5 июня. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

5 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 33 - 41

 

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Мф. V, 33-41)

 

Сегодняшний евангельский отрывок - продолжение Нагорной проповеди. Надо отметить, что в ней Господь напоминает иудеям многое из того, что им было известно. Раввины были людьми мудрыми, в некоторых их знаниях заключались бессмертные истины, которые, однако, со временем либо забывались, либо извращались. Иудейские учителя всегда требовали, чтобы люди говорили только правду. Приведу несколько высказываний, которые несут в себе подлинно христианский отпечаток и контекст: «Мир прочно держится на трех вещах: на справедливости, истине и мире», «Четыре человека не могут явиться в присутствии Бога - это зубоскал, лицемер, лгун и сплетник»  и «Давший слово и изменивший ему подобен идолопоклоннику».

Далее Господь говорит о клятвопреступлении. Иудеи очень любили клясться многими вещами: Иерусалимом (как здесь сказано), Престолом Божиим и другим. Христос же говорит о том, что человек вообще не имеет права клясться чем бы то ни было, потому что сам в этом мире ничего изменить не может.

Иудеи делили клятвы на обязательные, в которых упоминалось имя Божие и которые надо было выполнять всегда, и на те, в которых избегалось упоминание имени Бога, и поэтому они считались необязательными. Христос же подчеркивает, что не существует такой области жизни, в которой бы Бог не принимал участия, говоря, что человек не может даже собственный волос сделать черным или белым. Бог наполняет все сферы нашей жизни, и лицемерие никоим образом не может изменить ситуацию. Потому «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Хорошо и нам помнить об этом, чтобы никогда не задавать лукавые вопросы и не давать лукавые ответы.

 

С 38-го стиха начинается следующая принципиальная тема: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Это принцип, известный еще древним: «Поступай с человеком так, как он поступает с тобой» или «Не делай ближнему того, чего бы не хотел по отношению к самому себе». Но Господь предлагает другую формулировку, которая оказывается совершенно иной по сути. Не просто не делай того, чего бы не хотел, чтобы делали тебе, но «поступай с ближним так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой».  Христос всегда призывает к действию, к добродетели.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому». Когда мы сопротивляемся злу, тогда у нас возникают огромные проблемы. Противится ли добро злу? Что вообще может противиться злу? Еще большее зло, или ненависть, или месть? Может ли месть быть построена на добре? Отомстить другому и сделать доброе дело - это вызывает сомнения.

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», - продолжает Христос. Сейчас эти известные слова могут приводить разные люди, говоря, раз вы христиане, то во всем должны так поступать. Наверное, нас не так часто бьют по лицу, но в жизни мы нередко переносим обиды и оскорбления. Господь говорит нам несколько иное: если подобное случается, то настоящий христианин не негодует за оскорбление и не ищет мести, потому что она порождает зло.

Кроме того, ударить в правую щеку можно только левой рукой, а большинство людей все же правши и бьют правой. Нанести удар тыльной стороной руки было еще большим оскорблением, нежели ударить как обычно. В этом изречении Христа может быть скрыт смысл иной, нежели тот, который нам навязывают. Христианское представление о непротивлении злу вовсе не означает попустительства ему. У русского религиозного философа Ивана Ильина есть произведение, которое так и называется «О противлении злу силой». Каждому надо хорошо разобраться с вопросом о том, как я должен противиться злу.

«Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».  Когда тебя просят только одно, ты должен дать больше, и тогда будешь по-настоящему христианином. В христианской жизни нет места возмездию, каким бы «контролируемым» оно ни было. В ней действует другой принцип - закон терпения, милосердия и любви, но эта любовь разумная и рассудочная и порождает соответствующие ей поступки и действия. И, конечно, христианин отвечает за сохранение своей семьи и отчизны.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать