5 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

5 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня отвечаем на два вопроса по Евангелию от Матфея.

1. Иисус Христос сказал о детях: ибо ... Ангелы их на Небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 11). Но еврейские дети тогда были некрещеные, крестились взрослые, исповедуя свои грехи. Из этих слов следует, что все дети имеют Ангела Хранителя? В церкви говорят, что Ангела Хранителя Бог дает только при крещении (в православной церкви или в любой христианской?). Спаси вас Господь. Ольга Довжанская

Спаси и Вас Господь за Вашу любовь к Священному Писанию!

По традиции прочитаем данный евангельский отрывок:

18.1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

18.2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

18.3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

18.4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

18.5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

18.6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

18.7. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

18.8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

18.9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

18.10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

(Мф. 18, 1–10) 

Таков контекст слов Иисуса Христа из вопроса, заданного в официальной группе православного телеканала «Союз». Для того, чтобы понять значение слов о ангелах, которые видят лицо Божие, нам необходимо узнать, кого Спаситель именует «малыми».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных. Как, в самом деле, можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей».

Что же касается ангелов, то мы знаем, что Господь даровал Ангелов Хранителей всему израильскому народу как особому, избранному Им для спасения. В 33-м псалме мы читаем:

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33, 8).

В крещении мы получаем Ангела Хранителя, свидетельствуя свою веру в истинного Бога. Хранящие заповеди Божии иудеи, до дня явления Христова и в дни Его служения, также имели Ангела Хранителя, по обетованию Божиему.

2. Разъясните, пожалуйста, стихи 43–45 главы 22 Евангелия от Матфея: Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Что значат эти слова и почему Господь не разрешает возникшего противоречия, оставляя фарисеям самим рассуждать над этими вопросами? Ольга Холод

Для того, чтобы нам подробнее поговорить о данных словах, стоит вспомнить их контекст:

22.41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

22.42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

22.43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

22.44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

22.45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

22.46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

(Мф. 22, 41–46)

Эти слова Спасителя действительно сложны для понимания. Но первое, на что падает взор читателя, – это благоговейный страх и удивление окружавших Господа людей, а это были книжники и фарисеи.

Мы неоднократно читали, что Господь запрещал Своим ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в том, что представляет из себя подлинное Царство Мессии. Нужно было радикально изменить их представление о земном Христе.

Самым распространенным титулом Мессии был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось ожидание, что однажды явится великий потомок из рода Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет народ к завоеванию всех народов. О Христе обычно думали в чисто националистическом, политическом, военном плане, в свете силы и славы. Здесь еще одна попытка Спасителя изменить это представление.

Он спросил фарисеев, чьим Сыном, по их мнению, должен быть Христос. Ответ был такой, какой Он и ожидал: «Сын Давидов». Потом Господь процитировал 109-й псалом:

Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1).

Никто не отрицал, что данный псалом относится ко Христу. Сказал Господь Господу – иными словами, «сказал Бог Христу». И удивительно, что Давид уравнивает Бога и Христа, называя их одним словом – Господь. И если псалмопевец называет Христа Господом, и при этом Христос – Сын Давидов, возникает резонный вопрос: почему Давид называет своего сына своим Господом?

Из этого ясно вытекает, что Христа нельзя называть просто «Сын Давидов». Он не сын Давида; Он – Господь Давида.

Спаситель никогда не говорил прямо, что Он есть Бог. Самая главная причина – как ни странно это прозвучит – любовь Божия. Каждый человек создан свободным, а значит, даже Бог никогда не станет навязывать Себя человеку. Спаситель давал прекрасные образы, через которые ищущие Бога могли открыть Его в Иисусе, но те, кому Бог был не нужен, даже если бы и Господь явил им Себя во всей Своей полноте, – не поверили бы Ему. Впрочем, как и те, кто ищут Бога, – никогда не останутся без Божественных откровений.

Нам с вами, дорогие братья и сестры, дана прекрасная возможность открывать ежедневно для себя Божественную любовь и славу нашего Спасителя, лицом к лицу встречая Самого Богочеловека на страницах книг Священного Писания.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы