».

Эти события, укрепившие Иоанна Крестителя в истинности своего служения правде Божией, были важны не только для него самого, будущих учеников Христовых и множества людей, собравшихся на реке Иордан, но и для каждого из нас, дорогие братья и сестры!

По примеру Иоанна Крестителя Господь призывает нас строго держаться истины и не бояться говорить правду. Один древнегреческий философ сказал: «Мудрый всегда предпочитает страдать несправедливо, нежели совершать несправедливость». Также мы знаем, что подобно тому, как Спаситель пришел к Иоанну, и Бог через чудесные явления засвидетельствовал истинность и праведность служения Крестителя, так и нас Господь всегда готов поддержать явлением Своей благодати в подвиге защиты правды Божией и истины веры.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать